Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат
Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются:- развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;- стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;- развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);- формирование математических представлений;- развитие зрительно-моторной координации я функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются: развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речи; нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения.
40. Психотерапевтическая работа с семьёй, имеющей ребёнка с нарушениями двигательной сферы
Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, независимо от возраста больного. Более того, по мере взросления ребенка возрастает значение психологической помощи, так как ситуация в семье непрерывно усложняется.
Все семьи, имеющие детей-инвалидов с двигательными нарушениями, можно условно разделить на три группы:
* семьи, которые в течение определенного времени после постановки диагноза могут достигнуть внутрисемейной и социальной (внесемейной) адаптации;
* семьи, которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях не формируются правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития;
* промежуточная категория семей, т. е. семьи с отклонениями во внутрисемейной и внесемейной адаптации.
Трудно выявить статистически значимую зависимость между особенностями семейной адаптации и клиническими характеристиками больного ребенка. Существуют предварительные данные, которые указывают на то, что наибольшие трудности испытывают семьи, имеющие детей с ДЦП и умственной отсталостью, а наиболее благоприятны семьи, воспитывающие ребенка с легкими проявлениями основного заболевания (В. В. Ткачева, 1999) . В адаптации семьи большую роль играют личностные особенности родителей, особенно матери. Влияние этого фактора убедительно показано в работах В. А. Вишневского и В. В. Ткачевой, описавших различные типы реагирования на факт установленного у ребенка заболевания (паранояльные тенденции, депрессия, реакция отказа, адекватное реагирование и т. д. ) . Огромна роль здорового психологического климата в семье, где растет инвалид с детства вследствие ДЦП. Отсюда важность психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей инвалида.
41. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения: слепые, тотально слепые, частично видящие, слабовидящие.
Причины нарушения зрения:
- воздействие из вне на плод во время беременности;
- патология родов;
- наследственные факторы;
- острые или хронические
инфекции, менингиты, опухоли мозга
(если нарушение зрения
Выделяют следующие группы детей:
- слепые — это дети
с полным отсутствием
- абсолютно, или тотально,
слепые — дети с полным
- частично, или парциально, слепые — дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;
- слабовидящие — дети
с остротой зрения от 0,05 до 0,2.
Главное отличие данной группы
детей от слепых: при выраженном
снижении остроты восприятия
зрительный анализатор
Выделяют две категории детей: слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Экспериментально доказано, что отсутствие или ограничение зрительного восприятия приводит к нарушению всех компонентов перцепции независимо от модальности: снижению избирательности восприятия и апперцепции, недостаточности осмысленности и обобщенности воспринимаемых объектов, нарушению их константности и целостности. Исследователи подчеркивают важную компенсаторную роль памяти у лиц с нарушениями зрения, отмечают необходимость коррекции ее дефектов и развития сохранных возможностей, например слуховой и тактильной памяти.
У слепых
и слабовидящих детей
Речь у незрячих
детей, помимо своих основных
функций, выполняет особую, компенсаторную
функцию, так как о многих предметах
и явлениях дети с нарушениями
зрения могут получить
42. Аномалии развития в связи с недостаточностью слуха: глухие (ранооглохшие, поздно оглохшие), слабослышащие (с относительно сохранной речью, с глубоким недоразвитием речи).
Причины нарушений слуха: генетические; воздействие на развивающийся плод во время беременности; негативные факторы, воздействующие на слух ребенка в период его жизни; совместное действие факторов.
Основой классификации явл-ся след. критерии: степень потери слуха, время потери слуха, ур-нь разв. речи (Р. М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.
Глухие (неслышащие). Дети, со степенью потери слуха, кот-я лишает их возмож-ти естествен. воспр-я речи и самост. овладения ею.
Среди них выделяют:
- рано оглохших. Дети, родившиеся с наруш. слухом либо потерявшие слух до начала реч. разв-я или на ранних его этапах. Сохран-ся остатки слуха, позвол-щие воспринимать сильные резкие звуки;
- позднооглохших. Дети, сохранившие
в той или иной мере речь,
потерявшие слух в том
Слабослышащие (тугоухие). Дети с част. слух. недостаточностью, затрудняющей реч. разв-е, но с сохранной способ-тью к самост. накоплению реч. запаса при помощи остаточного слуха. В зависим-ти от степени пониж. слуха и от др. факторов она весьма разнообразна по ур. реч. разв-я детей. Для пед. целей слабослышащие дети шк. возраста делятся на 2 категории:
- слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками;
- слабослышащие дети с
глубоким речевым
Наруш. слуха влияет на реч. разв-е реб-ка и оказывает опосред. влияние на формир-е памяти, мышления.
Наруш. слуха затрудн-т процесс познания и оказ-т отриц. влияние на формир-е ощущ-й и восприятий. В связи с наруш. слуха особ. роль приобр-т зрение, на базе кот-го развив-ся речь глух. реб-ка. Важн. в процессе познания окруж. мира станов-ся двиг-е, осязат-е, тактильно-вибрационные ощущения.
Затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов.
Особ-ти воображ-я обусловлены замедл-м формир-м речи и абстрактн. мышления. Нужно больше времени для осмысления получ. знаний.
Трудности общения могут привести к формир-ю негативных черт личности – агрессивность, замкнутость. Помощь заключ-ся в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.
43.
Первичные и вторичные
Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л. С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы нарушений: первичные и вторичные.
Первичные нарушения – это нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.).
Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития.
Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения.
Часто наблюдается их сочетание, например при осложненной олигофрении – недоразвитие корковых систем и повреждение подкорковых.
В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен, например при шизофрении, выделяется не первичный, а основной дефект.
Основной дефект определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в структуре психической недостаточности при данном заболевании.
Механизм возникновения вторичных нарушений различен.
Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, так называемое специфическое недоразвитие.
Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха.
Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде.
Так, в дошкольном возрасте интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми являются две функции: произвольная моторика и речь.
Они нарушаются при самых различных вредностях, приводя к задержке речевого развития, недоразвитию произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможен-ности.
Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальнаядеп-ривация.
Дефект, в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений.
Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств эмоциональной и личностной сфери, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки уровня притязаний, возникновение аутисти-ческих черт и т. д.).
44.
Влияние уровня культурного
Дефект - это физический или психологический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.
К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей. Первичный дефект является следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога.
Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.
Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личностном развитии.
Различие первичных и вторичных дефектов имеет, по мнению Выготского, не только теоретический, но и практический интерес. Важнейший вывод, к которому приходит Л.С. Выготский, состоит в том, что такой ребенок принципиально способен к культурному развитию, может вырабатывать в себе высшие психические функции, но фактически часто оказывается культурно недоразвитым и лишенным этих функций. Биологическая неполноценность ребенка лишает его возможности своевременно усваивать культуру. Это обусловлено плохой восприимчивостью ребенка ко всему новому и его недостаточной активностью.
Семья обычно не способствует воспитанию самостоятельности таких детей. Родители начинают его полностью чрезмерно обслуживать. Прекращаются попытки научить его самостоятельно пользоваться вещами. Чрезмерная опека и множество ограничений мешают развитию знаний, опыта, предметной деятельности, ознакомлению с физическими свойствами вещей.
Л. С. Выготский выдвинул ряд механизмов, влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.
Характер и степень вторичных отклонений развития, в свою очередь, в значительной мере зависят от времени возникновения дефекта.
Сюда прежде всего относятся данные о соотношениях различных параметров первичного дефекта (его модальности, времени возникновения, тяжести выраженности) и особенностей образования вторичных дефектов.
45.
Патология сенсорной сферы и
общие закономерности
Вопрос об общ.испециф. законом-х
был поставлен Выготским в нач. ХХ в. В
связи с формир. дефек-и как компл. науки
о чел., вкл-й разносторонне изучение причин
и механ. отклон-ся развития, понимание
котор.явл. условием разработки науч.-обоснован.мед.-психол.-