История развития специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат

Краткое описание

Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по специальной.docx

— 249.23 Кб (Скачать файл)

Идиотия - глубокая умствен отсталость с почти полным или полным отсутствием мышления и речи. На внеш раздражители реагируют примитивно или не реагируют совсем. Вместо речи - звуки, не понимают обращенную к ним речь, не владеют простыми навыками самообслуживания, не могут сами есть, иногда пищу глотают непрожеванной (жидкой пищей). Не всегда отличают родных от посторонних. Эмоции связаны с удовольств или неудовольств(кричат,злобн, агрессивн, наносят самоповреждения). Предоставленные сами себе, они либо пассивны, вялы, лежат в постели, либо возбуждены:раскачиваются, хлопают в ладоши. Глубокому недоразвитию психики сопутствуют грубые дефекты и физич развития. Если пороки несовместимы с жизнью, то больные погибают, иногда вскоре после рождения. требуют постоянного ухода и наблюдения. Проживают обычно в спец интернатах.

Лечение зависит от ее причины и носит сугубо симптоматич характер. Для улучшен обмен процессов- ноотропы, глютамин. кислоту, проводят витаминотерапию. Для сниж внутричерепн давления- вливания магнезии,глицерин, диакарб. При сильн затормож- стимуляторы (женьшень, китайск лимонник, алоэ). При возбуждении- нейролептики, при наличии припадков - противосудорожные средства.

 

 

24. Структура психологического дефекта  при умственной отсталости и  «ядерный признак умственной  отсталости» (по Л.С. Выготскому).

Дефект - это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. По своему происхождению дефекты делятся на врожденные и приобретенные. Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л.С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные –дефекты обусловленные первичным деф. (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.).

Первичный дефект является следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а наоброт. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект, в виде компенсаторных механизмов. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Ядерные признаки умственной отсталости, возникшие в связи с органическим поражением мозга, косвенно отражаются на формировании личности и обуславливают специфику психического развития ребенка. К ядерным, первичным признакам умственной отсталости относят патологическую инертность нервных процессов, слабость замыкательной функции КБП ГМ, чрезмерно широкую генерализацию раздражений.

Л. С.Выготский считал важным отличать первичные (ядерные) признаки умственной отсталости от вторичных и третичных наслоений, осложнений развития, подчеркивая неоднозначное и очень сложное отношение симптомов к производящей ихпричине. По мнен. Выготского, неверно соотносить все особенности психики умственно отсталого ребенка с основной причиной его умственной отсталости, т. е. с диффузным поражением головного мозга. «Первым и наиболее частым осложнением, возникающим как вторичный синдром при умственной отсталости оказывается недоразвитие высших психических функций».

 

  1. Особенности личности умственно отсталого ребенка

(общая характеристика, Я-концепция, самооценка, уровень притязаний, взаимоотношение интеллекта и  аффекта).

Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. Когда ребенок мал и интеллектуальный дефект не заметен, как правило создается постоянная ситуация успеха. У ребенка возникает неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Попадая в образовательное учреждение, или расширяя круг общения со сверстниками во дворе, детской высокой самооценке может быть нанесен серьезный удар. Источником вторичной невротизации ребенка может быть семья, если родители не в силах скрыть досады на «неудачного ребенка» или если психически нормально развивающийся брат или сестра постоянно подчеркивают свое превосходство.

Экспериментальное изучение самооценки у умственно отсталых детей в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения. У некоторых умственно отсталых детей обнаруживается пониженная и очень хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки. У детей со средней и глубокой степенями психического недоразвития, оценка повышена: такие дети мало реагируют на внешнюю оценку. Следует также учесть феномен кажущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к неудачам и создавших себе своего рода защитный барьер от внешней оценки.

Самооценка подвержена контрастным изменениям. До 3 лет высокая, потом постепенно падает. Часто выступают случаи псевдокомпенсации по завышению самооценки. Уровень притязаний понижен, отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.

Эмоции отстают в развитии по сравнению с нормой. Отмечается недифференциальность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявления радости. У «дебилов» отмечается добродушный настрой, у имбецилов больше злостно-тоскливый.

В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления, интерес направлен на текущую деятельность, частая переключаемость, не глубоки, поверхностны в интересах, которые чаще вызываются физиологическими потребностями, отсутствует познавательная мотивация.

Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Недостаточная критичность, не пытаются исправлять ошибки, выполняют задания поэтапно, не задумываясь о целях. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.

Специфическим для умственно отсталых детей является снижение точности выполнения задания при усложнении его условий, что во многом обусловлено своеобразием их умственной работы.

 

 

 

26 Межличностные отношения ребенка с особенностями психофизического развития.

Дети с интеллектуальной недостаточностью (ИН) в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения понятий. Представления “хорошо и плохо” в дошкольном возрасте носят поверхностный характер: узнают от учителей, родителей, из книг, но не могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Общая эмоциональная обедненность большинства детей с ИН определяет значительное снижение эмоционального отклика на общение взрослого: "комплекс оживления" либо долго отсутствует, либо чрезвычайно угнетен и выражен в рудиментарной форме. Чаще всего у детей с интеллектуальной недостаточностью он проявляется лишь к концу первого года жизни в очень скудном по структуре и эмоциональной окрашенности виде. Несвоевременность и затрудненность налаживания эмоционального контакта ребенка с взрослым отрицательно сказывается и на становлении более сложных видов общения.

У детей с ИН без специального обучения не возникает речевой активности, не складываются и дословесные виды общения с окружающими, не развивается предметная деятельность. У детей с недоразвитием интеллекта чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.

В дошкольном возрасте дети с большим желанием относятся к игре, чем совместной деятельности с взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Дети 5 – 6-го возраста с легкой степенью недоразвития интеллекта, поступив в группу спец детсада, обнаруживают неумение пользоваться речью- молча действуют с предметами и игрушками. Для детей младшего школьного возраста с ИН характерна неадекватная самооценка,не способны критично оценить свои действия и поступки. Учащимся старших классов присущ более высокий уровень самосознания.

Для детей старшего дошкольного возраста с ИН характерна внеситуативно-познавательная форма общения, остальные дети прибегают к ситуативно-деловой форме. Нередко дети с ИН стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. ПРИЧИНЫ: быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы; отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас; непонимание собеседника

Особенности формирования межличностных отношений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: склонность к психическому заражению эмоциями; склонность к активному подражанию способам установления межличностного отношения; стереотипы в установлении межличностных отношений воспитанные; часты неадекватные реакции в коммуникации;не сформированность межличностной перцепции.

 

27. Особенности игровой деятельности  умственно отсталых детей

 

Маленькие умственно отсталые дети совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным умственно отсталый дошкольник не вызывает заинтересованного эмоционального отношения. У значительной части умственно отсталых детей на ряду с манипуляциями встречаются и процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.

Отличительной особенностью игр необученных умственно отсталых дошкольников явл. наличие неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки.

Изобразительная деятельность и психическое развитие умственно отсталых дошкольников. Успехи умственно отсталых детей в овладении изобразительной деятельностью зависят от способов обучения в гораздо большей степени, чем это имеет место у их нормально развивающихся сверстников. Для осуществления изобразительной деятельности необходимы два основных фактора - интеллектуальный и эмоциональный. Небольшая часть детей-олигофренов оказывается способной выполнить некоторые изображения, в которых можно узнать элементы домика, флажок, скамеечку и пр. Никогда умственно отсталые дети в этом возрасте не стремились отобразить в рисунке или постройке какой-либо фрагмент их собственной жизни, не сооружали постройку для последующей игры. Многие умственно отсталые воспитанники даже в старших группах специальных дошкольных учреждений не проявляют желание рисовать в свободное от занятий время, а выполняют рисунки только по требованию взрослого.

Характеристика речевого развития умственно отсталых детей

Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмоциональный контакт с матерью. В возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи. Многие умственно отсталые дошкольники произносят первые слова в 2-3 года или даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные - названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполняемые действия. Направленность на речевое общение с окружающими у умственно отсталых дошкольников снижена.

Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми.

 

 

 

 

 

 

28. Познавательная деятельность детей  с умственной отсталостью: ощущение, восприятие, память, мышление.

Внимание. Внимание умственно отсталых детей непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объёмом, неустойчивостью и нарушениями переключаемости.

Ощущения и восприятие. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций. Неточное распознавание близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. отсутствии выделения характерных для них частей, пропорций и др.

 Для умственно отсталых  детей характерно своеобразное  узнавание объектов и явлений. Они склонны отождествлять в  некоторой мере сходные предметы, например, кошку и белку, круг  и овал. Не узнают изображения  предметов в усложненных условиях  восприятия, например, перевёрнутыми. Нарушение пространственной ориентировки - один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной  отсталости.

Память. Память умственно отсталых детей дошкольного возраста развита очень слабо. Объем запоминаемого детьми материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Дети с недоразвитием познавательной деятельности усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя пользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Мышление. У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Из-за дефектов восприятия ребенок накапливает чрезвычайно скудный запас представлений.

Информация о работе История развития специальной психологии