Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат
Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
Речь. Грубые недостатки речи детей с недоразвитием интеллекта расценивались как один из основных критериев нарушений умственного развития. Они позднее, чем это бывает у нормальных сверстников, начинают понимать обращенную к ним речь и пользоваться активной речью. Речь скудна и неправильна.
29.
Социальная адаптация
В обществе существует система отделения «особых детей» от «нормальных». Дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Дети с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.
Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что ребенка с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в детский сад или школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.
С 1970—1980-х годов наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей-олигофренов оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками.
Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).
30. Психологическая характеристика приобретенного слабоумия: психодиагностический и психокоррекционный аспекты.
Деменция – это научное название слабоумия, приобретенного человеком в результате заболевания или повреждения головного мозга. (В этом смысле деменция отличается от врожденного слабоумия, или олигофрении).
Деменция (слабоумие) относится к когнитивным нарушениям, хотя в своих внешних проявлениях она может быть тесно связана и с эмоциональными (депрессия, апатия), и с поведенческими (ночные пробуждения, утрата навыков гигиены) расстройствами. Другими словами, на фоне когнитивных расстройств изменяется поведение страдающего слабоумием, становится более скудной гамма испытываемых им эмоций, дементный больной деградирует как личность. Деменция (слабоумие) обычно возникает у пожилых людей, поэтому вместо слова «деменция» в быту используются называния «старческое слабоумие» и «старческий маразм».
Деменция, или слабоумие, всегда носит многосторонний характер: она проявляется сразу в нескольких когнитивных сферах – в мышлении, памяти, внимании, речи. При этом даже на начальных этапах нарушения настолько существенны, что слабоумие негативно сказывается и в быту, и его профессиональной деятельности.
Одна из самых коварных особенностей старческого слабоумия состоит в том, что после его наступления не только утрачиваются ранее усвоенные знания и навыки, но также существенно затрудняется приобретение новых.
Наконец, важный признак старческого слабоумия – относительная стабильность проявления расстройств. Возникающие нарушения не зависят от состояния сознания больного (в отличие, например, от случаев делирия).
Формы деменции Легкая деменция – это состояние, при котором когнитивные нарушения достигают такого уровня, что приводят к ухудшению профессиональных качеств пациента, к снижению его социальной активности (повседневное общение с родными, коллегами, друзьями). При легкой деменции пациент сохраняет все навыки самообслуживания, продолжает нормально ориентироваться в пределах собственного дома. Умеренная деменция соответствует следующему этапу в деградации когнитивных функций. Человек больше не может долго оставаться один, так как теряет навыки пользования большинством современных приборов (телефоном, пультом телевизора, кухонной плитой), может испытывать трудности с открытием замков. Тяжелая деменция – это старческое слабоумие, характеризующееся полной дезадаптацией человека к окружающей среде и его постоянной зависимостью от посторонней помощи даже в самых простых действиях (одевание, прием пищи, гигиена).
Диагностика старческого слабоумия Диагностика заболевания включает в себя исследования функции щитовидной железы, головного мозга и психологическое тестирование. Лечение старческого слабоумия Лечение старческого слабоумия включает в себя психосоциальную терапию и применение лекарственных средств.
Психосоциальная терапия включает в себя поддержку и заботу больного со стороны его родственников и друзей.
Не рекомендуется помещать такого человека в психиатрические лечебницы. Он должен находиться в знакомой обстановке. Новое место может лишь спровоцировать прогрессирование слабоумия. Лекарственная терапия назначается при депрессии, бессоннице, галлюцинациях, бреде, агрессии к окружающим. Показаны препараты, улучшающие мозговое кровообращение.Лекарства, полностью излечивающего старческое слабоумие, на данный момент не существует.
31. Виды речевых нарушений: нарушения звукопроизношения, дислалии (механическая, функциональная, физиологическая), ринолалии дизартрия, системная речевая патология (алалии, афазии).
Дислалия – наруш. звукопроизношения при норм. слухе и сохранной иннервации реч. аппарата.
В зависим-ти от сохранности анатом. строения реч. аппарата выд-т 2 вида дислалии: функциональную (не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), механическую (отклонения в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба)).
Функц-е дислалии возник. в детск. возрасте в процессе усвоения сис-мы произношения, а механич-е в любом возрасте вследствие повреждения перифер-го реч. аппарата. При функц-х дислалиях может наруш-ся воспроизведение одного или неск. звуков, при механич-х страдает группа звуков. В ряде случаев встреч-ся комбинированные функц-е и механич-е дефекты.
Причины: функц-й дислалии – общ. физич. ослабленность, обусл-я частыми соматич. заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формир-я речевой ф-ции; недост. степень разв-я фонематического слуха; неблагопр. соц. и реч. условия, в кот-х воспитыв-ся реб-к; двуязычие в семье. Механич-й дислалии – 1. Недостатки строения челюстно-зубной сис-мы: а) дефекты в строении зубн. ряда (отсутств. передних зубов, редкие передн. зубы, двойной ряд зубов); б) дефекты в строении челюстей. 2. Патологич. изменения величины и формы языка. 3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба. 4. Атипичное строение губ.
Ринолалия – наруш. тембра голоса и звукопроизношения, обусл-е анатомо-физиологическими дефектами реч. аппарата. В отлич. от дислалии, наруш-ся произношение как гласных, так и согласных звуков.
Дизартрия – наруш. произносит-й стороны речи, обусл-е недостаточностью иннервации реч. аппарата. В легких случаях имеются отд. искажения звуков, "смазанная речь", в более тяжелых, набл-ся искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.
Алалия – отсутствие или недоразв-е речи вследствие органич. пораж. реч. зон коры ГМ во внутриутробном или раннем периоде разв-я реб-ка. Наруш. операции отбора и программир-я на всех этапах порождения и приема реч. высказывания, вследствие чего оказ-ся не сформирована реч. деят-ть реб-ка. Моторная алалия – недоразвитие экспрессив. речи, выраж-е затруд-ми в овладении активным словарём и грамматич. строем языка при достаточно сохранном понимании речи. Сенсорная алалия недоразвитие импрессивной речи, когда набл-ся разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов.
Афазия – полная или частичн. утрата речи, обусл-я локальными пораж. ГМ. У реб-ка теряется речь в рез-те чер.-мозг-х травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована.
32. Психологическая помощь детям с ринолалией и дизартрией
Ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата.Анатомический дефект проявляется в виде расщелины (незаращения) на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе. В результате этого между носовой и ротовой полостью имеется открытая расщелина (отверстие) либо расщелина, прикрытая истонченном слизистой оболочкой. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями. Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь таким детям необходима как в до-, так и в после операционный период. Она должна быть систематической и достаточно длительной.
Дизартрия - нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Это нарушение может возникать как у детей, так и у взрослых. Причиной дизартрии в детском возрасте является поражение нервном системы, главным образом во внутриутробном или родовом периоде жизни нередко на фоне церебрального паралича.
Различают несколько клинических форм дизартрии, характер которых связан с местом органического поражения нервной системы. В детском возрасте чаще всего встречаются смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени.
Как правило, при дизартрии речь детей развивается с задержкой. v таких детей чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков (с-с', з-з', ц, ш, щ, ж, ч,р-р', л-л'). В целом произношение звуков нечеткое, смазанное («каша во рту»). Голос таких детей может быть слабым, хрипловатым, назализованным. Речь малоинтонированная, невыразительная. Темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным. Фонематическое восприятие таких детей, как правило, недостаточно сформировано. Звуковой анализ и синтез осуществляют с трудом. Лексико-грамматическая сторона речи обычно не страдает грубо, в то же время практически у всех детей с дизартрией отмечаются бедность словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением таких детей затруднен. Почерк неровный, буквы несоразмерные, дети с большим трудом овладевают скорописью, наблюдаются стойкие специфические ошибки письма (дисграфия). Чтение вслух у таких детей интонационно неокрашено, скорость чтения снижена, понимание текста ограничено. Они попускают большое количество ошибок прочтения (дислексия). Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта.
Основными задачами коррекционного обучения явл: формирование звукопроизношения; развитие фонематического восприятия; развитие подвижности нёбной занавески; речевую моторику; преодолевать назализацию.
33.
Психологические особенности
Общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, дефекты произношения и фонемообразования, также наблюдаются отклонения в развитии таких психических процессов как внимание и память.
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Причины ОНР - различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма), а также в первые годы жизни ребёнка.
Особенности развития познавательных психических процессов у детей с ОНР. Дети для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий. Характерным является использование однословных предложений. Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни
Дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников.
Дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания. Формирование обобщающей функции связано со становлением и развитием речевой деятельности. Недостаточная речевая способность детей с ОНР не дает возможность правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими. Исследователи считают, что задержка одного компонента приводит к задержке развития другого - мышления. Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации.