Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 02:09, реферат
Возникла спец психология (от греч. особенный) как самостоятельная отрасль психологической науки и практики в 60-ых гг XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Но было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт — все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.
34. Невропатия, симптомы и лечение невропатии
Невропатия в психиатрии — одна из форм аномалий развития
(дизонтогенеза) нервной системы, характеризующаяся
ее повышенной возбудимостью в сочетании
с повышенной истощаемостью. Невропатия
обусловлена воздействием наследственно-
35. Заикание
Заикание — нарушение темпа и ритма речи; наиболее часто наблюдается у детей в возрасте от 1/2 до 7 лет, как правило, в связи с перенапряжением или травмой нервной системы. Предрасполагает к заиканию снижение устойчивости нервной системы ребенка. В некоторых случаях причиной бывает подражание неправильной речи окружающих.Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой набл. и тонические, и клонические судороги.
В большинстве
случаев заикание начинается
в детстве и длится от
Почти все
заикающиеся способны говорить
плавно, когда они одни, либо читают
с кем-то в унисон, либо эмоционально
увлечены, либо поют, шепчут или
говорят на каком-либо
Причины заикания неясны.Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного характера; неровное отношение к ребенку взрослых;форсирование речевого развития ребенка; задержка развития речи; перенесенные инфекционные забол.
В тех случаях, когда заикание связано с особенностями развития речи, возможность его исправления во многом зависит от отношения окружающих. Если ребенку рано становится известно от старших, что его речь отличается от речи других детей, если говорят о заикании ребенка в его присутствии, делают нетактичные замечания, может возникнуть логоневроз (расстройство речи в результате невротического состояния). Отрицательно действуют также подчеркнутая озабоченность родных, сострадание и т. п. Очень важно при возникновении заикания своевременно обратиться к врачу-логопеду.
Если
заикание остается
Лечение
заикания чрезвычайно
Систематика аномалий развития двигательной сферы:
моторная дебильность, - Трудности комбинации движений, плохая приспособляемость движений к реальным задачам, инертность в использовании предметов.
двигательный инфантилизм - проявляется в снижении темпа моторного развития, в длительном сохранении некоторых рефлексов раннего детства, запаздывание формирования навыков сидения, стояния и ходьбы.
экстрапирамидная недостаточность - проявляется в бедности мимики и жестов, защитных и автоматических движений.
фронтальная недостаточность проявляется в снижении способности выработки двигательных формул, не целенаправленности, расторможенности и гиподинамии.
Наиболее часто эти двигательные нарушения наблюдаются при олигофрении. В негрубой форме возможно задержанное психическое развитие церебрально-органического генеза.
37 Детский церебральный паралич, классификация К.А. Семеновой форм детского церебрального паралича.
ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями. ДЦП является резидуальным состоянием, т.е. не имеет прогрессирующего течения. Однако по мере развития ребенка различные проявления недостаточности двигательных, речевых и других психических функций могут видоизменяться.
В основе ДЦП лежит внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действовавших во время внутриутробного периода развития и (или) в момент родов. К таким факторам риска относятся в первую очередь асфиксия в родах и родовая травма. В более редких случаях (около 2—3%) в возникновении ДЦП может играть роль генетический фактор. Тяжесть и распространенность поражения при ДЦП могут быть различными. В одних случаях наблюдается тяжелое поражение всех конечностей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Развитие двигательных и психических функций у этих детей крайне затруднено. При более легкой степени заболевания поражаются преимущественно ноги. Руки поражаются в меньшей степени. Большинство детей с этой формой заболевания при своевременном комплексном лечении и психолого-педагогической работе осваивают ходьбу, у них развиваются речь, познавательные функции, многие из них способны к обучению по программе общеобразовательной школы.
У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения. При этом отмечается более тяжелое поражение руки. У многих детей наблюдается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных и рече-двигательных расстройств.
Психофизическое развитие детей с ДЦП
Особенностью психического развития при ДЦП является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер. В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится слабость функций счета. Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. Проявления психического инфантилизма, характерные почти для всех детей, страдающих ДЦП, выражаются в наличии несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, преобладании деятельности по мотивам удовольствия, склонности к фантазированию и мечтательности, у детей наблюдаются недостаточные активность, подвижность, яркость эмоциональности.
Свойственные детям с ЦП, пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях - надолго фиксируются у них, что существенно отражается и на процессе обучения.
Часто ЦП сочетаются с такими отклонениями в развитии, как снижение слуха, речевые расстройства. У детей нередко наблюдается также задержка формирования отдельных психических функций.
38.
Психологические особенности
Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП обусловлены: биологическими особенностями, связанными с характером заболевания; социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов. Для б-ва детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу психического инфантилизма (незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка). Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соотв. возрастным нормам, но эмоциональная сфера остается несформированной.
При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих. Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Эмоционально-волевые нарушения могут проявляться по-разному. В одном случае это будет повышенная возбудимость. Или напротив пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость.
Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у ребенка затруднения. Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на: внешние - условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку; и внутренние - отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.
Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Часто в семье с больным ребенком м. наблюдать, что внимание близких сосредоточено на его болезни, родители ограничивают самостоятельность ребенка. Все это приводит к тому, что ребенок растет безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким.
Т.о, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания - недуг малыша.
39. Психокоррекционная работа (основные направления) с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются:оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения, развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия-согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, ЛФК, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.1.Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.2.Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3—4 лет, и работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте.