Как повысить самооценку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:09, сочинение

Краткое описание

Несколько недель я работал с теми ребятами, кто этого хотел, пробуя различные методы и приемы. К концу срока число желающих заниматься резко сократилось. Ни одна из идей не давала не то чтобы результата, а даже надежды. Но я сделал одно важное открытие: ребята, прекрасно справлявшиеся с критическим самоанализом, совершенно не могли выслушивать критики из чужих уст. Я назвал это «синдром добровольцев».

Вложенные файлы: 1 файл

книга.docx

— 422.43 Кб (Скачать файл)

 

 После нескольких недель  практики Бетти смогла быть  более стойкой в отношениях  с боссом. Она поставила перед  собой цель перестать его бояться.  Но при этом она должна была  сохранять терпение и не «посылать»  его — это разрушило бы их  рабочие отношения и поставило  ее перед выбором: либо уйти  самой, либо быть уволенной.  Бетти было необходимо: 1) защитить  себя от критики босса и  пусть даже и «доброжелательного»,  но вмешательства в ее жизнь  и 2) побороть его привычку интересоваться  в первую очередь ее жизнью, а потом работой. Она хотела, чтобы он относился к ней  соответственно, как к взрослой  женщине, которой не нужны инструкции  или одобрения по поводу ее  личной жизни.

 ДИАЛОГ 18

 

 Бетти сидит за своим столом, босс выходит из своего кабинета  и обращается к ней.

 

 Босс: Как сегодня идут дела?

 

 Бетти: Хорошо.

 

 Босс: Какие-нибудь проблемы?

 

 Бетти: Нет.

 

 Б о с с: Я надеюсь, все скоро установится, вы не будете так огорчены, и это перестанет влиять на вашу работу.

 

 Б е т т и: Я тоже надеюсь (Игра в туман, Самораскрытие).

 

 Босс: Вы уже решили, какие  выберете предметы в школе?

 

 Бетти: Некоторые.

 

 Босс: Вы ведь не собираетесь  проходить курс литературы средних  веков?

 

 Бетти: Я еще не решила (Самораскрытие).

 

 Босс: Вам не следует его  выбирать. Это пустая трата времени.

 

 Бетти: Да, возможно (Игра в  туман).

 

 Босс: Так вы собираетесь  его прослушать?

 

 Бетти: Может быть, я еще  не решила (Заигранная пластинка).

 

 Босс: Вам следует выбрать  какие-нибудь практические занятия,  где вы сможете изучить что-нибудь  стоящее.

 

 Бетти: Вероятно, вы правы.  Когда я решу, я скажу вам,  что я выбрала (Игра в туман).

 

 Босс: Договорились, надеюсь, это  будет разумное решение.

 

 Бетти: Я тоже надеюсь (Самораскрытие).

 

 Бетти пересказала мне этот  диалог на следующий день. Она  была почти в эйфории от  своего успеха. Однако, как и другие  новички, Бетти чувствовала, что  одного короткого решительного  диалога недостаточно, чтобы полностью  уни­чтожить манипуляцию, с которой она ежедневно сталкивалась. Необходимо было повторять подобные диалоги и на другие темы, касающиеся ее личной жизни (выбор квартиры, ее друзья-мужчины, увлечения). Неудивительно, что после того, как Бетти почувствовала себя более уверенной по отношению к боссу, она увидела, что ей стало легче работать, количество ошибок резко уменьшилось. Как сказала сама Бетти: «Я теперь очень хочу работать. Я чувствую, что могу сделать что-то стоящее». Также неудивительно и то, что Бетти стала искать другую, более интересную работу, чем просто секретарша, и нашла такую (помощника менеджера) через два месяца. К ее удивлению, уверенное поведение по отношению к любовникам, особенно к Стэну, который ей нравился больше всех, вызвало изменения и в ее сексуальной жизни. Бетти начала постоянно испытывать оргазм во время сексуальных отношений со Стэном, что в последнее время с другими мужчинами, в том числе и с мужем, случалось лишь иногда.

 

 Если вы похожи на большинство  моих учеников, то у вас возникают  проблемы и тогда, когда вы  проходите собеседо­вание перед приемом на работу или учебу. В приведенных ниже диалогах вы увидите, как ученики разыгрывают подоб­ную ситуацию.

 

 В первом диалоге Милт  репетирует свою беседу при  приеме в институт. Он был выпускником  колледжа, когда появился в моей  группе. Его направил ко мне  мой коллега, решивший, что я  могу помочь Милту чувствовать  себя более уверенно на собеседовании.

 

 Милт объяснил, немного нервничая,  что у него на завтра назначено  собеседование в медицинском  институте, ему по­советовали сходить на эти занятия, чтобы лучше показать себя во время беседы. Милт понимал, что времени слишком мало, чтобы кардинально изменить его поведение. Но он хотел попробовать, сможет ли он почувствовать себя чуть бо­лее свободно и раскованно при разговоре с представителем института. Мы занимались с ним час или даже два. Каждый из группы по очереди был «интервьюером» и задавал все те вопросы, которые когда-то задавали им. Пока один задавал вопросы, остальные подсказывали Милту, как нужно на них ответить. После двух часов тренировки получилась следующая версия.

 ДИАЛОГ 19

 

 Пожилой профессор приглашает  Милта в кабинет, и они садятся  за стол напротив друг друга.

 

 Профессор (просматривая бумаги, которые держит в руках): Похоже, вы приготовили хорошо написанное  и осмысленное заявление.

 

 М и л т: Спасибо. Я  потратил на него много времени  (Самораскрытие).

 

 Профессор (смотрит на Милта): Скажите, почему вы хотите стать  врачом?

 

 М и л т: Я не знаю, как хорошо ответить на этот  вопрос. Я понимаю, что должен  знать, но не знаю. У меня  есть много разных причин. Я  всегда хотел быть врачом. У  меня было много других интересов,  но я всякий раз возвращался  к медицине. Она меня привлекала  больше всего. Я люблю людей... Я люблю работать с людьми  и помогать им. Я люблю разрешать  проблемы. Я люблю работать как  руками, так и головой. Я вас  еще не утомил? (Самораскрытие,  Негативное заявление, Негативные  расспросы).

 

 Профессор: Нет, продолжайте.

 

 М и л т: Я просто говорил  о том, что для меня важно.  Мне нравится работать и в  лаборатории, и с пациентами. Меня  увлекает биология. В качестве  добровольного помощника я работал  в медицинском центре. Я хочу  быть профессионалом. Вот поэтому  я и подумываю о карьере  врача (улыбается). Я слышал также,  что работа врача приносит  хорошие деньги (Разумный компромисс).

 

 Профессор (не улыбаясь): Да, хорошо. Но почему вы хотите  учиться именно у нас?

 

 М и л т: У меня нет  информации из первых рук, но  я разговаривал со многими  медицинскими работниками о разных  институтах, и они говорили мне,  что ваш институт выпускает  хороших специалистов. Я бы хотел  получить медицинское образование  в институте с хорошей репутацией (Негативное заявление).

 

 Профессор: Что вы собираетесь  делать пять лет спустя?

 

 М и л т: Я надеюсь  быть практикующим врачом по  какой-нибудь специальности.

 

 Профессор: Какой специальности?

 

 М и л т (сам Милт, без  подсказки): Я пока не знаю. Меня  привлекает общая терапия со  всеммножеством ее проблем. Также  меня интересует психиатрия (Самораскрытие).

 

 Профессор: Психиатрия и другие  специализации требуют по меньшей мере дополнительно три года к основному образованию.

 

 М и л т: Да, это правда, но я заметил, что когда делаешь то, что нравится, время проходит незаметно (Игра в туман, Самораскрытие).

 

 Профессор: А что вы собираетесь  делать через пять лет после  окончания учебы?

 

 М и л т: Я пока не  вполне уверен. Это зависит от  того, чему я смогу научиться  в институте. Я не хотел бы  сразу начинать частную практику. Я думаю, мне надо будет поработать  в каком-нибудь медицинском учреждении, чтобы хорошо представлять, что  я могу делать (Самораскрытие).

 

 Профессор: Кажется, вы колеблетесь.  Возможно, вам не хватит уверенности  в себе, чтобы начать собственную  практику.

 

 М и л т: Наверное, это  так выглядит, но я имел в  виду не это. Я думаю, что  смогу стать хорошим врачом. Я  довольно умен, медицина меня  интересует, я много работаю. Я  не боюсь «испачкать руки»  (Игра в туман, Самораскрытие).

 

 Профессор (немного саркастически): Ну, хорошо, мы попытаемся научить  держать их чистыми. Я посмотрел  на ваши оценки, они отличные, кроме одной. У вас тройка  по органической химии (поднимает  глаза на Милта в ожидании  объяснения).

 

 М и л т: Да. Органическая  химия была одним из моих  слабых мест. Я снова взялся  за ее изучение, и один мой  друг занимается со мной. Органическая  химия для меня была, как тригонометрия.  Мне нужны были три недели, чтобы понять, что к чему, и  вообще о чем идет речь. Я  думаю, что теперь у меня  не будет с этим проблем.  Я закан­чиваю второй курс и надеюсь получить «5», в худшем случае — «4» (Игра в туман, Негативное заявление, Самораскрытие).

 

 Профессор: Медицина многого  от вас потребует. Особенно, если  заняться общей терапией, как  я. Было время, когда я жалел,  что занялся ею. Вас все атакуют:  пациенты, медсестры, родственники  и другие врачи. Все ждут  от вас ответов, и вам приходится  работать часами, иногда без результата. Как вы думаете, вы это выдержите?

 

 М и л т: Вы правы.  Сейчас я не могу дать абсолютной  гарантии, что смогу все это  выдержать. Но думаю, что смогу.  Весь мой опыт говорит о  том, что я смогу это делать. Иногда я говорю себе: «Зачем  вся эта работа? Почему я всегда  так много работаю? » Но я  продолжал это делать. Я не  знаю ответа. Возможно, я мазохист? (Игра в туман, Самораскрытие,  Негативные расспросы).

 

 Профессор: Иногда я думаю,  что я тоже. Я предполагаю, вы  подавали документы и в другие  институты.

 

 М и л т: Да, я считал, так лучше. Хотя я хочу попасть  к вам, все советовали мне  подать заявления и в другие  вузы на случай, если вы меня  не примете. Разве вы не поступили  так же в свое время? (Самораскрытие).

 

 Профессор: Да, это хорошая  идея.

 

 М и л т: Вы хотите  меня еще о чем-нибудь спросить? О моих недостатках или достоинствах? (Негативные расспросы).

 

 Профессор: Что вы считаете  главным недостатком?

 

 М и л т: Это мое личное  мнение. Другие, возможно, думают иначе.  Мне кажется, мое самое слабое  место — недостаток опыта.  Я молод. Я наивен по отношению  к людям. Я не настолько решителен,  как хотелось бы. Я обычно с  треском проваливаюсь на собеседованиях. Когда я впервые проходил собеседование,  мне казалось, что у меня из-за  нервозности голова как бы  опустела. Но я думаю, что подобный  опыт поможет мне преодолеть  эти ощущения, по крайней мере, я так надеюсь (Самораскрытие,  Игра в туман, Негативное заявление).

 

 Профессор (прерывает): Мне кажется,  у вас уже неплохо получается. Вы вовсе не выглядите нервозным.

 

 М и л т: Да, не выгляжу,  но внутри я все еще чувствую  себя неуютно (Игра в туман,  Самораскрытие).

 

 Профессор: Возможно, большее  значение имеет то, как вы смотритесь  со стороны, а не что испытываете  внутри.

 

 М и л т: Наверное, вы  правы. Посмотрим, что будет  дальше (Игра в туман).

 

 Профессор: В чем, по вашему  мнению, ваше главное достоинство?

 

 М и л т: Как я уже  говорил раньше — это только  мое впечатление. Возможно, я ошибаюсь, но думаю — привычка хорошо  учиться, упорство, желание много  работать и немного мозгов. И,  вероятно, я люблю людей и медицину (Игра в туман, Самораскрытие).

 

 Профессор: Вы хотите меня  о чем-нибудь спросить?

 

 М и л т: Да, я хотел  бы задать несколько вопросов  о вашем институте. Я знаю  о нем очень мало. Пусть это  прозвучит наивно и ненаучно, но я все-таки хотел бы знать  ваше мнение по некоторым вопросам (Самораскрытие, Негативное заявление).

 

 Затем Милт задал профессору  следующие вопросы, которые мы  с ним продумали:

 

1. Меня интересуют научные исследования. Насколько это возможно у вас?

 

2. Нужно ли в первый год  обучения заниматься еще и  по индивидуальной программе?

 

3. Чем бы мне стоило позаниматься, чтобы лучше подготовиться к  новому году обучения?

 

4. Какие виды работы на лето  может получить у вас студент,  чтобы заработать средства к  существованию на время учебы?  Есть какая-нибудь возможность  не только учиться, но и зарабатывать  на жизнь?

 

 Когда два часа тренинга  закончились, мы заметили явную  разницу в том, как Милт отвечал  на вопросы в начале и в  конце. Мы попросили Милта сообщить  нам о результатах собеседования,  но он так больше и не  появился. Я узнал из других  источников, что собеседование прошло  благополучно, так же как и  другие, которые он проходил. Он  был принят сразу в несколько  медицинских учебных заведений  и поступил не в то, к собеседованию  в котором мы его готовили. Быстрое изменение в поведении  Милта не удивило меня —  я вообще редко удивляюсь чему-нибудь.

 

 Как, возможно, вы догадались, подготовка Милта к собеседованию  в институт была репетицией  к собеседованию при приеме  на работу, которое у большинства  из нас вызывает неприятные  ощущения и даже беспокойство. Многие люди, проходившие у меня  тренинг, просили подготовить  их к подобному собеседованию,  и, по их словам, они намного  легче проходили потом через  эту стрессовую ситуацию, более  реалистично вели разговор, независимо  от того, получали ли они ту  работу, которую искали, или нет.

 

 Примерный образец тренировочного  диалога перед собеседованием  при приеме на работу, за исключением  спе­цифических деталей, идентичен диалогу с Милтом. Когда я работаю с неуверенными в себе людьми, так же как и с пациентами, которым после перенесенных психических заболеваний приходилось возвращаться к нормальной жизни, все они во время тренинга говорили мне, что трудным для них будет собеседование при приеме на работу. Они обычно при этом сильно нервничают и пытаются скрыть свою нервозность вместо того, чтобы прямо сказать тому, с кем они беседуют «Я всегда немного нервничаю, когда устраиваюсь на работу. Это не помешает нашей беседе?» (Негативное заявление, Негативные расспросы). Многие не знают, что ответить на негативные комментарии по поводу их предыдущей работы и опыта. Очень часто они сомневаются в своих силах, не упоминают о своих навыках, и, естественно, у их собеседника создается впечатление, что они мало чего умеют, а зачем компании «такая головная боль»?

Информация о работе Как повысить самооценку