Как повысить самооценку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:09, сочинение

Краткое описание

Несколько недель я работал с теми ребятами, кто этого хотел, пробуя различные методы и приемы. К концу срока число желающих заниматься резко сократилось. Ни одна из идей не давала не то чтобы результата, а даже надежды. Но я сделал одно важное открытие: ребята, прекрасно справлявшиеся с критическим самоанализом, совершенно не могли выслушивать критики из чужих уст. Я назвал это «синдром добровольцев».

Вложенные файлы: 1 файл

книга.docx

— 422.43 Кб (Скачать файл)

 

 Я использую слово «авторитет»  в самом широком смысле. Это  значит, что человек имеет власть  указывать вам, что делать, иными  словами, это отношения родитель—ребенок, руководитель—подчиненный. Другой  аспект значения «авто­ритет», когда  человек вас контролирует: отношения  учитель— ученик, преподаватель—студент. В этих случаях заранее предусмотрено, что студент учится у преподавателя, а преподаватель оценивает знания студента. Чем младше ученик, тем больший авторитет руководителя имеет учитель, т. е. занимает как бы место родителя.

 

 Вам, возможно, любопытно, почему  я отнес отношения врач—пациент  к отношениям коммерческим. Ведь  даже ис­ходное значение слова доктор — «учитель». Почему не рассматривать отношения врач—пациент как отношения с авто­ритетом? Для начала я признаю, что любой врач скажет мне о моем здоровье столько же, сколько механик о моей машине.

 

 Если этот врач не рекомендован  мне другим, которому я доверяю,  я начинаю с признания, что  я вступаю с ним в коммерческие  отношения и решительно прошу,  чтобы условия нашего общения  были оговорены. Посмотрите на  это с другой стороны: доверите  ли вы постороннему механику  осматривать ваш «мерседес-бенц»,  на котором вам ехать в Монте-Карло?

 

 К счастью, большинство отношений,  построенных на авторитете, подразумевают  экспертизу, которая не может  иметь таких последствий для  вашего благополучия, как возможные  последствия лечения. Роль авторитета (эксперта) даже за­бавно проявляется в отношениях между лектором и аудиторией. Роли частично распределены заранее. Лектор соглаша­ется говорить, а аудитория — слушать. Эксперт предлагает новую информацию слушателям — другим профессионалам, студентам, просто публике, и аудитория реагирует вопросами и аплодисментами (если удача!). Остальное между ними может быть предметом обсуждения. Как будет строиться рассказ-лекция, условия, на которых лектор ее проведет, материал, который он будет или не будет раскрывать, — все зависит в значительной степени от того, как он подаст себя аудитории. Общаться с большой группой людей очень трудно, недостаточно просто знать, что ты хочешь сказать; надо знать, как сказать и как отстоять свою точку зрения перед лицом критики или града вопросов.

 

 В последующих диалогах показывается  возможность достижения взаимного  компромисса, базирующегося на  уже сложившейся структуре отношений  и в то же самое время  уменьшающего возможность манипуляций.  Попытка изменить отношения к  лучшему разумна и с точки  зрения подчиненного, и с точки  зрения начальника. Первый может  оградить себя от возможных  манипуляций начальника, а второму  это поможет наладить отношения  в той сфере общения с подчиненными, где нет заранее согласованных  правил.

 

 После этого краткого вступления  давайте обратимся к первому  из серии диалогов, посвященных  конфликтам в от­ношениях с авторитетом: подчиненный справляется с избыточными требованиями со стороны начальника по поводу его личного времени.

 

 Майку 18 лет, он недавно  закончил школу и устроился на свою первую работу в престижный продовольственный магазин. Этот магазин был открыт по четырнадцать часов семь дней в неделю, и в нем посменно работали десять чело­век. В такой ситуации отсутствие одного из работающих становилось проблемой, затрагивающей остальных. Майк был старательным работником, и помимо соблюдения своего графика, по просьбе менеджера заменял того, кто был болен. Майк испытывал смешанные чувства по поводу своей работы: с одной стороны, ему нравилось и то, что он делал, и то, что приходилось общаться с разными людьми. Но его нервировала привычка менеджера в случае отсутствия кого-ни­будь из работников звонить именно ему. Он не знал, как сказать об этом мистеру Тигу. Он опасался, что его выгонят, если он скажет «нет» на очередное предложение о подмене. После нескольких занятий в группе Майк пересказал следу­ющий диалог.

 ДИАЛОГ 16

 

 В пятницу поздно вечером  Майку домой звонит менеджер.

 

 Менеджер: Майк, Грэг заболел,  и мне нужно, чтобы ты заменил  его завтра.

 

 Майк: Это невозможно, мистер  Тиг, я завтра утром занят  и не смогу выйти на работу.

 

 Менеджер: Тебе придется перенести  дела, ты мне нужен завтра.

 

 Майк: Японимаю вас, но я  не могу (Игра в туман, Заигранная  пластинка).

 

 Менеджер: Что у тебя такое?  Прием у врача?

 

 Майк: Нет, ничего серьезного. Просто завтра я не могу (Заигранная  пластинка).

 

 Менеджер: Что ты собираешься  делать?

 

 М а и к: Это мое личное дело, мистер Тиг. У меня накопилось много всяких дел, так что я несмогу завтра (Самораскрытие, Заигранная пластинка).

 

 Менеджер: Ты не можешь их  отложить? Ты меня ставишь в  очень трудное положение.

 

 Майк: Я это знаю, мистер Тиг,  но если я отложу их сейчас, возможно, я никогда их не сделаю  и буду презирать себя, так  что я не могу завтра прийти (Игра в туман, Негативное заявление,  Заигранная пластинка).

 

 Менеджер: Я сделаю так, что  в воскресенье ты будешь свободен, если выйдешь завтра.

 

 М а и к: Я уверен, вы сделаете, мистер Тиг, но я не выйду завтра (Игра в туман, Заигранная пластинка).

 

 Менеджер: Ты меня ставишь  в затруднительное положение.  Я не знаю, кто бы еще мог  заменить Грэга

 

 Майк Это затруднительное положение, но я уверен, что вы найдете выход (Игра в туман).

 

 Менеджер: Ты прав, это трудно, но попытаюсь найти кого-нибудь.

 

 М а й к: Я в этом уверен (Игра в туман).

 

 Менеджер: Грэга, вероятно, не  будет и во вторник. Я бы  хотел, чтобы ты его заменил,  если он не появится.

 

 Майк Вполне вероятно, что он еще будет болен, но я не смогу и во вторник заменить его (Игра в туман, Заигранная пластинка).

 

 Менеджер: А кем мне его  заменить?

 

 М а й к: Я не знаю (Самораскрытие).

 

 Менеджер: Это трудно понять, Майк. На тебя всегда можно  было рассчитывать раньше.

 

 Майк: Вы правы, мистер Тиг,  я не знаю, как так получалось, но я всегда приходил вам  на помощь, не так ли? (Игра в  туман, Заигранная пластинка).

 

 Менеджер: Ну хорошо, мне придется поискать кого-нибудь другого, на кого я смогу рассчитывать.

 

 Майк: Совершенно верно, но  почему бы вам не позвонить  мне в следующий раз, когда  нужна будет замена, и спросить, смогу ли я подменить кого-нибудь. Возможно, я смогу, возможно, нет.  Но спросить ничего не стоит  (Игра в туман, Разумный компромисс).

 

 Менеджер: Хорошо. Посмотрим.

 

 М а и к: Я надеюсь, вы найдете кого-нибудь, кто смог бы заменить Грэга.

 

 Менеджер: Я найду кого-нибудь, не беспокойся об этом.

 

 Майк: Хорошо, до встречи.

 

 Майк рассказывал, что почувствовал  себя гораздо увереннее от  того, что смог преодолеть давление  со стороны босса. Майка удивило,  что мистер Тиг пошел на  компромисс, приемлемый для его  работника. До этого Майку казалось, что у него нет выбора: он  должен выполнять просьбы начальника. После их разговора он почувствовал, что мистер Тиг стал относиться  к нему с уважением и пытается  найти взаимоприемлемый выход,  а не просто командовать им.

 

 Несколько месяцев спустя  после этого Майк уже имел  в себе силы прямо сказать,  что он хочет и чего не  хочет делать. Мистер Тиг адаптировался  к новому поведению Майка и  не показывал явных признаков  того, что это его огорчает. Я  предполагаю, и это остается  только предположением, что мистер  Тиг раньше относился к Майку  как к милому ребенку, которого  нужно направлять и контролировать (а следовательно, использовать). А теперь он перестал относиться к нему и как к ребенку, который нуждается в постоянном руководстве, и как к молодому негодяю, которому нельзя доверять. Он просто стал считать его взрослым человеком, сотрудником.

 

 В следующем диалоге начальник—подчиненный  мы увидим обратную ситуацию: руководитель справляется с мани­пуляциями подчиненного.

 

 Сэму тридцать семь лет,  он руководитель в маленьком  отделе большой фирмы, в его  коллективе четырнадцать чело­век. Некоторые из подчиненных —  его друзья, и Сэма тревожила  мысль, как не прервать дружбу, но в то же время быть  требовательным руководителем. Веря  в такие лозунги, как «Не  смешивай бизнес и дружбу»,  «Босс здесь не для того, чтобы  зарабатывать дешевую популярность»,  Сэм полагал, что для успеха  дела он не должен быть недружественным  или безразличным по отношению  к своим работникам. К началу  следующего диалога Сэм находился  в очень затруднительном положении.  На предыдущей неделе была  конференция руководителей всех  отделов фирмы, на которой было  принято решение о сокращении  бюджета. Сэм во время конференции  выступил с сообщением о состоянии  дел в его отделе и выразил  сомнение, что в его сфере можно  сэкономить много средств. Но  и выслушав его, конференция  осталась при своем мнении  и урезала бюджет по всем  отделам. Увеличение нагрузки  произошло уже дважды за последнее  время, и Сэм не знал, как  объяснить своим сотрудникам,  что им придется взять на  себя за ту же плату дополнительную  нагрузку. Он чувствовал себя  виноватым по отношению к своим  товарищам за то, что в прошлом  в подобной ситуации он повел  себя плохо, прибегнув к имиджу  безразличного и равнодушного  босса.

 

 Мы провели серию «репетиций»  возможного диалога Один из них приводится ниже. Чтобы справиться с этой ситуацией, я советовал Сэму делать следующее: не извиняться за увеличение нагрузки, не защищать политику, принятую на высшем уровне, а просто, признав все возможные возражения своих работников, тем не менее просить о сотрудничестве всех сотрудников в выполнении дополнительной нагрузки.

 ДИАЛОГ 17

 

 Сэм подходит во время  перерыва на кофе к своему  другу Гарри, чтобы поговорить  об увеличении объема работы.

 

 Сэм (увидев Гарри в комнате  для отдыха, подходит к нему): Привет, Гарри. У тебя есть минутка?

 

 Гарри: Конечно, Сэм. В чем  дело?

 

 Сэм: Ты что-нибудь слышал  о совещании начальников отделов  на прошлой неделе?

 

 Г а р р и: Я знаю, что оно было. Вот и все.

 

 Сэм: Была принята программа  сокращения расходов. В конечном  итоге нашему отделу придется  на 15 процентов увеличить объем  работы в течение трех—шести  месяцев. И нам не дадут дополнительных  средств.

 

 Гарри: Что за смехотворная  идея, Господи! Мы уже перегружены  сейчас и делаем все это  скрепя сердце. Ты им это говорил?

 

 Сэм (улыбаясь): Я не сказал  им, что это смехотворно, но  сказал, что, по моему мнению, это  будет чрезвычайно трудно и  едва ли возможно сделать.

 

 Гарри: Что они ответили?

 

 Сэм: То, о чем я тебе  говорю. Объем работ будет увеличен.

 

 Гарри: Сэм, я не знаю  об остальных, но я уже загружен  по уши. Я не могу взять  еще 15 процентов нагрузки. И не  только 15 процентов, а вообще нисколько.

 

 С э м: Я согласен с тобой, Гарри. Вероятно, и ты, и все остальные могут пострадать от этого, но несмотря ни на что, у нас будет увеличена нагрузка (Игра в туман, Заигранная пластинка).

 

 Гарри: Бред. Ты говорил им, что в нашем отделе это не  получится?

 

 С э м: Я согласен, что это бред. Они не прислушались к моим предупреждениям. Я говорил им в точности то, что ты говоришь мне. Только более дипломатично (Игра в туман).

 

 Гарри: Если бы ты был  менее вежлив и прямо им  все выложил, может быть, они  бы услышали то, что ты им  говорил.

 

 Сэм: Возможно (Игра в туман).

 

 Гарри: Возможно, если бы ты  говорил напрямик, они бы не  навесили на нас еще 15 процентов.  Они не знают, что мы уже  перегружены.

 

 Сэм: Вероятно, ты прав, но  у нас будет увеличение нагрузки (Игра в туман, Заигранная пластинка).

 

 Гарри: Но я и так сейчас  ничего не успеваю. Ты это  знаешь!

 

 Сэм: Это правда, Гарри, поэтому  я хочу, чтобы вы ставили меня  в известность, когда ситуация  выходит из-под контроля. Я хочу, чтобы ты и все остальные  после первого месяца написали  мне записку о своих проблемах,  чтобы я имел на руках факты  на случай, если мне придется  идти наверх и ставить их  в известность о том, что  происходит (Игра в туман, Разумный  компромисс).

 

 Гарри: Ладно, но я не  думаю, что «потяну» еще 15 процентов  нагрузки.

 

 Сэм: Наверное, ты прав, мы  начнем и посмотрим, как пойдут  дела. У тебя на сегодня шестьдесят  дел. Выбери еще четыре новых  дела, подлежащих обработке в  течение последующих двух недель (Игра в туман, Разумный компромисс).

 

 Гарри: Сэм! Чтобы начать  четыре новых дела, потребуется по меньшей мере восемь часов на их подготовку и подробное описание. Я не могу делать их не сверхурочно.

 

 Сэм: Возможно, ты прав. Если  у тебя не хватит времени  и придется работать по вечерам,  записывай, сколько времени у  тебя на это ушло, и я внесу  это в наш план (Игра в туман,  Разумный компромисс).

 

 Гарри: Все равно, не думаю,  что мне это понравится.

 

 С э м: Я согласен с тобой, Гарри, и не упрекаю тебя за то, что ты огорчаешься. Но решение не в нашей власти, так что давай попробуем как-то с этим справиться (Игра в туман, Разумный компромисс).

 

 Гарри: Хорошо, попробуем.

 

 После того как подобный  диалог в качестве практики  был повторен Сэмом несколько  раз, он избавился от ощущения  неловкости. Впоследствии Сэм рассказал,  что в беседах с подчиненными  он чувствовал себя спокойно. Они не выка­зывали гнева по отношению к нему и приняли увеличение нагрузки после небольшого протеста.

 

 В следующем диалоге действующие  лица меняются: служащая сопротивляется  вмешательству босса в ее личную  жизнь.

 

 Бетти работает секретаршей.  Она очень привлекательная молодая  женщина, недавно разведенная.  Главной проблемой в ее работе  было вмешательство босса в  ее личную жизнь, которое началось  вскоре после ее развода. Ее  начальник, немолодой женатый  мужчина, решил взять на себя  роль «отца» по отношению к  Бетти, после того как в стиле  ее жизни и поведении стали  происходить изменения, связанные  с ее новой, более активной  жизнью самостоятельной женщины

 

 Хотя Бетти и не нравилось  вмешательство босса в ее личные  проблемы, она не могла сказать  ему: «Не суйте нос в мои  дела». Босс интересовался, где  она собирается жить, куда намерена  переехать, какую снять квартиру. Он рас­спрашивал ее о личной  жизни. И когда она поделилась, с какими мужчинами она встречается,  он сказал, что это не те  люди, с которыми следует общаться. Он также интересовался, чем  Бетти занимается в свободное  время. Когда она рас­сказала,  что ходит в вечернюю школу  и любит ездить на велосипеде, он стал советовать, какие курсы  ей выбрать и на каком велосипеде  лучше ездить. Бетти говорила, что  он вел себя в точности как  ее отец, и поскольку после  развода она вела себя неуравновешенно  и совершала много ошибок и  глупых промахов на работе, она  считала, что у нее нет другого  выхода, как позволить боссу «мстить»  ей за ее ошибки.

Информация о работе Как повысить самооценку