Как повысить самооценку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:09, сочинение

Краткое описание

Несколько недель я работал с теми ребятами, кто этого хотел, пробуя различные методы и приемы. К концу срока число желающих заниматься резко сократилось. Ни одна из идей не давала не то чтобы результата, а даже надежды. Но я сделал одно важное открытие: ребята, прекрасно справлявшиеся с критическим самоанализом, совершенно не могли выслушивать критики из чужих уст. Я назвал это «синдром добровольцев».

Вложенные файлы: 1 файл

книга.docx

— 422.43 Кб (Скачать файл)

 

 Для того, чтобы стать решительным, нужно не только знать свои неотъемлемые права, но и научиться их использовать. Первое — это философия, а второе — набор конкретных правил. Уверенность в себе означает в первую очередь решительность словесном общении: тем самым мы заявляем о себе. Но этого недостаточно. Вряд ли вы сразу перестанете быть мишенью для манипуляций, как только объясните манипуляторам свои права.

 

 К примеру, вы находитесь  в отделе товаров для автомобиля  и отвечаете на попытку продавца  манипулировать вами: «Прекратите  мной манипулировать!» Он, вероятно, ответит «Кто манипулирует? Да  я до вас и не дотрагивался! Кто-нибудь видел, чтобы я им манипулировал?» Или, если вы скажете в ответ на манипуляцию: «Я — главный судья самому себе», — он, вероятно, подумает: «Что это за идиот? Я ему пытаюсь объяснить наш порядок обмена карбюраторов, а он философствует! » И если вы захотите объяснить свои неотъемлемые права маме, когда она уговаривает вас навес­тить ее, она, скорее всего, подумает, что вы столь же себялюбивы и испорчены, каким были в детстве, да еще к тому же у вас появились безумные идеи. Возможно, ее вовсе не интересуют ваши права, или она отбрасывает их в сторону такими словами: «Приятно знать, дорогой, что ты закончил колледж, и я рада, что настояла на этом. Но когда же ты в следующий раз навестишь меня?»

 

 Чтобы воспользоваться своими  правами и остановить манипулирование,  вам нужно изменить свое поведение  — то самое поведение, которое  и дает повод вами манипулировать.

 

 Остальная часть книги посвящена  конкретным навыкам, которые помогут  вам обрести достаточную уверенность,  чтобы впредь не попадаться  на удочку.

 ЗАИГРАННАЯ ПЛАСТИНКА

 

 Когда я ввожу на занятиях  первый навык — метод Заигранная  пластинка, я начинаю с того, что спрашиваю учеников: «Почему  вы обычно проигрываете в споре  с автомехаником, который плохо  отремонтировал вашу машину?»  Ответом, как правило, служит  абсолютное молчание. Я продолжаю  свою мысль: «Вы не знаете  почему? Я скажу вам! Потому  что обычно сдаетесь после первого „нет". Он говорит вам „нет", вы отвечаете „о'кей" или, бормоча ругательства, уходите. Вы проиграли потому, что вы слишком быстро сдались. У того парня (как и у многих других) всего несколько „нет" в запасе. Если у него три „нет", вам нужно только четыре. Если у него шесть „нет", вам нужно только семь. Все просто!» В этот момент один из учащихся говорит: «Но я не могу этого сделать. Я не могу не реагировать, когда мне говорят „нет"». Мой ответ: «Что вы имеете в виду под „не могу"? Ведь на вас нет ни наручников, ни цепей, которые могли бы вас сдерживать? Я могу признать, что вы не хотите, но не могу признать, что вы не можете. Если вы не хотите, значит, вы так воспитаны: вам следует быть любезным и выслушивать от плохого механика „нет". Я правильно рассуждаю? В конце концов, он также пытается жить, как и все остальные. Верно? (В этот момент весь класс с сарказмом говорит «Верно!») У него трое детей, ему нужно, как и вам, прокормить их и дать им образование. Так ведь? Если он потеряет деньги в своем деле, он не сможет обеспечить им ту жизнь, к которой они привыкли. Верно? Но где сказано, что, если он не справится с ремонтом вашей машины, вы должны и дальше иметь с ним дело и давать ему возможность извлекать выгоду из своей небрежной работы?»

 

 Вам нужно научиться настойчиво отстаивать себя. Чтобы уверенно заявить о себе, усвойте один из наиболее важных моментов: настойчиво повторяйте, чего вы хотите, снова и снова, не повышая голоса, без гнева и раз­дражения.

 

 Итак, чтобы эффективно общаться  в конфликтной ситуации, вы должны  быть настойчивым и гнуть свою  линию. Нерешительные люди могут  увязнуть в изобилии слов и  легко сдаются, когда им все  «логично» объясняют и приводят  «доводы», почему то, чего они  хотят, невозможно. Чтобы быть  настойчивым, робкий человек должен  научиться не да­вать объяснений или извинений по поводу своей позиции; он должен игнорировать замечания соперника, провоцирующие у него чувство вины. Для этой цели предназначен метод, получивший название Заигранная пластинка. Твердя свое, как заигранная пластинка, мы учимся придерживаться своей линии в разговоре: мы повторяем то, что хотим сказать, и игнорируем то, что исходит от человека, в противоборстве с которым мы отстаиваем свое желание.

 

 Когда вы в период обучения  используете данный метод, вы  не принимаете во внимание  возражения оппонента; вы неуклонно  спокойным тоном говорите о  том, чего бы вам хотелось, до  тех пор, пока ваша просьба  не будет удовлетво­рена, или вы не согласитесь на компромисс. Цель этого тренинга не в том, чтобы научить вас говорить одно и то же, как заигранная пластинка, а чтобы научить вас настойчивости. И тогда вы сможете достигнуть такого же результата, как ге­рои следующего диалога, который рассказал Карло, один из моих студентов, проходивших тренинг. В предыдущую суб­боту он делал закупки на неделю по просьбе жены, но, вернувшись домой, не обнаружил среди покупок мяса. В доме в это время был его отец, пришедший пообедать, и Карло предложил ему поехать вместе в супермаркет и вернуть, ви­димо, забытое им мясо.

 ДИАЛОГ 1

 

 Карло входит в магазин  вместе с отцом и обращается  к кассиру.

 

 Кассир: Да?

 

 Карло: Я уже был здесь  часом раньше и купил три  отбивные, ростбиф, два цыпленка  и еще другие продукты. Когда  я вернулся домой, я обнаружил,  что мяса нет. Мне нужно мое  мясо.

 

 Кассир: Вы посмотрели в вашей  машине?

 

 Карло: Да, мне нужно мое  мясо (Заигранная пластинка).

 

 К а с с и р: Я не думаю, что могу вам чем-нибудь помочь. (Отказ от ответственности.)

 

 Карло: Я понимаю, что вы  можете об этом подумать, но  мне нужно мое мясо (Заигранная  пластинка).

 

 К а с с и р: У вас есть чек?

 

 Карло, протягивая чек кассиру:  Да, и мне нужно мое мясо (Заигранная  пластинка).

 

 Кассир, рассматривая чек: У  вас здесь шесть мясных продуктов.

 

 Карло: Совершенно верно,  и мне нужно мясо (Заигранная  пластинка).

 

 Кассир: Хорошо, но я не могу  ничего сделать, вам нужно в  мясной отдел. (Отказ от ответственности.)

 

 Карло: Я вас прекрасно  понимаю, но вы тот, кому  я платил деньги, и мне все-таки  нужно мое мясо (Заигранная пластинка).

 

 Кассир: Вам нужно обратиться  к заведующему мясным отделом. (Отказ от ответственности.)

 

 Карло: Он мне вернет мое  мясо? (Заигранная пластинка).

 

 Кассир: Он тот, кто может  вам помочь. (Отказ от ответственности.)

 

 Карло: Как его зовут?

 

 Кассир: Мистер Джонсон.

 

 Карло: Позовите его сюда, пожалуйста.

 

 Кассир: Пройдите туда, и вы  найдете его. (Отказ от ответственности.)

 

 Карло: Я там никого не  вижу. Пожалуйста, позовите его сюда (Заигранная пластинка).

 

 Кассир: Пройдите туда, он скоро  подойдет, (Отказ от ответственности.)

 

 К а р л о: Я не хочу идти туда и ждать вечно. Я хочу поскорей уйти отсюда. Пожалуйста, позовите его сюда (Заигранная пластинка).

 

 К а с с и р: Вы всех задерживаете, все эти люди хотят, чтобы их обслужили. (Попытка возбудить в вас чувство вины: вам что, наплевать на других людей?)

 

 К а р л о: Я знаю, они хотят, чтобы их обслужили, но и я хочу, чтобы меня обслужили. Пожалуйста, позовите заведующего мясным отделом сюда (Заигранная пластинка).

 

 Кассир с любопытством смотрит  на Карло в течение нескольких  секунд, направляется к девушке  в соседней кассе, говорит с  ней и возвращается назад к  Карло: «Он будет здесь через  минуту»

 

 Карло: Хорошо.

 

 Через несколько минут заведующий  мясным отделом мистер Джонсон  подходит к кассе и похлопывает  по плечу кассира.

 

 Кассир: Этот покупатель потерял  купленное им у нас мясо.

 

 ДжонсонкКарло: Где вы его  потеряли?

 

 Карло: Здесь, я ведь не  уносил его отсюда, и мне нужно  мое мясо (Заигранная пластинка).

 

 Джонсон: У вас есть чек?

 

 Карло, протягивая ему чек:  Да, и мне нужно мое мясо (Заигранная  пластинка).

 

 Джонсон, смотря на чек:  шесть покупок из мясного отдела.

 

 Карло: Верно, три отбивных, ростбиф и два цыпленка, мне  нужно мое мясо (Заигранная пластинка).

 

 Джонсон: Вы посмотрели в  машине, не выронили ли из сумки? (Попытка возбудить в вас чувства  незнания и вины: вас надо контролировать, вам нельзя доверять.)

 

 Карло: Да, его там нет,  мне нужно мое мясо (Заигранная  пластинка).

 

 Джонсон: Может, вы оставили  его где-нибудь? (Попытка вызвать  ощущение вины в вас: вы —  невнимательны.)

 

 Карло: Да, здесь, и мне  нужно мое мясо (Заигранная пластинка).

 

 Джонсон: Я имею в виду  где-нибудь в другом месте.

 

 Карло: Нет, и мне нужно  мое мясо (Заигранная пластинка).

 

 Джонсон: Большинство тех,  кто говорит, что они потеряли  покупки, позже вспоминают, что  оставили их где-то в другом  месте. Почему бы вам не прийти  завтра, если вы их не найдете? (Попытка вызвать в вас ощущение  незнания и вины: у вас плохая  память и вы ошиблись!)

 

 К а р л о: Я понимаю, почему вы так думаете, но мне нужно мое мясо (Заигранная пластинка).

 

 Джонсон: Становится поздно, мы скоро закрываемся. (Попытка  вызвать у вас чувство вины: вы меня задерживаете.)

 

 К а р л о: Я понимаю все, но мне нужно мое мясо (Заигранная пластинка).

 

 Джонсон: Ну хорошо, но я все равно не могу ничего для вас сделать. (Отказ от ответственности.)

 

 Карло: А кто может?

 

 Джонсон: Менеджер магазина.

 

 Карло: Хорошо! Позовите его  сюда (Заигранная пластинка).

 

 Джонсон: Он сейчас очень  занят. Может, вы зайдете в  понедельник и поговорите с  ним? (Попытка возбудить у вас  ощущение вины: он очень занятой,  важный человек, и вы не должны  его беспокоить по таким пустякам.)

 

 Карло: Я вас понимаю, я  тоже очень занят сейчас. Позовите  его сюда (Заигранная пластинка).

 

 Джонсон впервые в течение  нескольких секунд молча смотрит на Карло: Я пойду и поговорю с ним, может, что-нибудь удастся сделать.

 

 Карло: Хорошо. Я подожду вас  здесь.

 

 Мистер Джонсон возвращается  в магазин, исчезает в дверях  и позднее появляется в окошке  службы контроля. Он начинает  разговор с мужчиной, сидящим  за столом. Мужчина что-то говорит.  Джонсон качает головой в сторону  Карло. Мужчина встает, смотрит  на Карло, снова что-то говорит  и возвращается за свой стол. Мистер Джонсон исчезает из  окошка и секунду спустя направляется  к Карло.

 

 Карло: Ну что?

 

 Джонсон: Мы весьма сожалеем, что так получилось. Вы можете  пройти в мясной отдел и  найти свою пропажу.

 

 Карло: Хорошо, спасибо.

 

 Джонсон: На следующей неделе  у нас распродажа в мясном  отделе. Будет нечто хорошее.

 

 К а р л о: Я скажу об этом моей жене, спасибо.

 

 Когда они отправились в  мясной отдел, отец Карло изумленно  повторял: «Если бы я был на  твоем месте, я бы искал это  мясо у себя в карманах, под  сиденьем автомобиля, дома, в туалете  и на чердаке!» По дороге  домой отец спросил Карло, как  ему удалось так себя вести.  С некоторой скромностью, но  не без уверенности в себе  Карло ответил: «Это то, что  я приобрел на тренинге —  уверенность в себе, я научу  тебя этому».

 

 В диалоге Карло со служащими  супермаркета вы видите, как он  повторял, как заигранная пластинка,  что он хочет, его главной  целью было вернуть купленное  мясо. Если появлялись препятствия  в ходе разговора, Карло и  для достижения промежуточных  целей использовал Заигранную  пластинку. Например, когда ему  предлагали ждать или самому  разыскивать служащих, Карло настойчиво  требовал того человека, который  мог бы решить его проблему. В случае с Заигранной пластинкой  вы как бы заявляете повторением  одного и того же: «Я не сдамся. Я могу делать это весь день, если потребуется». Как вы увидите  и в последующих диалогах, если  вы проявляете настойчивость  и повторяете свое желание  снова и снова, вы рано или  поздно достигаете результата (либо  получаете желаемое, либо соглашаетесь  на разумный компромисс и остаетесь весьма довольны собой).

 

 Для начала, чтобы научить  моих студентов или пациентов  пользоваться методом Заигранной  пластинки, я предлагаю им разыграть  следующую сценку (в группе из  четырех человек, где двое играют, а двое выступают в роли  партнеров): продавец, ходящий по  домам, пытается продать несгибаемому  покупателю энциклопедию. В реальном  диалоге Карло сознательно отвечал  на все, что ему говорили  кассир или менеджер. Каждый из  его ответов был хорошо продуман. Карло говорил только то, что  он хотел сказать. Но в первом  учебном диалоге Заигранная пластинка  я заставлял его и его партнеров  буквально говорить как испорченная  пластинка. Не важно, что говорил  другой, Карло должен был отвечать  одно и то же. «Я понимаю,  о чем вы говорите, но меня  это не интересует», и говорить  это тихим и спокойным, тоном,  как и в диалоге с покупкой  энциклопедии. Это помогло Карло  в дальнейшем избавиться от  привычки ждать, что скажет  другой, и в зависимости от  этого строить свой ответ.

 ДИАЛОГ 2

 

 Продавец: Вы ведь хотите, чтобы  ваши дети учились лучше, не  так ли?

 

 К а р л о: Я понимаю, но меня не интересует эта покупка.

 

 Продавец: Ваша жена хотела  бы, чтобы у ваших детей была  эта энциклопедия.

 

 К а р л о: Я понимаю, но меня это не интересует.

 

 Продавец: Здесь ужасно жарко,  вы не будете возражать, если  я войду в ваш дом выпить  воды?

 

 К а р л о: Я понимаю, но меня это не интересует.

 

 Продавец: Что вы хотите сказать,  что не позволите мне выпить  воды?

 

 К а рл о: Я вас понимаю, но меня это не интересует.

 

 Продавец: Вы не понимаете,  иначе вы бы хотели купить  эти книги для ваших детей.

Информация о работе Как повысить самооценку