Коммуникативная готовность детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности коммуникативной готовности ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1)на основе изучения психолого-педагогической литературы проанализировать проблему психологической готовности ребёнка к школе в концепциях зарубежных и отечественных психологов.
2) провести эмпирическое исследование по изучению особенностей коммуникативной готовности ребёнка к школе.
3) рассмотреть возможные пути развития коммуникативной готовности детей к обучению в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению……………………………………7
1.1. Подходы к исследованию школьной готовности в концепциях зарубежных и отечественных психологов………………………………………7
1.2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению……10
1.3. Психологические особенности коммуникативной готовности детей к обучению в школе……………………………………………………………….18
Глава II. Эмпирическое исследование коммуникативной готовности детей к обучению в школе…………………………………………………….................23
2.1. Организация и методы исследования……………………………………..23
2.2. Результаты эмпирического этапа исследования и их анализ…………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложение………………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

psihologicheskaya_gotovnost_detei_k_obucheniyu_v_shkole_komm.doc

— 3.27 Мб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению……………………………………7

1.1. Подходы к исследованию  школьной готовности в концепциях  зарубежных и отечественных психологов………………………………………7

1.2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению……10

1.3.  Психологические особенности коммуникативной готовности детей  к обучению в школе……………………………………………………………….18

Глава II. Эмпирическое исследование коммуникативной готовности детей к обучению в школе…………………………………………………….................23

2.1.  Организация и методы  исследования……………………………………..23

2.2.  Результаты эмпирического  этапа исследования и их анализ…………..34

Заключение……………………………………………………………………….40

Список литературы………………………………………………………………43

Приложение………………………………………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время актуальность проблемы готовности ребенка к школе обусловливается многими  факторами. Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Поэтому вполне понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающемся поступлении в школу. Современные исследования показывают, что 30  -  40% детей  приходят в первый  класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы социальный, психологический, эмоционально – волевой, коммуникативный,  компоненты готовности.

Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ребенка сформированности социальной позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Если такое соответствие есть, то ребенок готов к школьному обучению, т.е. он готов к преодолению трудностей в учении.

Школа предъявляет требования к самым разным психологическим качествам ребенка. Психологическая готовность является важной предпосылкой успешного обучения в школе, от ее сформированности зависит, как сложится отношение ребенка к учению, как будут относиться к нему учитель, одноклассники, как оценят его родители и даже незнакомые взрослые.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Проблема психологической готовности ребёнка к обучению в школе, была предметом научного интереса целого ряда отечественных психологов, таких как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, А. Керн, Н.И. Гуткина, А.Р. Лурия,  В.С.  Мухин, 

С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, Н.В. Нижегородцева,

В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др. При изучении школьной готовности отечественные исследователи опирались на фундаментальные положения теории Л.С. Выготского «о зоне ближайшего развития», «соотношении обучения и развития». Зарубежные психологи: – Ст. Холл, Я. Йирасек,

Ф. Керн, С. Штебл, Г.Гетцер, Ф. Игл, Л.Б. Эймс и др., рассматривая психологическую готовность ребенка к обучению в школе, определяют степень её развития, в основном через когнитивные показатели.

Многие исследователи данной проблемы отмечают, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем. К сожалению, иногда получается так, что у этих детей, в первые же дни обучения, формируется завышенная самооценка своих возможностей; ребята начинают относиться к учению легкомысленно, у них не развиваются такие качества личности, как настойчивость, упорство, самокритичность, и они теряют интерес к учебе. Постепенно, при возрастании учебных трудностей, у этих детей возникают проблемы в обучении и закрепляются не самые благоприятные личностные особенности. Получается, что хороший уровень психического развития, достигнутый ребенком к моменту поступления в школу, не обеспечивает долгосрочных гарантий школьной успешности и столь же высоких темпов развития личности ребенка в школьные годы.

Но возможно и другое. Ребенок воспитывается в неблагоприятных условиях и к моменту поступления в школу демонстрирует низкие показатели психологической готовности. Но если учителю удается вызвать положительное отношение к учению, то постепенно ребенок включается в учебную деятельность, приучается сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, преодолевать встречающиеся затруднения и восполняет недостатки своего дошкольного развития. В благоприятных условиях систематического обучения, при правильной педагогической помощи ребенок может существенно продвинуться в психическом развитии.

Следовательно, можно сделать  вывод, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Так как тема моей курсовой затрагивает коммуникативный аспект, психологической готовности ребенка к обучению в школе, следует отметить, что проблема исследования развития коммуникативной сферы в дошкольном возрасте и ее роли в психологической готовности детей к школе является значимой для педагогической психологии. Вместе с тем, изучение коммуникативного компонента в переходный период от старшего дошкольного возраста к младшему школьному изучена психологами недостаточно полно, что и определило актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования:  выявить  особенности коммуникативной готовности ребёнка к школе.

Объект исследования: коммуникативная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс развития коммуникативной готовности ребёнка к школе

Гипотеза исследования: сформированность коммуникативного компонента психологической готовности к школе обусловлена развитием основных кризисных новообразований детей 6 – 7 лет.

 

Задачи исследования:

1)на основе изучения  психолого-педагогической литературы  проанализировать проблему психологической готовности ребёнка к школе в концепциях зарубежных и отечественных психологов.

2) провести эмпирическое  исследование по изучению особенностей коммуникативной  готовности ребёнка к школе.

3) рассмотреть возможные  пути развития коммуникативной готовности детей к обучению в школе.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной информации; эмпирические: наблюдение, беседа; психодиагностические: (методика Е.Е. Кравцовой «Лабиринт»; методика Е.Е. Кравцовой «Да и нет не говорите», методика М. И. Лисиной «Выбор форм общения»; методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»); обрабатывающие: количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования: МДОУ №176, Дзержинского района г. Волгограда.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению

 

1.1. Подходы к исследованию школьной готовности в концепциях зарубежных и отечественных психологов

Проблемой изучения психологической готовности ребёнка к школе занимались многие исследователи, как в зарубежной, так и отечественной психологии (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Н.И. Гуткина, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин, Ст. Холл, Я. Иирасек, Ф. Керн).

Психологическая готовность к обучению в школе  рассматривается на

современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, раскрывающая уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая  успешный  переход  к систематическому, организованному школьному обучению.

В.С. Мухина утверждает, что готовность к школьному  обучению – это

желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних  противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.[12]

Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению

предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.[15]

Л.А. Венгер рассматривая понятие «готовность к школе», под которой он понимал определенный набор знаний и  умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность. [3]

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при

поступлении в школу, Л.И. Божович назвала «внутренней позицией  школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе. [2] В своих исследованиях Т.А. Нежнова  указывает, что новая социальная позиция и соответствующая ей деятельность развиваются постольку,  поскольку они принимаются субъектом, то есть становятся  предметом его собственных потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции». [14]

А.Н. Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции». [5] Н.И. Гуткина предложила своё определение психологической готовности ребёнка к школе: «Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников». [6]

В последние годы все большее внимание проблеме готовности к  школьному обучению уделяется за рубежом. При  решении этого вопроса, как отмечает Я. Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических процессах.

Чешские авторы С. Штребел, А. Керн, Я. Йирасек, считают, что поступающий в школу ребенок должен  обладать  «школьной зрелостью» то есть быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.

К умственной зрелости (интеллектуальной) авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и так далее.

Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении  с детьми, со способностью подчиняться  интересам  и  принятым   условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

Американские авторы – Ф.Л. Илг, Л.Б. Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей способностью. Кроме тестовых  заданий авторы предлагают в случае неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта точка зрения не единственная.

Д.П. Озубел предлагает, в случае неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым  постепенно выравнивать развитие всех детей.[1]

Несмотря на разнообразие авторских позиций, во всех перечисленных исследованиях есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из концепции, согласно которой возникновение  этой зрелости обусловлено в основном индивидуальными особенностями  процесса спонтанного созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике  уровня  школьной зрелости детей. Некоторые зарубежные авторы - Бронфенбреннер, Брунер – критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают роль социальных факторов, а также особенностей общественного и семейного воспитания в ее возникновении.

Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, позволяет сделать вывод , что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано  на теорию вопроса.

В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое исследование проблемы готовности к школе.

Информация о работе Коммуникативная готовность детей к обучению в школе