Коммуникативная готовность детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности коммуникативной готовности ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1)на основе изучения психолого-педагогической литературы проанализировать проблему психологической готовности ребёнка к школе в концепциях зарубежных и отечественных психологов.
2) провести эмпирическое исследование по изучению особенностей коммуникативной готовности ребёнка к школе.
3) рассмотреть возможные пути развития коммуникативной готовности детей к обучению в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению……………………………………7
1.1. Подходы к исследованию школьной готовности в концепциях зарубежных и отечественных психологов………………………………………7
1.2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению……10
1.3. Психологические особенности коммуникативной готовности детей к обучению в школе……………………………………………………………….18
Глава II. Эмпирическое исследование коммуникативной готовности детей к обучению в школе…………………………………………………….................23
2.1. Организация и методы исследования……………………………………..23
2.2. Результаты эмпирического этапа исследования и их анализ…………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложение………………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

psihologicheskaya_gotovnost_detei_k_obucheniyu_v_shkole_komm.doc

— 3.27 Мб (Скачать файл)

Также можно выделить группу дошкольников 19 %,  у которых наивысший 6 тип общения,  у детей с таким типом можно заметить устойчивый уровень сотрудничества, они относятся к игре как к совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнерами. Они сразу же, не дотрагиваясь  до машинок, начинают искать общий способ решения. Эти испытуемые планируют «стратегию» проведения машинок, составляют общий план действий своих  и партнера.

И 4 % дошкольников имеют 2 тип общения. Они принимают задачу, но не могут удержать её на протяжении всей игры. У данных детей наблюдается скованность движений, зажатость, неуверенность в себе.

 

 

 

Результаты психодиагностического обследования по методике

Е.Е. Кравцовой «Да и нет не говорите» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Особенности развития произвольно - контекстного общения старших дошкольников со взрослыми

Уровни сформированности контекстного общения

 

Абс.

 

%

Высокий

9

43

Средний

8

38

Низкий

4

19


 

По результатом исследования была выявлена группа старших дошкольников 43%, у которых высокий уровень сформированности контекстного общения со взрослыми. Данный уровень характеризуется способностью ребенка подчинять свое поведение определенным задачам и правилам. Дошкольник держит дистанцию со взрослым, обсуждает с ним социально приемлемые вопросы,  таким образом, общение со взрослым носит деловой характер.

Так же следует заметить, что у 19% дошкольников низкий уровень сформированности контекстного общения, и  у 38% детей, выявлен средний уровень произвольно -  контекстного общения со взрослыми.

 

Результаты психодиагностического обследования по методике

М.И. Лисиной «Выбор форм общения» представлены в таблице 4.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Особенности распределения дошкольной формы общения в исследуемой группе  старших дошкольников

Доминирующая форма общения

Количество детей (21)

Абс.

%

Ситуативно - деловая

6

28

Внеситуативно -познавательная

7

33

Внеситуативно - личностная

8

38


 

Исходя из таблицы 4 видно, что у 38% старших дошкольников доминирующей формой общения является внеситуативно – личностная. Ведущим мотивом общения у таких дошкольников является личностный мотив: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями. Взрослый выступает для ребенка не как абсолютная, абстрактная личность, а как конкретный индивид и член общества. Ребенка интересуют не только его ситуативные проявления (его внимание, доброжелательность, физическая близость), но и самые различные аспекты его существования, которые не видны в конкретной ситуации и никак не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и пр.). Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности. Для дошкольников с такой формой общения  становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит доказательством ее правильности. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения. 

По результатом исследования так же была выявлена группа старших дошкольников 33%, у которых преобладает внеситуативно – познавательная форма общения, которая характеризуется  тем, что ребенок слышит от взрослого и что он видит сам, он пытается привести в порядок, установить закономерные отношения, в которые укладывается наш непостоянный и сложный окружающий мир. Ведущий для этой формы мотив общения — познавательный. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве — как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить их сомнения и ответить на их вопросы. А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются темы, далекие от окружающей обстановки, общение впервые приобретает внеситуативный характер.

Ребенок стремится к уважению взрослого, которое проявляется в повышенной обидчивости детей. Очень важной для них становится оценка взрослого — любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду.

В ходе психодиагностического обследования у 28% дошкольников, была выявлена ситуативно - деловая форма общения, которая характеризуется тем, что ведущем мотивом общения у детей является деловой: взрослый для таких детей выступает как образец для подражания, эксперт, помощник.

Результаты психодиагностического обследования по выявлению ВПШ по методике Т.А. Нежновой «Беседа о школе» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Особенности сформированности «ВПШ» у дошкольников

Уровни сформированности ВПШ

Абс.

%

Высокий

(III этап становления)

12

57

Средний

(II этап становления)

5

24

Низкий

(I этап становления)

4

19


Таким образом, по результатам проведенного диагностического исследования можно выделить группу дошкольников 57 %, у которых сформирована «ВПШ», которая характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

24 % дошкольников на 2 этапе  становления ВПШ, т.е. у ребенка  имеется ориентация на содержательные  моменты школьно – учебной  действительности. Но и на этом  этапе ребенок выделяет в первую  очередь социальные, а не собственно  учебные аспекты этой действительности.

Также можно выделить группу дошкольников 19 %,  у которых «ВПШ» не сформирована, у ребенка есть наличие положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно – учебной действительности. Ребенок ориентирован лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности. Это позиция еще «дошкольная» (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышения эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько  верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребёнка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения детей в новую социальную среду и для формирования у них предпосылок учебной деятельности.

Коммуникативный компонент является важным в структуре психологической готовности детей к школе. Его значимость отмечают многие исследователи в области готовности детей к школе (М.И. Лисина, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Стародубова, Е.О. Смирнова и др.).

Коммуникативная готовность очень важна, так как ребенок приходя в школу окунается в среду изобилующую постоянными контактами как со взрослыми – учителями, другими взрослыми людьми, так и со сверстниками – одноклассниками, другими детьми. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения:

- внеситуативно-личностного  общения со взрослым – формирует  у ребенка умение внимательно  слушать и понимать его, воспринимать в роли Учителя, и занимать по отношению к нему позицию Ученика. Если Взрослый становится образцом, эталоном для подражания, то ребенок адекватно воспринимает позицию учителя, его профессиональную роль. Тогда дети понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

- общение с детьми, специфические  отношения с ними. Так как учебная  деятельность – деятельность  коллективная, то ребенок должен  учиться деловому общению с  другими детьми, уметь успешно взаимодействовать с ними выполняя учебные действия. Усвоенные же правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками т.д. – все это формируется в совместной деятельности дошкольников, в детском саду, в играх с друзьями.

Эмпирическое исследование по изучению коммуникативной  готовности ребёнка к обучению в школе по методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринт» позволило констатировать, что у большинства детей 28%, которые приняли участие в данном исследовании, преобладает 4 тип общения – кооперативно – соревновательный.  Данный тип  характеризуется у детей принятием и удерживанием задачи, задающую контекст их деятельности, однако стоит заметить у детей устанавливаются и сохраняются на протяжении всей игры стабильные соревновательные отношения с партнером.

У 24% дошкольников преобладает в одинаковой мере 3  и 5 тип общения, 6 тип общения у 19%, у детей с таким типом можно заметить устойчивый уровень сотрудничества, они относятся к игре как к совместной, общей задаче, стоящей перед обоими партнерами, и у  4 % дошкольников 2 тип общения. Они принимают задачу, но не могут удержать её на протяжении всей игры. У данных детей наблюдается скованность движений, зажатость, неуверенность в себе.

По результатам методики Е.Е. Кравцовой «Да и нет не говорите» были выявлены следующие результаты, у 43% старших дошкольников высокий уровень сформированности контекстного общения со взрослыми, у 38% средний уровень и у 19% дошкольников низкий уровень сформированности контекстного общения со взрослыми.

В ходе проведения методики М.И. Лисиной «Выбор форм общения», были получены следующие результаты: у 38% дошкольников преобладает внеситуативно- личностная форма общеня, у 33% внеситуативно – познавательная и у 28 % детей ситуативно –деловая форма общения.

Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе » позволила констатировать, что у большинства детей, которые приняли участие в данном исследовании, сформирована «ВПШ», которая состоит в: предпочтении школьного типа занятий, признании правил, предпочтение занятий в классно урочной форме, признании авторитета учителя и предпочтении общественно- выраженных оценок знаний.

Высокий уровень становления «ВПШ» у 57% детей, средний уровень у 24% и низкий уровень у 19%.

Особо следует отметить, что в результате нашего исследования подтверждена гипотеза о том, что сформированность коммуникативного компонента психологической готовности к школе обусловлена развитием основных кризисных новообразований детей 6 – 7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе./ Н.К. Авраменко. М., 1972 – 48 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./                   Л.И Божович. М.: Просвещение, 1968.
  3. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе./ Л.А. Венгер.М- 1994
  4. Вовчик-Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы. С. 34-38. //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 384 с.
  5. Выготский Л.С. Проблема возраста./ Л.С. Выготский// Собр. соч.:в 6 т. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. 4-е издание – СПБ.: Питер,2006. -208с
  7. Дубровина И.В. Готовность к школе. Руководство практического психолога./ И.В. Дубровина. М: 1995
  8. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. / О.Б. Конева. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
  9. Кравцова Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе./ Е.Е. Кравцова. М, 1993.
  10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. М.: Знание, 1987.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. М: Издательство УРАО, 1997- 176 с.
  12. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», / В.С. Мухина. М., 1998 – 488 с.
  13. Мухина В. С. «Детская психология», / В.С. Мухина. М. 1985 – 315 с.
  14. Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Т.А. Нежнова // Вестник МГУ. Психология. 1988. №1
  15. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. М., 2001
  16. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. / Н.И. Непомнящая. М., Педагогика, 1992. – 160 с.
  17. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина,  А.Л. Венгера. М.: Просвещение, 1988.
  18. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. / Н.Г. Салмина. М., 1988
  19. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста / Е.Е. Сапагова// Вопросы психологии. 1986. №4
  20. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум. / Г.А. Урунтаева. М.: Просвещение, 1997.
  21. Стародубова Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе. / Н.Г. Стародубова. Бийск - 2001. - С.77-78;
  22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова. М.: Просвещение, 1999. – 442 с.

Информация о работе Коммуникативная готовность детей к обучению в школе