Коммуникативная готовность детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности коммуникативной готовности ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1)на основе изучения психолого-педагогической литературы проанализировать проблему психологической готовности ребёнка к школе в концепциях зарубежных и отечественных психологов.
2) провести эмпирическое исследование по изучению особенностей коммуникативной готовности ребёнка к школе.
3) рассмотреть возможные пути развития коммуникативной готовности детей к обучению в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению……………………………………7
1.1. Подходы к исследованию школьной готовности в концепциях зарубежных и отечественных психологов………………………………………7
1.2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению……10
1.3. Психологические особенности коммуникативной готовности детей к обучению в школе……………………………………………………………….18
Глава II. Эмпирическое исследование коммуникативной готовности детей к обучению в школе…………………………………………………….................23
2.1. Организация и методы исследования……………………………………..23
2.2. Результаты эмпирического этапа исследования и их анализ…………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………43
Приложение………………………………………………………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

psihologicheskaya_gotovnost_detei_k_obucheniyu_v_shkole_komm.doc

— 3.27 Мб (Скачать файл)

 

Методика «Да и нет не говорите» Е.Е. Кравцовой.

Диагностические возможности: методика направлена на выявление уровня сформированности контекстного общения со взрослыми у детей 6 -7 летнего возраста.

Материал: два комплекта вопросов. (См. Приложение 2)

Процедура проведения: методика Е.Е. Кравцовой построена на основе общеизвестной детской игры в фанты. Согласно инструкции ребенок должен отвечать на вопросы экспериментатора, избегая запрещенных  слов.  Вопросы составляются с таким расчетом, что требуют употребления именно запрещенных слов. Предполагаются, что дети, утратившие непосредственность поведения, смогут перейти от импульсивных ответов, на которые провоцировал прямой смысл задаваемых вопросов, к ответам, соответствующим правилам игры. В этом случае количество верных ответов становится прямым показателем произвольности в общении.

Эксперимент состоит из трёх серий.

Первая серия. Дети отвечают на вопросы взрослого, не используя слов «да», «нет» и «не». Экспериментатор объясняет ребенку правила игры, приводит примеры вопросов и ответов на них, задает пробные вопросы, а затем переходит к собственно игре. Всего ребенку задается 25 вопросов: 20 провоцирующих и 5 нейтральных. В этой серии экспериментатор никак не оценивает ответы детей и на их прямые вопросы: «Правильно?» или «Неправильно?» не отвечает. По окончании игры в этой серии ребенок должен повторить правила игры, а затем оценить свои ответы, то есть сказать использовал он или нет запрещенные слова.

Вторая серия. Взрослый задает детям аналогичные вопросы (но не те же, что в первой серии, а из второго набора). В отличии от первой серии, после каждого ответа давалась оценка его верности – соответствия правилам игры. Если ребенок отвечает неверно, то экспериментатор забирает у него фант. Фантами могут служить, например, 25 колец большой весьма привлекательной для детей игрушки-пирамидки с головой Петрушки (можно использовать другие игрушки или разрезные картинки). По ходу эксперимента взрослый обращает внимание на то, что неверные ответы ведут к уменьшению колец в пирамидке, предлагает получше отвечать, чтобы сохранить кольца и поиграть с игрушкой после эксперимента, в противном случае кольца окажутся у экспериментатора и играть будет не с чем.

 Введение в ситуацию  эксперимента такой игрушки позволит  сделать наглядной и весьма  значимой для детей оценку  ответов, которую дает экспериментатор, снимая или не снимая с пирамидки  очередное кольцо. Поскольку снятие  колец прямо и непосредственно зависит от адекватности ответа правилам игры, то более наглядным и значимым, по сравнению с первой серией эксперимента становится для детей второй смысл задаваемых вопросов, то есть во второй серии облегчено понимание условности общения со взрослым.

Третья серия. Детям предлагаются вопросы, аналогичные тем, которые задавались в предыдущих сериях. Однако отвечать на эти вопросы испытуемые должны только после «знака» экспериментатора. Взрослый подавал «знак» через десять секунд после каждого вопроса. Если дети пытаются отвечать на вопрос, не дожидаясь «знаю», то экспериментатор останавливает их и обращает внимание на то, что «знака» еще не было и отвечать пока нельзя.

 В данной серии пытаются  другим способом облегчить детям  видение условности позиции взрослого в ситуации эксперимента. Дети, показавшие высокие результаты в предыдущих сериях, как правило, тратили больше времени на выполнение задания, чем те, которые плохо справились с заданием. Поэтому предполагается, что искусственная временная задержка, то есть насильственное увеличение интервала между вопросом взрослого и ответом ребенка, должна способствовать снятию импульсивности.

 Эксперимент во всех  трех сериях проводится индивидуально. Вопросы и ответы ребенка строго  протоколируются.

Обработка и интерпретация данных: по результатам эксперимента для каждой возрастной группы вычисляют среднее количество верных ответов и среднее время работы, выделяют самые трудные и самые легкие вопросы, определяют количество детей в каждой группе, правильно оценившее свои ответы.

 На оснований полученных данных выявляют уровень сформированности контекстного общения ребенка со взрослыми; рассматривают результативность деятельности детей в эксперименте (количество верных ответов) во взаимосвязи с показателем уровня произвольности в общении со взрослым.

0 - 11 баллов – низкий уровень

12 - 16 баллов – средний  уровень

17 – 25 баллов – высокий уровень

Методика «Выбор форм общения» М.И. Лисиной.

Диагностические возможности: методика направлена на выявление ведущей формы общения ребёнка со взрослым.

Процедура проведения: диагностика форм общения проводится следующим образом. Экспериментатор приводит ребёнка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить(III ситуация). Затем экспериментатор организует ту деятельность, которую предпочёл ребёнок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации психолог  (педагог)   заполняет   на  ребенка   отдельный  индивидуальный   лист   протокола. Таким   образом,   в каждом обследования будет  заполнено три протокола —  на каждую ситуацию.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5—10 протокола).

В   протоколах   фиксируются   6   показателей   поведения   детей:

- порядок выбора ситуаций;

- основной объект внимания  в первые минуты опыта;

- характер активности  по отношению к объекту внимания; I

- уровень комфортности  во время эксперимента;

- анализ речевых высказываний  детей;

- желательная для ребенка  продолжительность деятельности.

Типы   общения   выделяют   по  предпочтению   одной   из   трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная  игра) — ситуативно-деловое общение;

Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.

2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное  общение;

С целью изучения  этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту

детей и имеют познавательный характер (о зверях, машинах...). Взрослый  читает   книжку,   объясняет,   что  нарисовано   на  картинках,   дает  возможность  ребенку сообщить  о  своих  знаниях в соответствующей  области,   подробно  отвечает  на вопросы  ребенка.   Тему   беседы   и   конкретную   книжку   ребенок   выбирает сам из ряда предложенных.

3-я ситуация (беседа) —  внеситуативно-личностное общение.

С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает  о  себе,  о поступках разных людей,  оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.

Обработка и интерпретация данных:

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»

Диагностические возможности: выявление уровня сформированности «внутренней позиции школьника», принятия 6-7-летним ребенком возрастного статуса.

Материал: 5 ситуаций. (См. Приложение 3)

Процедура проведения: методика проводится фронтально.

Инструкция: «Ребята, вы, конечно, знаете, что на свете есть много разных стран. Кто из вас знает названия стран? (дети называют названия стран). Вот, например, в Англии есть 2 школы (показывает 2 одинаковых круга на листе бумаги). В этой школе (показывает на круг слева) дети рисуют только цветными карандашами. А в этой (показывает на круг справа) дети рисуют карандашами, фломастерами, красками. Как вы думаете в какой школе лучше.

Мнения разные. Мне интересно, что думает каждый из вас. Но, к сожалении., я не смогу выслушать всех вас и запомнить, кто что сказал. Давайте сделаем так, - положите перед собой (раздается стимульный материал в виде бланков с геометрическими фигурами) вот эти листочки так, чтобы квадрат был сверху, возьмите карандаши или ручки. Я буду рассказывать, какие еще бывают школы, а каждый из вас будет отмечать крестиком ту школу, которая ему нравится».

Обработка и интерпретация данных:

Количественный анализ. Баллы начисляются за выборы школы группы «А». Максимальный суммарный балл (СБ) – 5 баллов.

Качественный анализ. В соответствии с количеством полученных баллов делают вывод об уровне (этапе) становления «внутренней позиции школьника» (ВПШ) на седьмом году жизни ребенка (по Т.А. Нежновой):

1 этап: наличие положительного  отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно – учебной действительности. Ребенок ориентирован лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности. Это позиция еще «дошкольная» (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни).

2 этап: ориентация на содержательные  моменты школьно – учебной  действительности. Но и на этом  этапе ребенок выделяет в первую  очередь социальные, а не собственно  учебные аспекты этой действительности.

3 этап: «ВПШ» полностью сформирована и характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

2.2. Результаты  эмпирического этапа исследования  и их анализ

На этапе эмпирического исследования было проведено психодиагностическое исследование детей подготовительной группы детского сада. В исследовании участвовал 21 дошкольник (10 девочек, 11 мальчиков), в возрасте от 6,5 до 7 лет.

Результаты психодиагностического обследования по выявлению общей характеристики и установление возможных типов общения и сотрудничества ребёнка со сверстниками (по методике Е.Е. Кравцовой «Лабиринт») представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сводные результаты по методике «Лабиринт»

Тип общения

Абс.

%

1

0

0

2

1

4

3

5

24

4

6

28

5

5

24

6

4

19


 

Таким образом, по результатам проведенного диагностического исследования можно выделить группу дошкольников 28%, у которых преобладает 4 тип общения – кооперативно – соревновательный.  Данный тип характеризуется у детей принятием и удерживанием задачи, задающую контекст их деятельности, однако стоит заметить у детей устанавливаются и сохраняются на протяжении всей игры стабильные соревновательные отношения с партнером. Участники внимательно следят за действиями партнера, соотносят с ними свои действия, планируют их последовательность и предвосхищают результаты. Подсказки взрослого воспринимаются адекватно как наведение на способ решения сложившейся задачи.

У 24% дошкольников преобладает в одинаковой мере 3  и 5 тип общения. У представителей 3 типа общения  впервые возникает действительное взаимодействие, но оно носит ситуативный и импульсивно – непосредственный характер – в каждой конкретной ситуации и по поводу каждой машинки дети пытаются договориться и согласовать свои действия. Подсказка взрослого принимается, но используется лишь для данной конкретной ситуации. Эти дети довольно активно общаются между собой.

У дошкольников  с 5 типом общения возникает подлинное сотрудничество и партнерство в ситуации общей задачи. У детей уже не наблюдается соревновательных отношений. Они подсказывают друг другу, сопереживают успехам партнера. Подсказка взрослого принимается адекватно, но ее использование также ситуативно. Дети, отнесенные к данному типу развития общения со сверстниками, активно сопереживают партнеру .

Информация о работе Коммуникативная готовность детей к обучению в школе