Контрольная работа по «Психодиагностике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:
· оптико-кинетическую, которая включает в себя жесты, мимику и пантомимику;
· паралингвистику и экстралингвистику (паралингвистическая – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапозон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, плача, смеха);
· организация пространства и времени коммуникативного процесса (также выступает особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации);
· визуальный контакт («контакт глаз», имеющий место в визуальном общении).

Содержание

Введение ………………………………………………………………….……..2
1.Общее представление о языке телодвижений ……………………………...5
2.Основные коммуникативные жесты и их происхождение ………………..6
3.Вражденные или притворные жестикуляции ……………………………...7
4.Поза и её детали ……………………………………………………………...9
5.Возможность подделать язык телодвижений ……………………………..11
Заключение ……………………………………………………………….…….13
Список использованной литературы ………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Психодиагностике.docx

— 39.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение ………………………………………………………………….……..2

1.Общее представление  о языке телодвижений ……………………………...5

2.Основные  коммуникативные жесты и их  происхождение ………………..6

3.Вражденные  или притворные жестикуляции  ……………………………...7

4.Поза и  её детали ……………………………………………………………...9

5.Возможность подделать язык телодвижений ……………………………..11

Заключение ……………………………………………………………….…….13

Список использованной литературы ………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися индивидами), интерактивную (организация общения между общающимися индивидами) и перцептивную (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).

    Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками и т.д. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

    Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

    Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

    Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

·  оптико-кинетическую, которая включает в себя жесты, мимику и пантомимику;

·  паралингвистику  и экстралингвистику (паралингвистическая – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапозон, тональность.     Экстралингвистическая – включение в речь пауз, плача, смеха);

·  организация пространства и времени коммуникативного процесса (также выступает особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации);

·  визуальный контакт («контакт глаз», имеющий место в визуальном общении).

    В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Чарльзом Дарвином, который считал, что выражения лица, которые служат для  передачи  различных эмоций, едины для всех человеческих существ  вне  зависимости  от культурной среды. При этом он исходил из своей теории об эволюции  человеческого рода. Однако уже в начале 50-х гг. два исследователя Брюнер  и Тагири опубликовали исследование, явившееся плодом тридцатилетней  работы, в котором доказывалось, что единых и неизменных образцов для выражения эмоций не существует.

    И все же через 14 лет три исследователя: Экман, Фризен (из  Нейропсихиатрического института Лэнгли Портера в штате  Калифорния)  и  Соренсон (из Национального института неврологических заболеваний и слепоты) обнаружили свидетельства, которые подтвердили положение Дарвина.

    Они провели свои исследования в Новой Гвинее, на Борнео, в  Соединенных Штатах, Бразилии и Японии, среди представителей культур сильно отличающихся друг от друга на трех различных континентах и пришли к  выводу о том, что: "Показ одного набора фотографий человеческих лиц, на которых были  запечатлены различные эмоциональные выражения, вызвал  среди  представителей всех исследуемых культур одинаковые оценки".

    По мнению этих трех исследователей, их вывод противоречит теории, исходящей из того, что выражения лица являются результатом заученного  поведения. Исследователи считали, что мозг человека запрограммирован таким образом, чтобы поднимать уголки губ вверх, когда он испытывает  удовлетворение, опускать уголки вниз, когда он чем-то недоволен и так далее – в зависимости от эмоций, которые генерируются в мозгу.

    Помимо этих способов для выражения эмоций  исследователи  перечислили "обусловленные культурой поведенческие правила,  которые  усваиваются  в начале жизни".

    "Эти правила, - писали они, - предписывают как выражать то  или  иное эмоциональное состояние в различных ситуациях в обществе; они зависят от социальной роли человека и его демографических характеристик; они  отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры".

    В ходе проведения  своего  исследования  его  организаторы  старались свести к минимуму посторонние влияния. В  настоящее  время  это  нелегко сделать из-за повсеместного распространения телевидения, кино и печатных материалов. Однако исследователи старались проводить работу  в  изолированных регионах и там, где преобладает неграмотное  население.  Кажется, эта работа доказала, что мы можем с помощью генетического кода  получать и передавать по наследству некоторые основополагающие реакции. Мы рождены с элементами бессловесной связи. Мы можем сделать так, что ненависть, страх, веселое настроение, печаль и другие наши эмоции  благодаря  нашей мимике, становятся известны другим людям, хотя нас не обучают этому.

    Разумеется, это не противоречит тому, что мы должны также научиться многим жестам, которые означают одно в одном обществе и нечто иное - в другом обществе. В западном мире мы привыкли покачивать головой из  стороны в сторону для того, чтобы сказать "нет" и кивать  головой  сверху  вниз, чтобы сказать "да", но в ряде общин в Индии смысл этих жестов будет противоположным. Движение головой сверху вниз будет означать  отрицательный ответ, а покачивание головой из стороны в сторону - положительный.

    Вообще, именно общая моторика различных частей тела вызывает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Причем, как я уже сказала выше,  эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.

 

  1. Общее представление о языке телодвижений.

    Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков, мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования, другие изучают международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык  - это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».

    Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации.

    Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

    Эти данные заставляют нас задуматься о значении «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая это.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

 

  1. Основные коммуникативные жесты и их происхождение.

    Во всем мире основные коммуникативные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Это своеобразное склонение головы, несомненно, врожденный жест, т.к. он также используется слепыми и глухими людьми. Покачивание Гловой из стороны в сторону означает «нет» или отрицание. Это движение также очень универсально и является врожденным или усвоенным еще в младенчестве. Когда младенец уже наелся, он начинает мотать головкой, отталкивая материнскую грудь. Если маленький ребенок больше не хочет, есть, он мотает головкой из стороны в сторону, пытаясь уклониться от попыток родителей запихнуть в него еще ложечку. Таким образом, он очень быстро усваивает, как использовать это движение головой для демонстрации своего несогласия или отрицательного отношения к происходящему.

    Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, хотя атаковать противника при помощи зубов ему уже давно не приходится.      В наше время оскаливание приобрело форму презрительной усмешки и используется человеком, когда он проявляет свою враждебность. Улыбка по своему происхождению, несомненно, является угрожающим жестом, но в наши дни, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

    Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех основных компонентов: развернутые ладони, приподнятые плечи и поднятые брови.

    Как вербальные языки отличаются друг от друга, в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. Какой-то приемлемый и широко распространенный в одной среде жест,  в другой может оказаться бессмысленным или имеющим совершенно противоположное значение.

 

  1. Врожденные или притворные жестикуляции.

    Именно спонтанные жесты вызывают вопрос о природе аналоговых сигналов, естественного они происхождения или привнесены воспитанием. Вероятно, научные прения по этому поводу будут продолжаться еще долгое время, но уже сейчас вырисовывается возможный ответ. Существуют некоторые врожденные сигналы, которые можно приравнять к инстинкту. Причем под "инстинктом" мы понимаем специфическое поведение, свойственное людям всех рас и групп, независимо от их воспитания. В качестве примера можно привести то, что люди отворачиваются при чувстве отвращения или горечи. Некоторые сигналы удивляют своей универсальностью, в то время как другие, несмотря на то, что своим стихийным проявлением они похожи на врожденные, универсальностью не обладают. Например, во всем мире состоянию нерешительности сопутствует движение руки к носу. Мужчины и женщины во время глубокого раздумья над ситуацией, из которой они никак не могут найти выхода, касаются, например, указательным пальцем своего носа. Женщины в такой момент зачастую начинают пудрить свой нос.

    Замечено, что люди часто касаются своих волос не только во время разрешения проблем, но и когда они смущены. Например, они начинают почесывать голову, а мужчины ("задумавшись") теребят бороду или причесывают и так гладко лежащие волосы. Это специфическое поведение не может быть, следствием воспитания, и оно много древнее, чем современный человек (homo sapiens sapiens1), так как эта жестикуляция встречается у всех рас. Однако более внимательное рассмотрение этого вопроса все-таки не позволяет сделать столь однозначный вывод.

    Представим себе: при виде "наглой лжи" или в момент оскорбления некто испытывает крайне неприятное чувство, которое бессознательно сопровождается "хлопаньем глазами".

    Это вполне объяснимо неприятной ситуацией. Так что вполне можно принять этот сигнал за универсальный, интерпретируя его как демонстрацию возмущенного человека своего нежелания кого-либо видеть.

    Можно было бы с этим согласиться, но существует и другое мнение, так как  этот стихийный сигнал возмущения, которому, по-видимому, можно научиться, только подражая другому, несправедлив, например, для Японии: японец, которому неловко, начнет ударять ладонью по губам (часто достаточно сильно) и одновременно уставится широко распахнутыми глазами на собеседника. Этот жест поражает европейцев, так как они более склонны отводить глаза, что в свою очередь удивляет японца, так как этот сигнал, с его точки зрения, не согласуется с тем, что он ожидал.

Отметим, что  какие сигналы действительно врожденные, а какие приобретены человеком в процессе воспитания, многое пока остается неясным.

 

  1. Поза и ее детали.

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида. Позы – статические и динамические элементы, выполняемые туловищем, головой и задними конечностями.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

-  руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен – чувство уверенности в себе и превосходства над другими;

-  корпус подан вперед, руки на бедрах – уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;

-  стояние, опираясь руками о стол или стул, – ощущение неполноты конткта с партнером;

- руки с расставленными локтями заведены за голову – осознание превосходства над другими;

-  закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов – знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;

-  высовывание больших пальцев рук из карманов – знак превосходства;

-  скрещенные конечности – скептическая защитная установка;

-  не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак – установка доверия;

Информация о работе Контрольная работа по «Психодиагностике»