Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:45, контрольная работа
1. Современные психологические теории.
2.Внимание.Виды качества и функции внимания
Введение…………………………………………………
1.Современные психологические теории………………
2.Внимание.Виды качества и функции внимания……
Заключение…………………………………………………..
Список литературы…………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное
Высшего профессионального
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Имени Т.Ф. ГОРБАЧЁВА
«ПСИХОЛОГИЯ»
Группа: ЭУбз-124
Вариант № 4
План
Введение…………………………………………………
1.Современные психологические теории………………
2.Внимание.Виды качества и функции внимания……
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………………………..
Введение
Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности человеческой психики. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну теорию и отвергать все другие недопустимо. Максимальная полнота и всесторонность, комплексность познания предполагают, что необходимо знать и учитывать все существующие концепции и подходы, рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани. (Весьма вероятно, далеко не все они известны современной науке.)
Большинство
современных психологов согласны, что
при анализе психики и структуры личности
следует учитывать биологическую (тело,
врожденные инстинкты) и социальную природу
человека (социальные отношения, интериоризованные
социальные нормы), сознательную и бессознательную
психические сферы, единство познавательно-
Что такое психологическая теория? Теория – это система взаимосвязанных принципов, взглядов, представлений и идей, направленная на истолкование и объяснение каких-либо реальных явлений. Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе. С одной стороны, теория объясняет прошлые и настоящие события в жизни человека, его прошлое и настоящее поведение, а с другой – предсказывает будущие. На основе теории мы должны уметь предсказать определенные изменения в поведении субъекта (Л. Хьелл и Д. Зиглер). По мнению Б. Ф. Ломова задача любой психологической теории заключается в выявлении существенного в психике, раскрытии законов психических функций, процессов, состояний и свойств, в демонстрации того, как то или иное психическое явление возникает в данных конкретных условиях.
Психологическая теория должна объяснять: 1)
источники реальных 2)
основания качественных 3)
системный характер 4) рассматривать психическое в его сложной динамике. Тем не менее теории, в том числе и психологические, создаются людьми. Как отмечают Л. Хьелл и Д. Зиглер краеугольные камни теории личности коренятся в базисных представлениях ее автора о природе человека. Исторический опыт развития психологических теорий личности убедительно доказывает это. Примером тому наличие множества теорий личности, покоящихся порой на диаметрально противоположных взглядах ее авторов. Тем не менее «хорошая» психологическая теория должна удовлетворять ряду требований. Во-первых, теория должна обладать определенной мерой обобщения, которая должна соответствовать специфике изучаемых явлений. Это значит, что, с одной стороны, теория раскрывает общие основания изучаемых явлений, а с другой – дает возможность исследовать особенное и единичное. Во-вторых, «хорошая» теория строится на добротных, компактных и действенных постулатах. В качестве таковых могут быть и общие философские положения, и теоретические выводы, полученные как в самой психологии, так и в других науках. Примеры таких постулатов приводились выше в виде дихотомических шкал, объясняющих природу человека. В-третьих, теория должна обладать прогностической ценностью, т. е. предсказывать возможное развитие тех или иных явлений. В-четвертых, теория должна быть проверяема. Хорошая теория та, которую можно проверить при помощи эксперимента или путем анализа логических следствий, которые из нее вытекают. Наконец, в-пятых, теория должна соответствовать фактам. Пренебрежение перечисленными требованиями, подчеркивает Б. Ф. Ломов, «оборачивается тем, что психологические задачи берутся решать дилетанты», что составляет сейчас одну из самых серьезных опасностей для психологии. В
свою очередь Л. Хьелл и Д. Зиглер
формулируют специфические крит
1.
Широта охвата разнообразных
феноменов. Чем большую сферу
поведения человека объясняет
теория, тем более она многостороння.
Другими словами, речь идет
о мере обобщения теории. Другое
достоинство всесторонней 2.
Экономность теории означает
возможно меньшее число 3.
Эвристическая ценность теории,
т. е. в какой степени 4.
Верифицируемостъ, т. е. проверяемость
положений теории независимым
исследователем. Для этого теория
должна формулироваться таким
образом, чтобы содержащиеся в
ней концепции, гипотезы и 5.
Внутренняя согласованность Сравнение двух перечней требований к «хорошей» психологической теории выявляет их относительное сходство. Так требование Б. Ф. Ломова о мере обобщения согласуется с критерием широты охвата разнообразных феноменов, наличие в теории добротных постулатов с критерием экономности, а проверяемость – это русский эквивалент иностранного «верифицируемость». Таким образом, разные исследователи, в разных странах, примерно в одно и то же время (1981 г. – второе издание «Теории личности», 1984 г. – монография Б. Ф. Ломова) формулирует почти идентичный перечень требований – критериев психологической теории, что повышает степень их обоснованности. Проведенный анализ места личности в системе современного научного знания прежде всего показал, что проблема личности становится одной из актуальнейших в психологии. Именно в личности заключена специфика человека, отличающая его от животного. Проблема
личности не является сугубо психологической
и исследуется практически
Сложность и многоаспектность объекта изучения – личности – требует обоснованных критериев для оценки психологической теории. Все это позволило нам вплотную приблизиться к проблеме личности в психологии. |
Внимание- направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание - психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Пять основных свойств внимания:
1. устойчивость,
2. сосредоточенность,
3. переключаемость,
4. распределение,
5. объем.
Устойчивость внимания - способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) - проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
Переключаемость внимания - переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.
Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.
Функции внимания:
Основные виды внимания:
Природное внимание - дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).
Социально обусловленное внимание - складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание - регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание - не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.
Произвольное внимание - обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,
Чувственное внимание - связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.
Интеллектуальное внимание - преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.
Формы расстройств внимания:
1. Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;
2. Уменьшение объема внимания;
3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;
4. Гипо- и апрозекксия – невозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.
Заключение
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что в задачу
внимания входит не только развитие его как отдельного психологического
процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили
переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя
формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации
успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация
выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание
благоприятных условий для активной, самостоятельной работы.
Список литературы
1)А. В. Петровского «Психология» Москва 2000
2)Еникеев М.И. «Общая
и социальная психология»