Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.
Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт
и опыт предыдущих поколений. Память развивается с детства
Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит?
Попробуем ответить на эти вопросы.

Содержание

Введение
3
Глава I
Теоретические и методологические данные

1.1
Память как высшая психическая функция человека
7
1.2
Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы
7
1.3
Характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение
9
1.4
Сензитивным период развития памяти
12
1. 5
Особенности памяти учащихся в младшем школьном возрасте
14
Глава II
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы

2.1
Практико – ориентированная исследовательская деятельность по изучению различных видов памяти – диагностика, анализ результатов
17
2.2
Способы, приёмы и методы коррекции и развития памяти младших школьников
29
2.3
Основные принципы хорошей работы памяти
30

Заключение
33

Литература
35

Приложение (законы памяти)
36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект память.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Итак, память – это основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего  понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

 

 

 

1.3. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение

Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

        Процессы памяти  не представляют собой чего-либо  изолированного от всей личности  человека, от всей его психической  жизни в целом, от его деятельности. Они в существенном мире определяются особенностями его жизни и деятельности, общественно-историческими условиями. Процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе и с процессами мышления. Человеческая память – это сознательная, осмысленная память.

Память начинается с запоминания. Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий охранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Если  запоминание имеет характер специальной организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, она называется заучиванием.

         С точки  зрения физиологии это процесс  образования и закрепления в  мозгу следов возбуждения. Запоминание  – необходимое условие получения индивидом новых знаний, форм поведения, оно всегда избирательно. В соответствии с целями деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание.

         Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Человек при этом  не ставит цели запомнить, не затрачивает волевых усилий.       

         Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемических действий. Человек ставит перед собой цель – запомнить, т.е. затрачивает волевые усилия.

         До школы  ребёнок в основном занят игрой,  интересующей его. В это время   ребёнок запоминает легко и  быстро то, что ему интересно.  Замечено, что стихи, рассказы, картинки, события, которые произвели на  него большее впечатление, вызвали сильные чувства, дети запоминают, а то, что их оставило равнодушными, они легко забывают. Без особых усилий запоминается тот материал, с которым ребёнок действует. Наряду с яркостью содержания имеет значение настроенность человека, т.е. его интересы, желания, эмоции, ожидания. Продуктивность запоминания повышается, если в процессе восприятия включается мыслительная активность. Это условие успеха у школьников. В исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова показано: то, что испытуемые запоминали непроизвольно в процессе активной интеллектуальной деятельности в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но в обычных условиях выполнения мнемической задачи. Таким образом, умственная работа – условие прочного запоминания.

          Запоминание определяет полноту и прочность восприятия материала, длительность его сохранения. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса.

Сохранение  – одна из традиционно выделяемых составляющих  целостного акта памяти. Под сохранением понимается способность удерживать материал в течении  более или менее длительного времени, вплоть до момента его актуализации при вспоминании.

Сохранение  тесно связано с забыванием. По сути дела, это две стороны единого процесса (например, при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот). Поэтому факты, закономерности и гипотезы, привлекаемые для характеристики  забывания, с полным правом могут быть отнесены и к сохранению.

Возможны две точки зрения на сохранение. Первая рассматривает сохранение как достаточно пассивный процесс хранения следа впечатлений. Вторая трактует сохранения более широко – как сложный, динамический и активный процесс, включающий в себя наряду с собственно хранением многообразные операции по переработки материала: его классификацию, систематизацию, обобщение  и тому подобное. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Забывание - процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма  закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.

          Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека  и в дальнейшем не играет роли в его деятельности.

         Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный  или вербальный материал забывается более медленно, чем, например, последовательности цифр или бессмысленности слогов. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведёт к более длительному его сохранению. Материал, связанный с потребностями, с целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем. Забывание не сводится только к количественному уменьшению объёма заученного материла, наиболее полно и прочно сохраняется  основное содержание материала; в связи  с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем всё более обобщённый, схематичный характер. Процесс забывания от того, как дети запоминают, какие приёмы используют. На протяжении всего младшего школьного возраста учащиеся нуждаются в том, их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они ещё затрудняются поставить перед собой определённую, конкретную задачу :запомнить точно или чтобы передать своими словами. Часто ученик забывает то, что он долго и хорошо заучивал, так как:

  1. Ученики стремятся запоминать  без предварительного осмысления материала.
  2. Не владеют рациональными приёмами заучивания.  

   Благодаря забыванию, человек расчищает место для  новых впечатлений и, освобождая память от груды деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению.

    Воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного  забывания, требующего волевого усилия). Узнавание – проявление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Этот процесс более «слепой», он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов.

Воспроизведение – один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения. В отличие от узнавания, воспроизведение осуществляется в отсутствие объектов, вызвавших, когда то соответствующие следы в памяти. Различается воспроизведение:

    • произвольное
    • непроизвольное

        В первом случае происходит в связи  с сознательной установкой на актуализацию определённых следов памяти. При непроизвольном – прошлые впечатления вспоминаются без определённой задачи на актуализацию. Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер. Особенно чёткой избирательностью характеризуется произвольное воспроизведение. В зависимости от задачи человек не только определят то, что  нужно воспринимать, но и стремиться воспроизвести требуемое более полно или, наоборот, выборочно, в прежней или иной последовательности.

            В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что он требует умение ставить цель, активизировать мышление к этому учащиеся к этому приходят постепенно. Воспроизведение младшие школьники  начинают пользоваться при заучивании наизусть. Младший школьник не может сразу после восприятия слов, событий полностью воспроизвести заученный материал.

         Воспринятое им содержание должно как бы отлежаться некоторое время  в памяти. Его воспроизведение в начале очень бедное и не полное, постепенно улучшается, количество припоминаемых деталей возрастает. Такое явление получило название реминисценция. При заучивании точных математических правил, законов или грамматических определений реминисценция  обычно не возникает.

          Не встречается это явление и у детей умственно отсталых. Но чаще бывает оно у детей с высоким умственным развитием. Реминисценция – это пауза между запечатлением материала его воспроизведением, время освоения, внутренней обработки субъектом воспринятого материала.

Наиболее лёгкой воспроизведения  является процесс узнавания. Здесь  происходит смыкание произвольного  воспроизведения в памяти.

          С возрастом при воспроизведении учебного материала усиливают (увеличивают) его мыслительную обработку в плане систематизации и обобщения. В результате они воспроизводят учебный материал более свободно и связанно.

Прочность памяти, то есть длительность сохранения воспринятого, полнота, осмысленность его воспроизведения в различных условиях  у детей значительно  более слабы, чем у взрослых. Умением отбирать нужный материал,  его внимательно воспроизводить, группировать дети не обладают. Но не совершенство детской памяти обнаруживается и в том, что развитие детской памяти не идёт прямолинейно.

1.4.  Сензитивный период развития памяти

В  обсуждении проблемы памяти мы имеем  ряд дискуссий, столкновение различных  мнений, и не только в плане общих  философских взглядов, но и в плане чисто фактического и теоретического исследования.

 Память была  излюбленно главой, которая в ассоциативной психологии  клалась в основу всей психологии: ведь с точки зрения ассоциации  рассматривались и восприятие, и  память, и воля. Иначе говоря, законы памяти эта психология пыталась распространить на все остальные явления и учение о памяти сделать центральным пунктом во всей психологии. Центральным фактором, в котором сосредоточен целый ряд знаний как теоретического, так и фактического характера о памяти, является проблема развития памяти.

Младший школьный возраст (с 6-7 лет  до 9-10 лет) определяется важным внешним  обстоятельством в жизни ребенка  – поступлением в школу. Учебная  деятельность требует развития высших психических функций – произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Принято считать, что дошкольный возраст  – возраст интенсивного развития памяти. В этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией.  Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их. Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю оставшуюся жизнь человека. Когда запоминание становится условием успешной игры или  имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова  в заданном порядке, стихи, последовательность действий и т.д. ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить,  осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят в школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Учитель дает ребенку указания, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.), учит контролировать процесс запоминая. Понимание является необходимым условием запоминания – учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения школьных заданий, но и для всей последующей жизни.  Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Именно заучивание  и воспроизведение позволяет ребенку рефлектировать  свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и воочию увидеть что «учить себя» - значит изменить самого себя  в знаниях и в обретении способности к произвольным  действиям.

И так, среди мнемических процессов (запоминания, сохранения, забывания  и воспроизведения) наибольшим изменениям в младшем школьном возрасте под  влиянием основных психических новообразований  подвергается запоминание. В процессе формирования анализа  дети приобретают возможность осмысленно запоминать предлагаемый материал, выделяя в нем содержательные отношения и смысловые элементы. Под влиянием  целостного планирования младшие школьники начинают использовать различные схематические рисунки в качестве средств запоминания. Формирование содержательной рефлексии способствует тому, что дети овладевают приемами самостоятельного контроля за своими действиями, как при запоминании, так и при воспроизведении материала. Таким образом, теоретическое мышление, формирующееся у младших школьников  в процессе осуществления ими развернутой учебной деятельность, способствует развитию  у них достаточно высокого уровня мнемических действий. Формируясь  в учебной деятельности младших школьников, психические новообразования являются основой развития познавательных процессов, основой качественных изменений их содержания и формы.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного  запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.

1.5 Особенности памяти учащихся в младшем школьном возрасте.

Особенностям развития памяти ребенка  было посвящено много теорий. О  развитии памяти судили, например, по количеству запоминаемого материала. Советские психологи в своих исследованиях показывают качественные изменения, которые происходят в процессе развития памяти. На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания. Первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники как правило проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (повторил ли он материал столько раз, сколько сказал учитель), не отдавая себе отчета в том, смогут ли они воспроизвести материал на уроке. Самоконтроль, как  правило;  осуществляется  на основе узнавания,  когда ученик,  прочитывая повторно, испытывает чувство знакомости.

Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание всего материала. Затем учащиеся начинают пользоваться более сложным приемом: чередуют прочитывание с воспроизведением.

В младшем школьном возрасте воспроизведение  представляет большие трудности  в связи с тем, что оно требует умения ставить цель активизировать мышление. К этому учащиеся приходят постепенно. Потребность в повторении при заучивании у них возникает раньше, и они реализуют ее в узнавании, заглядывая в текст. Со временем ученики под влиянием учителя убеждаются в необходимости воспроизведения.

Информация о работе Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте