Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.
Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт
и опыт предыдущих поколений. Память развивается с детства
Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит?
Попробуем ответить на эти вопросы.

Содержание

Введение
3
Глава I
Теоретические и методологические данные

1.1
Память как высшая психическая функция человека
7
1.2
Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы
7
1.3
Характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение
9
1.4
Сензитивным период развития памяти
12
1. 5
Особенности памяти учащихся в младшем школьном возрасте
14
Глава II
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы

2.1
Практико – ориентированная исследовательская деятельность по изучению различных видов памяти – диагностика, анализ результатов
17
2.2
Способы, приёмы и методы коррекции и развития памяти младших школьников
29
2.3
Основные принципы хорошей работы памяти
30

Заключение
33

Литература
35

Приложение (законы памяти)
36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект память.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Упражнение 5. «ТАХИСТОСКОП»

Группа рассаживается в круг. Один или двое участников становятся в центр круга. Гасится свет, и  стоящие внутри круга участники  принимают любые позы, неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включается и тут же выключается свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включается свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в которых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После того, как споры улягутся и группа придет к какому-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.

Упражнение 6. «РАЗВЕДЧИК»

Выбирается один из участников —  «разведчик». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача — обнаружить все перемены.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ -2

 

Рекомендации учителю  начальных классов.

 

  • Для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения на запоминание, а пробуждение интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам. Развитие положительного отношения к ним.
  • Учитывание индивидуальных особенностей памяти школьников
  • Необходимо опираться на наглядный материал. При этом учителю следует использовать макеты, пособия, картины, натуру не только на этапе запоминания материала, но и при его воспроизведении. Учащиеся лучше усваивают материал при повторении шепотом и «записывании» пальцем в воздухе.
  • Каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом. Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ - 3

Законы памяти.

Впечатление и эмоции.

  • Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как  фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека  не сохранит туманных впечатлений.
  • Поскольку впечатление напрямую  связано с воображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образное мышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания.
  • Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
  • Более сложные и менее  интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
  • При пристальном внимании к событию достаточно бывает его неоднократного переживания, чтобы в дальнейшем  точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
  • Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может быть возмещено увеличением числа ее повторений.
  • То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно  отчетливо  эта закономерность проявляется в зрелые годы.
  • Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
  • Сосредоточенность  на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, и настроить память на восприятие только потенциально полезной информации.
  • Для лучшего  запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
  • О ситуациях, оставшихся в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правила, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.
  • Если в момент запоминания человек находится в приподнятом  или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.
  • Прежде всего, необходим, получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее. Однако, комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможного большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.
  • Внимательность, внимательность, внимательность. Если предположить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических часов цифра шесть. Нередко оказывается, что ее на часах вообще нет, а человек, десятки или даже сотни раз смотревший на свои часы, не запомнил его. Процедура введения информации в память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Повторение.

  • Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующий пример: « Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, если будем достаточно  часто повторять это». Чем больше объем информации, тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материал запоминается легче, ели разбить его на части.
  • Повторение подряд заученного материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение  определенного периода времени. Например, Р.Бертон, переводчик «тысячи и одной ночи», говорил на двадцати семи языках, как на своем родном; однако он признавался, что никогда не изучал язык и не практиковался  в нем дольше пятнадцати минут подряд, «потому что после этого ум утрачивает свежесть».
  • Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
  • С усилием  внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для  его выучивания наизусть, может быть уменьшено.
  • Лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большое число повторений, чем на середину.
  • Распределение повторений в течение суток дает экономию времени более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал заучивается наизусть.

Осмысленное восприятие.

Установка на запоминание способствует ему, т.е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую  задачу. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации. То, что в структуре деятельности занимает место цели, помнится лучше, чем-то, что составляет средства осуществления данной деятельности.

Любая из  частей, на которые при заучивании делится  весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное  целое. Тогда весь материал лучше  организуется и воспроизводится.

Чем больше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию. Придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания – это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево». Такие структуру широко используются  везде, где необходимо кратко  и компактно представить  большой объем информации. Данный прием существенно облегчает и доступ к хранящейся информации.

Наличие заранее  продуманной и четко  сформулированных вопросов к изученному материалу, ответы на которые могут быть найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию. При запоминании какого-либо  текста в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли.

То, что мы можем  выразить словами, обычно запоминается легче и лучше то, что может  быть воспринято только на слух. Если, кроме того, слова являются результатом  осмысления воспринятого материала, т.е. слово содержит в себе связанную  с предметом внимания существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным.




Информация о работе Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте