Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.
Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт
и опыт предыдущих поколений. Память развивается с детства
Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит?
Попробуем ответить на эти вопросы.

Содержание

Введение
3
Глава I
Теоретические и методологические данные

1.1
Память как высшая психическая функция человека
7
1.2
Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы
7
1.3
Характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение
9
1.4
Сензитивным период развития памяти
12
1. 5
Особенности памяти учащихся в младшем школьном возрасте
14
Глава II
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы

2.1
Практико – ориентированная исследовательская деятельность по изучению различных видов памяти – диагностика, анализ результатов
17
2.2
Способы, приёмы и методы коррекции и развития памяти младших школьников
29
2.3
Основные принципы хорошей работы памяти
30

Заключение
33

Литература
35

Приложение (законы памяти)
36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект память.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

1. Динамичность заучивания.

2. Продуктивность заучивания.

Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру прямой. Если от повторения к повторению эта  кривая плавно поднимается вверх (сплошной вариант кривой как представлено на рисунке, то процесс заучивания считается достаточно динамичным). И от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне (пунктирный вариант кривой) процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Наконец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются (точечный вариант кривой), то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.

Оценка результатов

В соответствии с полученными данными  о динамике процесса заучивания ребенок  получает одну из трех оценок по следующей шкале: Достаточно динамичный процесс заучивания – отлично. Среднединамичный процесс заучивания – удовлетворительно Нединамичный процесс заучивания –неудовлетворительно Продуктивность процесса заучивания оценивается иначе, в баллах при помощи следующей шкалы:

10 баллов – ребенок сумел  запомнить и безошибочно воспроизвести  все десять слов, затратив на  это меньше, чем шесть повторений, т.е. не более пяти.

8-9 баллов – ребенок сумел  воспроизвести все 10 слов ровно  за шесть повторений.

6-7 баллов – за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно воспроизвести от 7 до 9 слов.

4-5 баллов – за шесть повторений  ряда ребенок сумел верно воспроизвести  4-6 слов.

2-3 балла – за шесть повторений  ряда ребенку удалось правильно  вспомнить только 2-3 слова.

0-1 балл – за шесть повторений ребенок сумел воспроизвести всего лишь 1 слово или не вспомнил ни одно.

Анализируя данные показатели необходимо отметить, что среди учащихся прошедших  диагностическое обследование высоким  уровнем динамичности запоминания  обладают 2 человека, среднединамичные – 5 человек и один ребёнок нединамичный.   Качество и продуктивность запоминания оценивалась побально.

Фамилия, имя ребёнка

Качество и продуктивность

запоминания

Уровень сформированности

Савич Николай 

10 баллов

Высокий уровень продуктивности

Николаева Юлия

8-9баллов

Выше среднего уровень

Васильева Даша

4-5 баллов

Средний уровень

 Анастасьева Евгения

2-3 балла

Ниже среднего

Болаганчекова Валентина

4-5 балла

Средний уровень

Петров Петя

10 баллов

Высокий  уровень продуктивности

 Романчев Олег

8-9 баллов

Выше среднего уровень

Гусева Вероника

8-9 баллов

Выше среднего уровень


 

Выводы об уровне развития

Готовыми к обучению в школе  считаются дети с высокой и  средней динамичностью процесса заучивания (получившие отличную и  хорошую оценки по данному показателю), а также те, чей результат по методике определения продуктивности процесса заучивания оказался 8 и выше баллов. Не вполне готовыми к обучению являются дети, чья динамика процесса заучивания была оценена как неудовлетворительная и продуктивность процесса заучивания оказалась на уровне от 4 до 7 баллов и ниже.

Совершенно не готовыми к обучению по динамике процесса заучивания являются дети, получившие неудовлетворительную оценку по динамике и меньше 3 баллов по продуктивности заучивания (см. рекомендации приложение -2)

Оценка  кратковременной памяти

Участники эксперимента:  Учащиеся начальной школы 2 – ых классов СОШ - № 1 (индивидуальное и групповое диагностическое обследование – 22 человека)

Задачи исследования:

      • определение показателей успешности кратковременной образной памяти;
      • сопоставление полученных результатов с другими характеристиками памяти и разработка упражнений для развития и коррекции.

Ход выполнения задания:

   Для проведения исследования  были заранее приготовлены 9 геометрических фигур и 12 слов: гора, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, вилка, нога, ваза. Время экспозиции каждого элемента 2 с, а интервал между экспозициями – 1 с. Работа начинается после установления с ребенком доверительных отношений. Прежде чем начать работу ребёнку даётся устная инструкция: «Сейчас я по порядку буду показывать тебе геометрические фигуры (или слова)». Тебе необходимо запомнить и по моей команде нарисовать (или написать их). Выполнять задание нужно быстро и безошибочно. В протоколе мною были зафиксированы количество правильно воспроизведённых ребёнком элементов, а также ошибок.

Обработка результатов

  1. Подсчитывались количество правильно воспроизведённых элементов (с), а также ошибочно воспроизведённых элементов (m) и попущенных элементов – (n).
  2. Найти основной показатель продуктивности кратковременной памяти необходимо по следующей формуле:

В= С –m            *  100


С -  n

Протокол исследования

Учащийся ------------------------------------------------------------Дата-------------------------------------

Возраст----------------------------------------------------------------Пол-------------------------------------

Оценка объёма образной и вербально – логической

Кратковременной памяти

 

Стимульный материал

Время воспроизведения

Поправка на время

Качество воспроизведения

Геометрические фигуры

     

Слова

     

 

  1. Рассчитать время воспроизведения каждого элемента с учётом поправки (Т)

Геометрические фигуры

Слова

Экспер. время

Поправка на время, баллы

Экспер. время

Поправка на время, баллы

Менее 5

5-25

25-35

Более 35

+1

0

- 1

- 2

Менее 4

4-13

13-17

Более 17

+ 1

0

- 1

- 2


 

  1. Вычислить показатель объёма кратковременной памяти (А), объединяющий показатель продуктивности памяти (В) и время воспроизведения  учётом поправки (Т) по формуле:

А=В+Т

Получив индивидуальные данные по показателю успешности кратковременной образной памяти, были сделаны выводы о том, что  из 22 человек обследованных  13 человек обладают высоких уровнем  кратковременного запоминания, 5 человек  среднем уровнем и 4 низким уровнем. Далее была подсчитана среднеарифметическая  величина показателя успешности по группе в целом.  Анализ полученных данных позволил сделать вывод о влиянии возрастных критериев на результат обследования. Так ребята из числа успешных попали в категорию школьников по возрасту старше на несколько месяцев, своих сверстников.

Оценка смысловой  и механической памяти

Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей.

Участники эксперимента:  Учащиеся начального звена школы № 13. В диагностическом исследовании приняло участие 16  школьников.  

Оборудование: десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи

год-месяц                                               шум-вода

нож-вилка                                              сад цветы

стол-обед                                              путь-дорога

 мост-река                                             час-время

глаз-ухо                                                снег-зима

Прядок исследования: Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

При проведении методики на выявление  влияния смысловых связей на запоминание  и воспроизведение получились следующие  данные.

Количество человек в классе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16


 

Коэффициент смысловой  памяти       С=(а/в)*100%

 

70

80

60

40

80

30

40

70

60

70

60

90

70

80

60

60


А – количество слов ряда (постоянное количество – 10 слов)

В – количество запомнившихся слов

до  50% - 3 человека

больше  50% - 13 человек

Исходя из полученных данных видно, что у подавляющего большинства класса преобладает смысловое (логическое) запоминание, основой которого является понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Ученики прочнее и больше запоминают тот материал, который им понятней.

Количество человек

Объёмы смысловой  памяти

Объёмы механической памяти

кол-во

слов А

заповнив

шиеся  А

Коэф.

С=(а/b)*100%

кол-во

слов В

заповнив

шиеся В

Коэф.

С=(а/b)*100%

5

4

80%

5

2

40%

5

5

100%

5

4

80%

5

5

100%

5

3

60%

5

3

60%

5

1

20%

5

4

80%

5

3

60%

5

4

80%

5

2

40%

5

3

60%

5

3

60%

5

3

60%

5

4

80%

5

4

80%

5

4

80%

5

2

40%

5

4

80%

5

4

80%

5

3

60%

5

5

100%

5

4

80%

5

5

100%

5

4

80%

5

3

60%

5

3

60%

5

4

80%

5

4

80%

5

4

80%

5

2

40%

Итоговая 

5

3,8

77,5 %

5

3,1

62,5 %


Из этой таблицы видно, что смысловая память у младшего школьника  доминирует над механической.

2.2.  Способы, приёмы и методы коррекции  и развития памяти младших  школьников

Продуктивность произвольного  запоминания зависит от степени  интеллектуальной активности школьников в этой деятельности. Условием же, содействующим интеллектуальной активности, является овладение средствами запоминания. К числу этих средств относятся, прежде всего, дифференцировка школьниками мнемических задач, т.е. целей, которые ставятся перед запоминанием в каждом конкретном случае, использование рациональных приемов в процессе запоминания связано и с общей организованностью школьника в учебной работе.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что младшие школьники  еще не могут дифференцировать мнемические задачи. Если же побуждать их в этому, т.е. давая задание запомнить конкретную задачу (запомнить дословно или запомнить содержание, чтобы рассказать потом своими словами, запомнить надолго и т.д.), они могут запоминать в соответствии с этими заданиями. Организованное таким образом запоминание у младших школьников оказываемся более продуктивным.

В ориентировке учащихся на выполнение конкретных задач при запоминании  или учебного материала заключается  один из важных путей развития целенаправленного произвольного запоминания и воспроизведения у младших школьников. Целенаправленность запоминания и воспроизведения в значительной мере выражается в выборе  и использовании путей достижения мнемической задачи.  Поступая в школу, ребенок умеет пользоваться простейшим приемом запоминания – повторением. Обучаясь, младший школьник овладевает более сложными приемами, использованием которых обеспечивается осмысленное запоминание. Такими приемами являются группировка материала по смыслу или составление плана, который служит смысловой опорой запоминания,  а также соотнесение (сопоставление, связывание) запоминаемого материала по смыслу с тем, что может служить опорой с тем, что может служить опорой для его запоминания. Однако в самостоятельной работе ученики младшего возраста часто используют прием повторения.

Особым видом произвольного  запоминания является заучивание наизусть.

Заучивая наизусть, младшие школьники  не используют рациональные приемы запоминания. Когда нужно повторять материал комбинированно – в целом виде и по частям, - они заучивают лишь в целом, не членят на части по смыслу, поэтому хуже понимают.

Как указывалось, в процессе запоминания  младшие школьники используют воспроизведение. Чаще они прибегают к этому  способу при заучивании наизусть. Некоторые школьники читают несколько раз текст и один раз воспроизводят его на слух или про себя. Другие при заучивании чаще воспроизводят и меньше обращаются к повторному чтению текста. Одни ученики воспроизводят с опорой на текст, другие – стараются самостоятельно припомнить. Отдельные школьники заканчивают заучивание воспроизведением, иные наоборот, прочитать текст в целом.

Информация о работе Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте