Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:17, курсовая работа
Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.
Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт
и опыт предыдущих поколений. Память развивается с детства
Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Введение
3
Глава I
Теоретические и методологические данные
1.1
Память как высшая психическая функция человека
7
1.2
Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы
7
1.3
Характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение
9
1.4
Сензитивным период развития памяти
12
1. 5
Особенности памяти учащихся в младшем школьном возрасте
14
Глава II
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы
2.1
Практико – ориентированная исследовательская деятельность по изучению различных видов памяти – диагностика, анализ результатов
17
2.2
Способы, приёмы и методы коррекции и развития памяти младших школьников
29
2.3
Основные принципы хорошей работы памяти
30
Заключение
33
Литература
35
Приложение (законы памяти)
36
1. Динамичность заучивания.
2. Продуктивность заучивания.
Динамичность процесса заучивания устанавливается по характеру прямой. Если от повторения к повторению эта кривая плавно поднимается вверх (сплошной вариант кривой как представлено на рисунке, то процесс заучивания считается достаточно динамичным). И от повторения к повторению результаты не ухудшаются, оставаясь на прежнем уровне (пунктирный вариант кривой) процесс заучивания характеризуется как среднединамичный. Наконец, если от повторения к повторению результаты то улучшаются, то ухудшаются (точечный вариант кривой), то это свидетельствует о нединамичном процессе заучивания.
Оценка результатов
В соответствии с полученными данными
о динамике процесса заучивания ребенок
получает одну из трех оценок по следующей
шкале: Достаточно динамичный процесс
заучивания – отлично. Среднединамичный
процесс заучивания – удовлетворительно
Нединамичный процесс заучивания –
10 баллов – ребенок сумел
запомнить и безошибочно
8-9 баллов – ребенок сумел воспроизвести все 10 слов ровно за шесть повторений.
6-7 баллов – за шесть повторений ряда ребенку удалось правильно воспроизвести от 7 до 9 слов.
4-5 баллов – за шесть повторений
ряда ребенок сумел верно
2-3 балла – за шесть повторений
ряда ребенку удалось
0-1 балл – за шесть повторений ребенок сумел воспроизвести всего лишь 1 слово или не вспомнил ни одно.
Анализируя данные показатели необходимо отметить, что среди учащихся прошедших диагностическое обследование высоким уровнем динамичности запоминания обладают 2 человека, среднединамичные – 5 человек и один ребёнок нединамичный. Качество и продуктивность запоминания оценивалась побально.
Фамилия, имя ребёнка |
Качество и продуктивность запоминания |
Уровень сформированности |
Савич Николай |
10 баллов |
Высокий уровень продуктивности |
Николаева Юлия |
8-9баллов |
Выше среднего уровень |
Васильева Даша |
4-5 баллов |
Средний уровень |
Анастасьева Евгения |
2-3 балла |
Ниже среднего |
Болаганчекова Валентина |
4-5 балла |
Средний уровень |
Петров Петя |
10 баллов |
Высокий уровень продуктивности |
Романчев Олег |
8-9 баллов |
Выше среднего уровень |
Гусева Вероника |
8-9 баллов |
Выше среднего уровень |
Выводы об уровне развития
Готовыми к обучению в школе считаются дети с высокой и средней динамичностью процесса заучивания (получившие отличную и хорошую оценки по данному показателю), а также те, чей результат по методике определения продуктивности процесса заучивания оказался 8 и выше баллов. Не вполне готовыми к обучению являются дети, чья динамика процесса заучивания была оценена как неудовлетворительная и продуктивность процесса заучивания оказалась на уровне от 4 до 7 баллов и ниже.
Совершенно не готовыми к обучению по динамике процесса заучивания являются дети, получившие неудовлетворительную оценку по динамике и меньше 3 баллов по продуктивности заучивания (см. рекомендации приложение -2)
Участники эксперимента: Учащиеся начальной школы 2 – ых классов СОШ - № 1 (индивидуальное и групповое диагностическое обследование – 22 человека)
Задачи исследования:
Ход выполнения задания:
Для проведения исследования были заранее приготовлены 9 геометрических фигур и 12 слов: гора, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, вилка, нога, ваза. Время экспозиции каждого элемента 2 с, а интервал между экспозициями – 1 с. Работа начинается после установления с ребенком доверительных отношений. Прежде чем начать работу ребёнку даётся устная инструкция: «Сейчас я по порядку буду показывать тебе геометрические фигуры (или слова)». Тебе необходимо запомнить и по моей команде нарисовать (или написать их). Выполнять задание нужно быстро и безошибочно. В протоколе мною были зафиксированы количество правильно воспроизведённых ребёнком элементов, а также ошибок.
Обработка результатов
В= С –m * 100
С - n
Протокол исследования
Учащийся ------------------------------
Возраст-----------------------
Оценка объёма образной и вербально – логической
Кратковременной памяти
Стимульный материал |
Время воспроизведения |
Поправка на время |
Качество воспроизведения |
Геометрические фигуры |
|||
Слова |
Геометрические фигуры |
Слова | ||
Экспер. время |
Поправка на время, баллы |
Экспер. время |
Поправка на время, баллы |
Менее 5 5-25 25-35 Более 35 |
+1 0 - 1 - 2 |
Менее 4 4-13 13-17 Более 17 |
+ 1 0 - 1 - 2 |
А=В+Т
Получив индивидуальные данные по показателю успешности кратковременной образной памяти, были сделаны выводы о том, что из 22 человек обследованных 13 человек обладают высоких уровнем кратковременного запоминания, 5 человек среднем уровнем и 4 низким уровнем. Далее была подсчитана среднеарифметическая величина показателя успешности по группе в целом. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о влиянии возрастных критериев на результат обследования. Так ребята из числа успешных попали в категорию школьников по возрасту старше на несколько месяцев, своих сверстников.
Оценка смысловой и механической памяти
Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей.
Участники эксперимента: Учащиеся начального звена школы № 13. В диагностическом исследовании приняло участие 16 школьников.
Оборудование: десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи
год-месяц шум-вода
нож-вилка
стол-обед
мост-река
глаз-ухо
Прядок исследования: Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.
При проведении методики на выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение получились следующие данные.
Количество человек в классе | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Коэффициент смысловой памяти С=(а/в)*100%
70 |
80 |
60 |
40 |
80 |
30 |
40 |
70 |
60 |
70 |
60 |
90 |
70 |
80 |
60 |
60 |
А – количество слов ряда (постоянное количество – 10 слов)
В – количество запомнившихся слов
до 50% - 3 человека
больше 50% - 13 человек
Исходя из полученных данных видно, что у подавляющего большинства класса преобладает смысловое (логическое) запоминание, основой которого является понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Ученики прочнее и больше запоминают тот материал, который им понятней.
Количество человек |
Объёмы смысловой памяти |
Объёмы механической памяти | ||||
кол-во слов А |
заповнив шиеся А |
Коэф. С=(а/b)*100% |
кол-во слов В |
заповнив шиеся В |
Коэф. С=(а/b)*100% | |
5 |
4 |
80% |
5 |
2 |
40% | |
5 |
5 |
100% |
5 |
4 |
80% | |
5 |
5 |
100% |
5 |
3 |
60% | |
5 |
3 |
60% |
5 |
1 |
20% | |
5 |
4 |
80% |
5 |
3 |
60% | |
5 |
4 |
80% |
5 |
2 |
40% | |
5 |
3 |
60% |
5 |
3 |
60% | |
5 |
3 |
60% |
5 |
4 |
80% | |
5 |
4 |
80% |
5 |
4 |
80% | |
5 |
2 |
40% |
5 |
4 |
80% | |
5 |
4 |
80% |
5 |
3 |
60% | |
5 |
5 |
100% |
5 |
4 |
80% | |
5 |
5 |
100% |
5 |
4 |
80% | |
5 |
3 |
60% |
5 |
3 |
60% | |
5 |
4 |
80% |
5 |
4 |
80% | |
5 |
4 |
80% |
5 |
2 |
40% | |
Итоговая |
5 |
3,8 |
77,5 % |
5 |
3,1 |
62,5 % |
Из этой таблицы видно, что смысловая память у младшего школьника доминирует над механической.
2.2.
Способы, приёмы и методы
Продуктивность произвольного запоминания зависит от степени интеллектуальной активности школьников в этой деятельности. Условием же, содействующим интеллектуальной активности, является овладение средствами запоминания. К числу этих средств относятся, прежде всего, дифференцировка школьниками мнемических задач, т.е. целей, которые ставятся перед запоминанием в каждом конкретном случае, использование рациональных приемов в процессе запоминания связано и с общей организованностью школьника в учебной работе.
Наблюдения и специальные
В ориентировке учащихся на выполнение конкретных задач при запоминании или учебного материала заключается один из важных путей развития целенаправленного произвольного запоминания и воспроизведения у младших школьников. Целенаправленность запоминания и воспроизведения в значительной мере выражается в выборе и использовании путей достижения мнемической задачи. Поступая в школу, ребенок умеет пользоваться простейшим приемом запоминания – повторением. Обучаясь, младший школьник овладевает более сложными приемами, использованием которых обеспечивается осмысленное запоминание. Такими приемами являются группировка материала по смыслу или составление плана, который служит смысловой опорой запоминания, а также соотнесение (сопоставление, связывание) запоминаемого материала по смыслу с тем, что может служить опорой с тем, что может служить опорой для его запоминания. Однако в самостоятельной работе ученики младшего возраста часто используют прием повторения.
Особым видом произвольного запоминания является заучивание наизусть.
Заучивая наизусть, младшие школьники не используют рациональные приемы запоминания. Когда нужно повторять материал комбинированно – в целом виде и по частям, - они заучивают лишь в целом, не членят на части по смыслу, поэтому хуже понимают.
Как указывалось, в процессе запоминания младшие школьники используют воспроизведение. Чаще они прибегают к этому способу при заучивании наизусть. Некоторые школьники читают несколько раз текст и один раз воспроизводят его на слух или про себя. Другие при заучивании чаще воспроизводят и меньше обращаются к повторному чтению текста. Одни ученики воспроизводят с опорой на текст, другие – стараются самостоятельно припомнить. Отдельные школьники заканчивают заучивание воспроизведением, иные наоборот, прочитать текст в целом.
Информация о работе Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте