Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Память - великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.
Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт
и опыт предыдущих поколений. Память развивается с детства
Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит?
Попробуем ответить на эти вопросы.

Содержание

Введение
3
Глава I
Теоретические и методологические данные

1.1
Память как высшая психическая функция человека
7
1.2
Общее понятие о памяти: физиологическая основа, виды и типы
7
1.3
Характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение
9
1.4
Сензитивным период развития памяти
12
1. 5
Особенности памяти учащихся в младшем школьном возрасте
14
Глава II
Организация и проведение опытно-экспериментальной работы

2.1
Практико – ориентированная исследовательская деятельность по изучению различных видов памяти – диагностика, анализ результатов
17
2.2
Способы, приёмы и методы коррекции и развития памяти младших школьников
29
2.3
Основные принципы хорошей работы памяти
30

Заключение
33

Литература
35

Приложение (законы памяти)
36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект память.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Одним из важных условий развития продуктивной памяти школьника является побуждение его со стороны учителя  к использованию рациональных приемов запоминания и воспроизведения, а также побуждение к использованию рациональных форм самоконтроля при запоминании.

Одним из таких приёмов является  игра, игры, используемые в обучении, позволяют определить пробелы в  конкретных знаниях, умениях и навыках, а также осуществить проектирование эффективного педагогического вмешательства. Многолетнее использование обучающих игр способствовало выработке ряда методических рекомендаций по их применению.

    1. В процессе игры на первых порах следует воздержаться от личных комментариев, особенно от «вознаграждения» нерадивых.
    2. Коллективная игра, не предусматривающая общение, повышает запоминаемости материала в три раза, предусматривающая общение в семь раз.
    3. Не объявляйте перед игрой учебную цель, постарайтесь на первый план выдвинуть организаторские функции, а на второй – гностические.
    4. Если вы включаетесь в игру, то помните, что для вас все ее правила остаются в силе, как для любого играющего.
    5. При организации игры соблюдайте принципы самоорганизации и самоуправления, не нарушайте ход игры и не вмешивайтесь в нее без необходимости.
    6. Доверяйте судейство самим играющим, заметив нарушения, не спешите их вскрыть и наказать нарушителя. Продумайте в таком случае незаметное педагогическое воздействие.
    7. Разрабатывайте игры совместно с учащимися.

Итак, тренинговые игры позволяют  активизировать непроизвольное запоминание  и в тоже время не исключают  произвольное запоминание.

При смешанном запоминании материал представляется менее двух раз. Первый раз он исполняется как ориентирующее  задание, а второй – произвольное запоминание. Важным критерием тренинговой игры, является рекомендации и условия созданные для более продуктивного запоминания более подробную информацию (см. приложение -3). Память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Бессмысленное зазубривание материала не приведет к тому, что мы  с каждым днем будем все легче заучивать новый материал. Однако систематические  умственные  упражнения позволяют глубже проникать в сущность фактов, легче ориентироваться в материале, способствуют привитию навыков рационального запоминания и припоминания.

2.3. Основные  принципы хорошей работы памяти

Изучить принципы хорошей работы памяти предлагал Д.Лапп, для того, чтобы улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации действий.

  • ПАУЗА. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст вам время оценить обстановку и подумать. Память определяется в основном стратегиями мышления. Пауза снижает вероятность поспешных действий, таким образом, заставляя вас сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам и является необходимым условием для наблюдения. Прежде чем выйти из машины или из дома, сделайте паузу и оглядитесь по сторонам: тогда вы ничего не забудете взять с собой.
  • РАССЛАБЛЕНИЕ позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Д.Лапп утверждал, что это полезное оздоровительное упражнение для мозга позволяет вам снять напряжение и расслабиться. Тогда вы записываете  информацию более точно и извлекаете ее из памяти без усилий. Если вы нервничаете  или расстраиваетесь из-за того, что не можете вспомнить какие-то важные дела, успокойтесь, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, и дайте себе время подумать о  возможных способных спровоцировать вспоминание: попытайтесь прибегнуть к наблюдению – просто осмотреть по сторонам; к категориям – определите для себя вещи, которые необходимо сделать, места, в которые нужно зайти и пр.; к вопросам – игра в вопросы и ответы.
  • ОСОЗНАНИЕ – это ключ  к избирательному вниманию и наблюдению. Без них нельзя  гарантировать последующее  извлечение информации. Первое и самое главное: сознательно вовлекать как можно больше чувств в процессе записи информации. В большинстве своем люди ненаблюдательны, однако в недостатке внимания они склонны обвинять свою память. Задерживая мысленный взор на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках, способствует не только лучшему запоминанию людей, мест, маршрутов и важных дел, но и лучшему оцениванию своего окружения. Золотое правило обработки информации: выбирайте, концентрируйте и анализируйте.
  • АССОЦИАЦИЯ образов (визуальная проработка) – это существенный принцип, использованный всеми, кто помнит местонахождение различных предметов: очков на столе, ключей рядом с телефоном, машины на стоянке напротив химчистки и т.д. прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, значительно увеличивается количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Просто следует представить свой ум в виде фотокамеры, способной запечатлевать картины окружающей действительности, из которых вы можете выбирать разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.
  • ЛИЧНЫЕ КОММЕТНАРИИ (вербальная проработка) способствуют эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти.
  • ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА с помощью категории (ассоциативная проработка) имеет отношение к способу хранения информации. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории или основные тематические разделы памяти, которые облегчают поток специфических воспоминаний. Например, любой предмет искусства можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность и ряду второстепенных. Если  вы запомните подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии вам будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории. Д.Лапп считал, вместо того, чтобы полагаться на механизмы непроизвольной памяти, случайно вызывающие к жизни фрагментарные не спровоцированные воспоминания, разумней рассчитывать на преднамеренную память, усилить которую можно использованием нескольких категорий в качестве подсказок.
  • ПРОСМОТР и ИСПОЛЬЗОВАНИЕ материала обеспечивают быстрое воспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. В повседневной жизни человек должен держать в голове имена людей, с которыми часть имеет дело; названия продуктов и товаров, которым пользуется ежедневно; названия улиц, по которым постоянно ходит (при условии, что он взял себе за правило запоминать их!). Чем чаще пользуешься информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

 Усвоив, как следует вышеперечисленные  принципы хорошей  работы памяти, можно найти им применение  в самых разных сферах жизнедеятельности,  в том числе и обучении младших  школьников произвольному запоминанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При поступлении ребенка в школу  для успешности его обучения в  младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

1. Кратковременную зрительную и  слуховую, включая их объём и  способность удерживать информацию  в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

2. Опосредованную память, которая  характеризуется наличием и самостоятельным,  инициативным использованием ребенком  различных средств запоминания,  хранения и воспроизведения информации.

3.  Важно также правильно и  точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

Подробно рассмотрев в курсовом проекте способы определения всех этих видов и показателей памяти по порядку в процессе психодиагностики, совместно с классным наставниками были разработаны приёмы развития и коррекции памяти младших школьников. Для работы с группой были разработаны игровые тренинговые упражнения, а для индивидуальной коррекции карточки с разовыми упражнениями по развитию зрительной и слуховой памяти.

В процессе исследовательской деятельности мною было отмечено, что так же, как ощущение и восприятие память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует  непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память -  это отражение опыта человека путем его запоминание, сохранения и воспроизведения. То, что нами  ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно  в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это  различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов школьника его личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на заучивание текстов. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса  к данному предмету.

Таким образом подробное рассмотрение проблемы изучения и коррекции памяти у младших школьников, явилось  основой для комплексного и индивидуального  построения структуры обучения в  начальной школе, с опорой на развитие продуктивного запоминания.  Итак, подводя итог по проблеме развития памяти младших школьников, автором были решены поставленные задачи и достигнута цель. Показателем реализации поставленных целей и задач явилось профессиональное сотрудничество с классными наставниками средних общеобразовательных школ № 13 и № 1 и совместная разработка групповых и индивидуальных рекомендация и занятий по развитию памяти.  Проведенное исследование является подтверждением гипотезы.  В силу этого, обучение продуктивному запоминанию будет являться основой коррекционной работы по развитию памяти младших школьников. Вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Асмолова А.Г. Мир восприятия и памяти // Культурно-историческая психология и конструирование миров, - М., - Воронеж, 1996.

2. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др.; Под ред.  В.В. Богословского и др.- Общая  психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов /– 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981.

  1. Богоявлинский Д.Н. Менчинская Н.А. “Психология усвоения знаний в школе”.

4. Выготский Л.С.- Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. – М., Психология, 1999.

5. Выготский. Л. С. - Память и  воображение: закрепление и воспроизведение  реакций– М., Психология, 2000.

6. Дубровина И.В, Прихожан А.М., Зацепин В.В.- Возрастная и педагогическая  психология. Хрестоматия: Учебное  пособие для студентов высших учебных заведений. М., Академия, 2001.

7. Джеймс. У- Память.  М., Психология, 1997.

8. Давыдова В. В. - Психическое  развитие младших школьников: экспериментальное  психологическое исследование.–  М., Педагогика, 1990.

9. Леонтьев А. Н. - Развитие высших  форм запоминания Избранные психологические произведения. – М., 1983.

10. Любинская А.А. Учителю о  психологии младшего школьника.

11. Матюхина В.И.. Психология младшего школьника. Просвещение 1970 г.

12. Марцинковская Т.Д - Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии./Составитель. – М., Линка - Пресс, 1998.

13. Мальцева К.П. “Развитие памяти школьника”. М:1956г.

14. Нечаев А.П.- Память человека и ее воспитание– М., - Воронеж, 1997.

15. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М., Просвещение, 1990.

16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. – Ростов на Дону, Феникс, 2000.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ -1

 

 Игровые  и тренинговые 

ПРИЕМЫ   РАЗВИТИЯ  ПАМЯТИ

Упражнение 1. «ТРУДНОЕ - ЗАПОМНИ!»

Учитель показывает ученикам на 25-30 с  десять слов с трудным написанием и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.

Упражнение 2. «ЗАБЛУДИВШИЙСЯ РАССКАЗЧИК»

Участники рассаживаются в круг. Ведущий определяет тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий, жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого пал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке — от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Упражнение 3. «БЕГА ССОЦИАЦИЙ»

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово — уже четвертое в этой цепочке — передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное Достижение и не участвует в игре.

Для проведения этой игры понадобятся или набор открыток, или картинки от детского лото, или карточки разрезанной азбуки. Участники садятся вокруг стола. Каждому раздают по несколько карт, но так, чтобы изображенное на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть сказка, фантазия, юмористический рассказ, нелепое сновидение — все, что угодно, но обязательно включающее в свой сюжет изображенную на картинке вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру прикосновением передает слово соседу. Тот кладет изображением вверх свою карту и продолжает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу. Каждый вплетает в общее повествование свою картинку, и ряд выложенных в кругу изображений становится все длиннее до тех пор, пока не выйдут все карты. По окончании игры ведущий может перевернуть выложенные карты рубашкой вверх и предложить группе по памяти восстановить последовательность их расположения.

Информация о работе Коррекция и развитие памяти в младшем школьном возрасте