Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:31, курс лекций
Работа содержит курс лекций по детской психологии.
1. Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений). 2
2. Отрасли психологии. Детская психология, её задачи. 3
3. Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики. 4
4. Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя. 8
5. Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения. 10
6. Характеристика эксперимента как метода изучения психических явлений. Его виды. 11
7. Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. 13
8. Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных. 15
9. Историческое развитие сознания человека как высшей стадия развития психики. 17
10. Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины. 18
11. Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»). «Социальная ситуация развития» на основных возрастных этапах и её значение. 19
12. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по Леонтьеву А.Н.). 21
13. Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. 22
14. Основные направления психического развития ребёнка в младенчестве. 23
15. Основные направления психического развития ребёнка в раннем детстве. 25
16. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека. 27
17. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки. 28
18. Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя детского сада. Творчество и трудности в деятельности воспитателя детского сада. 30
19. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии. 33
20. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте. 35
21. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы и др. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества». 36
22. Художественная деятельность в дошкольном возрасте, её виды. 38
23. Изобразительная деятельность детей, психологические особенности рисования. 39
24. Конструктивная деятельность дошкольника; лепка и аппликация. 40
25. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования. 41
26. Сущность и структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. 43
27. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 44
28. Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребёнка. Благоприятные условия развития художественной деятельности. 46
29. Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения. 49
30. Вербальные средства общения: речь и язык; виды и функции речи. 50
31. Развитие форм общения в дошкольном возрасте. 52
32. Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средства коммуникации. 53
33. Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы. 57
34. Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе. 59
35. Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей. 61
36. Типы и стили педагогического взаимодействия. Условия оптимизации. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников. 62
37. Положение личности в группе. Лидерство, звёздность и стили. 64
38. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы. Структура дошкольной группы. Функции «детского общества». 65
39. Проблема статуса ребёнка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики. 67
40. Межличностные отношения в «детском обществе». Оптимизация межличностных отношении детей. 68
41. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Общественная природа личности. 69
42. Структура и свойства личности. 70
43. Направленность личности; виды и формы мотивов. 71
44. Самосознание личности, его структура. Самооценка, её виды и основные функции. 73
45. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога. 74
46. Предпосылки формирования личности в младенчестве и раннем детстве. 76
47. Формирование и развитие самосознания у дошкольников. 80
48. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. 83
49. Происхождение и проявление у дошкольников негативных личностных образований, их профилактика и коррекция. 85
50. Овладение началами психологической культуры как важное условие развития личности дошкольника. Создание условий для развития творческих начал личности в дошкольном возрасте. 87
51. Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 88
52. Особенности волевой сферы дошкольников. 91
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Категория «общение» является одной из центральных наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
Характеристика структуры общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения. По терминологии А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности они равнозначны операциям. Это те операции, с помощью которых строятся действия общения и вносится вклад во взаимодействие людей друг с другом. Выделяются три основные категории средств общения, с помощью которых оно осуществляется: экспрессивно-мимические, предметно-действеные и речевые средства общения. Каждая категория средств общения имеет свои специфические возможности, определяющие ее функции и роль в общении.
Первыми
в онтогенезе возникают экспрессивно-
Предметно-действенные С. о. возникают в онтогенезе позднее. Это уже не выразительные, а изобразительные С. о. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, протягивание и передача предметов, действия предметами, прикосновения и т.д. Изобразительные средства выражают готовность партнера к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает. Эти средства общения отличаются более высокой степенью произвольности, чем выразительные.
Наиболее эффективными являются речевые средства общения, позволяющие выйти за пределы частной непосредственно воспринимаемой ситуации и организовать контакты по широкому кругу разнообразных вопросов. Появление речи вызывает качественный скачок в самом общении: оно приобретает относительную автономность от конкретной, чувственно воспринимаемой ситуации взаимодействия. В общение посредством речи входят и утверждаются в нем невидимые и невоспринимаемые свойства объектов и явлений: нравственные и интеллектуальные качества людей, причинно-следственные связи и отношения в мире предметов и т.п. Общение становится внеситуативным. Все средства общения формируются прижизненно в процессе реального взаимодействия людей.
Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о- своих чувствах, переживаниях, намерениях.
Общаясь друг с другом, люди уиотребляют слова и пользуются грамматическими правилами того» или иного языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык в речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей. Связь между языком и речью выражается и в том, что язык как орудие общения существует исторически до тех пор, дока люди говорят на нем. Как только люди перестают использовать тот или иной язык в речевом общении, он становится мертвым языком. Таким мертвым языком стал, например, латинский.
Познание
закономерностей окружающего
Другая важнейшая функция речи вытекает из рассмотренного выше положения о том, что мышление осуществляется в речевой форме. Речь (в частности, внутренняя речь — внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью которого мы мыслим про себя) является средством мышления.
Речь связана со всеми психическими процессами, она организует и регулирует их. Человек с помощью слов выражает свои чувства, а также может вызывать чувства у других людей.
Речь людей в зависимости от различных условий тает своеобразные особенности. Соответственно этому разные виды речи. Прежде всего различают внешнюю и вп, реннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная, свою очередь устная речь бывает монологической и ческой.
Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), этому ее основной признак — доступность - восприятию других людей. В зависимости от того, удотребляются с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорпую речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает сяущателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слыщвд пишущего, прочтет написанное только через некоторое вреиец Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поДОф»-живает с ним связи. Отсутствие непосредственного ковт^ктй, между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жв сты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки ирепияания не заменяют в полной мере этих выразительных средств}, кавк это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычае менее выразительна, чем устная.
Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению.
Разумеется, существует много промежуточных форм речи, имеющих признаки одновременно и устной и письменной речи (например, выступление по радио, по учебной программе телевидения и т. д.).
В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.
Диалогическая речь — это разговор, беседа двух или нескольких лиц, которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Это реч поддержанная. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер: например, ответ ученика на вопросы учителя).
Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности — достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им,знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.
Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.
Внутренняя речь — это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь — словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.
Эксперименты показывают, что при решении сложных мыслительных задач процесс внутреннего проговаривания увеличивается во времени. Отсюда следует вывод: когда учащиеся обдумывают новый и сложный учебный материал, учитель не должен их торопить.
Рассмотрим, как происходит развитие форм общения у детей.
Форма общения:Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная
Время проявления:2 мес. (от 2 мес. до 6 мес.)