Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:31, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по детской психологии.

Содержание

1. Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений). 2
2. Отрасли психологии. Детская психология, её задачи. 3
3. Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики. 4
4. Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя. 8
5. Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения. 10
6. Характеристика эксперимента как метода изучения психических явлений. Его виды. 11
7. Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. 13
8. Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных. 15
9. Историческое развитие сознания человека как высшей стадия развития психики. 17
10. Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины. 18
11. Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»). «Социальная ситуация развития» на основных возрастных этапах и её значение. 19
12. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по Леонтьеву А.Н.). 21
13. Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. 22
14. Основные направления психического развития ребёнка в младенчестве. 23
15. Основные направления психического развития ребёнка в раннем детстве. 25
16. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека. 27
17. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки. 28
18. Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя детского сада. Творчество и трудности в деятельности воспитателя детского сада. 30
19. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии. 33
20. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте. 35
21. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы и др. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества». 36
22. Художественная деятельность в дошкольном возрасте, её виды. 38
23. Изобразительная деятельность детей, психологические особенности рисования. 39
24. Конструктивная деятельность дошкольника; лепка и аппликация. 40
25. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования. 41
26. Сущность и структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. 43
27. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 44
28. Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребёнка. Благоприятные условия развития художественной деятельности. 46
29. Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения. 49
30. Вербальные средства общения: речь и язык; виды и функции речи. 50
31. Развитие форм общения в дошкольном возрасте. 52
32. Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средства коммуникации. 53
33. Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы. 57
34. Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе. 59
35. Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей. 61
36. Типы и стили педагогического взаимодействия. Условия оптимизации. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников. 62
37. Положение личности в группе. Лидерство, звёздность и стили. 64
38. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы. Структура дошкольной группы. Функции «детского общества». 65
39. Проблема статуса ребёнка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики. 67
40. Межличностные отношения в «детском обществе». Оптимизация межличностных отношении детей. 68
41. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Общественная природа личности. 69
42. Структура и свойства личности. 70
43. Направленность личности; виды и формы мотивов. 71
44. Самосознание личности, его структура. Самооценка, её виды и основные функции. 73
45. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога. 74
46. Предпосылки формирования личности в младенчестве и раннем детстве. 76
47. Формирование и развитие самосознания у дошкольников. 80
48. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. 83
49. Происхождение и проявление у дошкольников негативных личностных образований, их профилактика и коррекция. 85
50. Овладение началами психологической культуры как важное условие развития личности дошкольника. Создание условий для развития творческих начал личности в дошкольном возрасте. 87
51. Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 88
52. Особенности волевой сферы дошкольников. 91

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по психологии.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Таким образом, рисунок, как и игра, создает своеобразную модель действительности. Как и в игре, принимая условность ситуации, действуя понарошку, но как на самом деле, малыш разворачивает сюжет, берет на себя роль персонажа, наделяет изображаемых героев мыслями и переживаниями. Он и сам включается в описываемые на бумаге события, регулируя и вмешиваясь в них по мере необходимости. Если в игре действия и роль ребенка не закрепляются, то в рисовании они фиксируются графическими образами. Дошкольник пытается отразить взаимосвязи между объектами, развитие ситуации, показать динамику и временную протяженность события.

Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

- изобразительная  деятельность включается в развитие  знаковой функции сознания и,  моделируя действительность, расширяет  границы ее познания;

- формируется  ручная умелость, позволяющая передать  богатое содержание рисунка;

- развивается  умение создавать и воплощать  замыслы;

- осваиваются  специфические выразительные средства  изобразительной деятельности.

  1. Конструктивная  деятельность дошкольника; лепка и  аппликация.

Детское конструирование означает процесс  сооружения построек, в которых предусматривается  взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием (Е.В.Зворыгина).

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные  стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры (А.Н.Давидчук).

Основополагающим  моментом в конструировании выступает  аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Аналитико-синтетическая  деятельность позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.).

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением  дошкольника планировать и контролировать его ход.

Умение  обследовать конструкцию развивается  под руководством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает  некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части  по величине и форме, устанавливает  их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца  или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы  создания собственной конструкции  на основе проведенного анализа. В 6-7 лет  ребенок анализирует конструкцию  предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает  функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает  ситуации, в которых конструкция  будет использоваться.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного  творчества дошкольника.

Творчество  в конструировании наблюдается  уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных  сооружений). На протяжении дошкольного  возраста у детей развивается  способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы построй ка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

- дети  осваивают способы обследования  предметов и способы создания  конструкций;

- дошкольники  познают конструктивные свойства  деталей и материалов;

- расширяется  область творческих проявлений.

  1. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования.

Деятельность  экспериментирования способствует формированию у детей познавательного  интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная  задача ДОУ поддержать и развить  в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Младший дошкольный возраст.

Работа  с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых  для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

1) сочетать  показ предмета с активным  действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах;

2) сравнивать  схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки;

3) учить  детей сопоставлять факты и  выводы из рассуждений 

4) активно  использовать опыт практической  деятельности, игровой опыт 

Основное  содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у  них представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)

2. О природных  явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний  воды; теплота, звук, вес, притяжение)

3. О мире  растений (способы выращивания растений  из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов)

4. О способах  исследования объекта (раздел "Кулинария  для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп)

5. Об  эталоне "1 минута"

6. О предметном  мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки,  краски для рисования и прочее)

В процессе экспериментирования словарь детей  пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее)

Средний дошкольный возраст.

Работа  с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное  использование опыта игровой  и практической деятельности  детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?)

2) группировка  объектов по функциональным признакам  (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?)

3) классификация  объектов и предметов по видовым  признакам (посуда чайная, столовая)

Основное  содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у  них следующих представлений:

1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса)

2. О природных  явлениях (времена года, явления  погоды, объекты неживой природы  - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

3. О мире  животных (как звери живут зимой,  летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их  роста и развития (свет, влага,  тепло)

4. О предметном  мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт,  одежда и т.д.)

5. О геометрических  эталонах (круг, прямоугольник, треугольник,  призма)

6. О человеке (мои помощники - глаза, нос,  уши, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей  пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме  этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и  т.д.). В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в  сравнении с геометрическими  эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Старший дошкольный возраст.

Работа  с детьми направлена на уточнение  всего спектра свойств и признаков  объектов и предметов, взаимосвязи  и взаимозависимости объектов и  явлений. Основными задачами, решаемыми  педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?)

2) классификация  на основе сравнения: по длине  (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки:  одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?")

Основное  содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у  них следующих представлений:

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик,  металл, керамика, поролон)

2. О природных  явлениях (явления погоды, круговорот  воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год)

3. Об  агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется  град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок  в лупу и т.п.)

4. О мире  растений (особенности поверхности  овощей и фруктов, их форма,  цвет, вкус, запах; рассматривание  и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5. О предметном  мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.)

6. О геометрических  эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар)

В процессе экспериментирования обогащается  словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

Пробы и  ошибки являются важным компонентом  детского экспериментирования. Наличие их объясняется тем, что для достижения поставленной цели ребенок пытается опробовать старые способы действий, комбинируя и перестраивая их в случае неудачи. Таким образом, деятельность экспериментирования несет в себе моменты саморазвития ребенка.

  1. Сущность и структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте.

Учебная деятельность - вид деятельности, заключающийся  в усвоении определенного круга  знаний, приобретением умений и навыков, необходимых для жизни и деятельности, а также в приобретении навыков  получения знаний и работы с ними, т.е. навыков самостоятельной работы. Как правило, учебная деятельность предшествует трудовой и потому выполняет подготовительные функции. Но это самый сложный вид деятельности, к тому же приходящийся на молодой возраст. Учебная деятельность организуется в специальных образовательных учреждениях, в воскресных школах. Составной частью учебной деятельности является учение как особый вид познавательной активности человека.

структура учебной деятельности

учебная деятельность в дошкольном возрасте

  1. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

Трудовая  деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого  продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Специфика труда дошкольника состоит в  том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"