Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:31, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по детской психологии.

Содержание

1. Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений). 2
2. Отрасли психологии. Детская психология, её задачи. 3
3. Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики. 4
4. Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя. 8
5. Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения. 10
6. Характеристика эксперимента как метода изучения психических явлений. Его виды. 11
7. Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. 13
8. Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных. 15
9. Историческое развитие сознания человека как высшей стадия развития психики. 17
10. Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины. 18
11. Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»). «Социальная ситуация развития» на основных возрастных этапах и её значение. 19
12. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по Леонтьеву А.Н.). 21
13. Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. 22
14. Основные направления психического развития ребёнка в младенчестве. 23
15. Основные направления психического развития ребёнка в раннем детстве. 25
16. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека. 27
17. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки. 28
18. Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя детского сада. Творчество и трудности в деятельности воспитателя детского сада. 30
19. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии. 33
20. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте. 35
21. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы и др. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества». 36
22. Художественная деятельность в дошкольном возрасте, её виды. 38
23. Изобразительная деятельность детей, психологические особенности рисования. 39
24. Конструктивная деятельность дошкольника; лепка и аппликация. 40
25. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования. 41
26. Сущность и структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. 43
27. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 44
28. Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребёнка. Благоприятные условия развития художественной деятельности. 46
29. Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения. 49
30. Вербальные средства общения: речь и язык; виды и функции речи. 50
31. Развитие форм общения в дошкольном возрасте. 52
32. Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средства коммуникации. 53
33. Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы. 57
34. Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе. 59
35. Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей. 61
36. Типы и стили педагогического взаимодействия. Условия оптимизации. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников. 62
37. Положение личности в группе. Лидерство, звёздность и стили. 64
38. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы. Структура дошкольной группы. Функции «детского общества». 65
39. Проблема статуса ребёнка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики. 67
40. Межличностные отношения в «детском обществе». Оптимизация межличностных отношении детей. 68
41. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Общественная природа личности. 69
42. Структура и свойства личности. 70
43. Направленность личности; виды и формы мотивов. 71
44. Самосознание личности, его структура. Самооценка, её виды и основные функции. 73
45. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога. 74
46. Предпосылки формирования личности в младенчестве и раннем детстве. 76
47. Формирование и развитие самосознания у дошкольников. 80
48. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. 83
49. Происхождение и проявление у дошкольников негативных личностных образований, их профилактика и коррекция. 85
50. Овладение началами психологической культуры как важное условие развития личности дошкольника. Создание условий для развития творческих начал личности в дошкольном возрасте. 87
51. Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 88
52. Особенности волевой сферы дошкольников. 91

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по психологии.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Динамика  игровой деятельности на протяжении дошкольного детства, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в изменении соотношения между ними: от «скрытого» правила и «открытых» воображаемой ситуации и игровой роли к «открытому» игровому правилу и «скрытым» воображаемой ситуации и роли.

Игра  — это жизнь ребенка, его существование, источник развития мораль ных качеств  личности, его развитие в целом.

В игре формируется  произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

В игре развивается  способность к воображению, образному  мышлению. Это происходит потому, что  ребенок воссоздает в игре то, что  ему интересно, с помощью условных действий.

В игре ребенок  воссоздает действия взрослого и  приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

В игре он учится подчинять свои желания определенным тре бованиям это важнейшая предпосылка воспитания воли.

В игре значительно  легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.

В игре ребенок  развивается духовно. В.А. Сухомлинский счи тал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

Игра  начинает входить в жизнь ребенка  с самого раннего возраста. В год  у ребенка появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.

По мере взросления игры становятся более сложными: дети под ражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родите лями».

Наблюдая  за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все  свои чувства, переживания он переносит  на игруш ки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интере сах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет  начало в детской игре. Понаблюдайте за игрой малыша, и вы увидите, что необходимо ребёнку в данный момент для его развития.

Игра  – для малыша это своеобразный способ обучения, подготовка к более  сложной «взрослой» жизни. Проживая игровые ситуации, как бы «пропуская»  их через себя ребенок учится общаться, устанавливает для себя нормы  и правила поведения в тех  или иных ситуациях, учится взаимодействовать  с окружающим миром и познает его законы даже не осознавая, что в будущем все это станет фундаментом для построения его дальнейшей жизни.

  1. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы и др. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества».

Игра  дошкольников будет развиваться, если педагог:

1. Организует  предметную среду:

  • поэтапно вводит игрушки (предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться, в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития игры).
  • соотносит сюжет игры с опытом взаимодействия с внешним миром у ребенка.

2. Обеспечивает  руководство игрой:

  • помогает отнести не одно, а ряд действий к одному и тому же персонажу
  • помогает ребенку принять роль персонажа, который задан в сюжете игры, на себя
  • играет вместе с детьми
  • обеспечивает условия для активизации самостоятельной игры дошкольников
  • ставит детей перед необходимостью использовать более сложные, новые сюжеты построения игры
  • ориентирует ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.
  • связь между ролью и связанными действиями должна быть раскрыта ребенку взрослыми.

3. Обеспечивает  благоприятную атмосферу:

  • создание доверительных отношений
  • отсутствие критики в оценке деятельности детей
  • внимание к каждому ребенку

Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения взаимного контроля.

В играх  формируются навыки коллективной жизни: умение договариваться, стремление уважать  замыслы других детей, доброжелательно  относиться к играм товарищей, оказывать  им посильную помощь.

Маленькие дети могут играть совместно лишь при условии сохранения организующей и направляющей роли взрослого.

Вовлечение  в совместные игры должно проходить  постепенно и очень осторожно: легче  всего усваиваются навыки коллективной игры дети общительные, имеющие сравнительно устойчивый интерес к определенной теме; ребята замкнутые, стеснительные, робкие трудно привыкают к коллективу.

Очень важно, учитывая особенности детей младшего возраста, содействовать их играм  небольшими группами. В таких играх  ярче проявляются личные симпатии ребят, основанные на взаимной привязанности. Эти сложившиеся нравственные качества являются базой для дальнейшего воспитания дружеских взаимоотношений. Развитие же игровых и реальных взаимоотношений в совместных играх зависит от индивидуальных игр детей. Ребенка, умеющего самостоятельно придумывать и развивать сюжет, можно легко заинтересовать игрой товарища.

В средней  группе у детей уже накоплен опыт совместной игры. Возникшие игровые  группировки становятся более длительными  и устойчивыми. Дети убеждаются в  том, что с товарищами играть интереснее, что игра приносит радость, удовлетворение тогда, когда действия играющих согласовываются друг с другом, когда все помогают друг другу и не ссорятся. Дети старшего дошкольного возраста способны уже понять сущность наблюдаемых событий, явлений, у них повышается интерес к различным профессиям и к взаимоотношениям людей.

 Они  умеют оценивать поступки литературных  героев, у них имеются представления  о дружбе, товариществе, что позволяет  им быстрее понять нормы поведения  в коллективных играх и выполнять  их.

 Выполнение  норм поведения зависит от  внутренних побуждений ребенка,  т.е. от того, какие чувства  испытывает он в данной роли, и от контроля со стороны  окружающих. В маленьком игровом  коллективе, где основой объединения  являются личные симпатии и привязанности, детям легче усвоить требуемые нормы поведения, т.е. установить реальные дружеские взаимоотношения.

 Однако  и в игровых коллективах старших  дошкольников возникают трудности.

 Основная  задача - воспитывать коллектив,  в котором отношения между  детьми должны базироваться на  основе гуманизма и товарищества.

В воспитании у детей коллективизма решающее значение имеет содержание игры. От ее уровня зависит и качество складывающихся взаимоотношений. Особого внимания требуют также игры, возникающие на основании личного опыта ребенка и игры, к содержанию которых формируется у детей интерес в процессе воспитательной работы. В игре ребенок на практике усваивает нормы поведения, приобретает навыки жизни в коллективе.

  1. Художественная  деятельность в дошкольном возрасте, её виды.

Художественная  деятельность детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Художественная деятельность - составная часть системы эстетического воспитания и художественного воспитания, средство развития личности.

Проявлением художественной деятельности могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративно-прикладные вышивка, резьба и т.п., кукольный театр, рисованные и игровые фильмы и т.д.

Существует собственная и исполнительная художественная деятельность. Последнее включает, например, игру на музыкальных инструментах, выразительное чтение, традиционные виды народного художественного творчества, т.е. воспроизведение детьми готовых образцов или произведений других авторов. В узком смысле к художественной деятельности относят продукты самостоятельного творческого проявления ребёнка, выполненные по личному впечатлению или замыслу и собственными силами на основе умений, приобретённых самостоятельно или под руководством взрослых. Многоплановостью замысла, процесса и продукта художественная деятельность отличается от учебных работ по искусству, где ребёнок тренирует какое-то отдельно взятое умение, технический приём, задача и план которых заранее определены учителем. В творческом процессе ребёнок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т.д.

Продукты  художественной деятельности целостно раскрывают личность ребёнка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребёнка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения художественная деятельность - незаменимый документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребёнка, представляющий большую исследовательскую ценность. Педагогически важно понимание художественной деятельности как отражения ребёнком окружающего мира и социальной действительности, которое сочетается с самовыражением, т.е. таким характером деятельности, когда ребёнок стремится, а педагог создаёт предпосылки для выражения ребёнком собственного представления о мире, о самом себе и о своём месте в мире. Процесс художественного творчества у детей качественно адекватен творчеству профессионального художника как по своей сущности, так и по форме применяемых художественных средств.

Художественная  деятельность - сложное образование, оно восходит к формированию у ребёнка высших, собственно человеческих функций. Она тесно связано с общим развитием личности.

У дошкольников преобладает тяга к музыкально-драматическим  или словесным импровизациям, танцевальным движениям, особенно к коллективным, хотя уже к концу дошкольного возраста намечается преимущественный интерес к изобразительной художественной деятельности.

С учётом многих психолого-педагогических факторов можно наметить 3 основных линии  взаимодействия различных видов художественной деятельности, соответствующие трём эпохам детства:

  • доминирование предметной и наглядно-двигательной основы деятельности (дошкольный возраст);
  • доминирование сенсорно-перцептивной основы с преобладанием деятельности зрительной системы (младший школьный возраст);
  • преобладание технико-исполнительской и рече-мыслительной основы деятельности (средний и старший возраст).
  1. Изобразительная деятельность детей, психологические особенности рисования.

На втором году жизни у ребенка возникает  интерес к карандашу и действиям  с ним. Он начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге. Совершая такие  беспорядочные движения, малыш не стремится что-либо изобразить. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Новый этап в  становлении изобразительной деятельности связан с интенсивным развитием  в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания, причем не только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи. Процесс рисования предполагает действие замещения. Ребенок дает предмету и изображению одно и то же название, устанавливая таким образом их соотношение. И в то же время он понимает, что изображение предмета выступает его заместителем, обозначением. Знаковая функция рисования зарождается, когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом через воссоздание графического образа, показанного взрослым, к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности, возникает изобразительная функция рисования.

Переход к намеренному изображению предмета создает условия для того, чтобы  рисунок все больше приближался  к действительности и становился узнаваемым. При обучающем воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость, которая позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту. Первый компонент ручной умелости включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и пр.). Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы. Третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок.

В рисунке  отражается опыт, полученный ребенком из собственных действий с предметами, из своей графической деятельности по изображению, из обучающих воздействий  взрослого. В графическом образе слиты представления о внешнем  виде предмета, представленные разными  анализаторами, а также знания о  нем, его функциях и отношение  к нему малыша. Рисунок, хотя и узнаваем, часто схематичен, является только указанием на предмет, а не его подробным изображением, поэтому лишь напоминает реальный объект. Причину схематизма следует искать в несовершенстве технических приемов рисования, а также в образком, конкретном характере мышления дошкольника. Ему важно передать наиболее существенные, на его взгляд, признаки и части объекта, пропустив менее важные.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"