Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:31, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по детской психологии.

Содержание

1. Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений). 2
2. Отрасли психологии. Детская психология, её задачи. 3
3. Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики. 4
4. Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя. 8
5. Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения. 10
6. Характеристика эксперимента как метода изучения психических явлений. Его виды. 11
7. Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. 13
8. Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных. 15
9. Историческое развитие сознания человека как высшей стадия развития психики. 17
10. Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины. 18
11. Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»). «Социальная ситуация развития» на основных возрастных этапах и её значение. 19
12. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по Леонтьеву А.Н.). 21
13. Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. 22
14. Основные направления психического развития ребёнка в младенчестве. 23
15. Основные направления психического развития ребёнка в раннем детстве. 25
16. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека. 27
17. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки. 28
18. Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя детского сада. Творчество и трудности в деятельности воспитателя детского сада. 30
19. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии. 33
20. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте. 35
21. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы и др. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества». 36
22. Художественная деятельность в дошкольном возрасте, её виды. 38
23. Изобразительная деятельность детей, психологические особенности рисования. 39
24. Конструктивная деятельность дошкольника; лепка и аппликация. 40
25. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования. 41
26. Сущность и структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. 43
27. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 44
28. Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребёнка. Благоприятные условия развития художественной деятельности. 46
29. Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения. 49
30. Вербальные средства общения: речь и язык; виды и функции речи. 50
31. Развитие форм общения в дошкольном возрасте. 52
32. Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средства коммуникации. 53
33. Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы. 57
34. Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе. 59
35. Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей. 61
36. Типы и стили педагогического взаимодействия. Условия оптимизации. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников. 62
37. Положение личности в группе. Лидерство, звёздность и стили. 64
38. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы. Структура дошкольной группы. Функции «детского общества». 65
39. Проблема статуса ребёнка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики. 67
40. Межличностные отношения в «детском обществе». Оптимизация межличностных отношении детей. 68
41. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Общественная природа личности. 69
42. Структура и свойства личности. 70
43. Направленность личности; виды и формы мотивов. 71
44. Самосознание личности, его структура. Самооценка, её виды и основные функции. 73
45. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога. 74
46. Предпосылки формирования личности в младенчестве и раннем детстве. 76
47. Формирование и развитие самосознания у дошкольников. 80
48. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. 83
49. Происхождение и проявление у дошкольников негативных личностных образований, их профилактика и коррекция. 85
50. Овладение началами психологической культуры как важное условие развития личности дошкольника. Создание условий для развития творческих начал личности в дошкольном возрасте. 87
51. Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 88
52. Особенности волевой сферы дошкольников. 91

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по психологии.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

В труде  действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

На всем протяжении дошкольного детства  связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость  в определенных игровых предметах  диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С  другой стороны, продукты детского труда  нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения.

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. В 3-4 года мотив труда кроется  в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередко  в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет  роль мамы. На протяжении всего дошкольного  возраста действенным остается мотив  поощрения и порицания. Указанные две группы мотивов быстро приобретают устойчивый характер. Ссылка на них свидетельствует о том, что ребенок не понимает смысла труда, а в конечном счете у него не формируется потребность трудиться. Общественные мотивы труда («Помогаю маме») появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям.

Труд  требует от ребенка умения принимать  от взрослого и самостоятельно ставить  цель деятельности. Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений.

Старшие дошкольники могут уже планировать  не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Сформированность навыков коллективного планирования способствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществления самостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного совместно результата трудовой деятельности.

Успешность  достижения цели в значительной степени  зависит от умения проконтролировать  свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считают  ее хорошей, независимо от того, как  и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

На протяжении дошкольного возраста усложняются  осваиваемые детьми трудовые действия. Постепенно они становятся более  точными, быстрыми и координированными.

Еще до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы  достижения цели, То есть у него складывается умение предварительно планировать  труд, что значительно повышает качество работы.

В основе освоения дошкольником разных видов  труда лежат две взаимосвязанные тенденции, обусловленные усложнением его компонентов. Первая связана с возрастанием самостоятельности ребенка в пределах сформированных у него умений. Вместе с тем дошкольник все больше и больше включается в совместную со взрослым жизнь, выполняя вместе с ним обычные повседневные обязанности.

Укажем  особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

- складываются  общественные мотивы труда;

- расширяются  и усложняются трудовые умения  и навыки;

- формируются  целеполагание, планирование и  самоконтроль;

- расширяется  самостоятельность ребенка в  труде, что позволяет усложнять  формы трудовой деятельности;

- складывается  совместный со сверстниками труд;

- появляется  потребность трудиться и привычка  к регулярному труду, характеризующие трудолюбие;

- формируется  представление о труде взрослых.

  1. Интеграция  разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребёнка. Благоприятные условия развития художественной деятельности.

Главное условие художественно-эстетического  образования дошкольников: опора  на возрастные и психические особенности, учет потребностей и интересов ребенка. В формировании художественно-творческих способностей дошкольников важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей. Это информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части.

Интеграция  разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).

Единение  и взаимодействие – главное в  образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.

Интеграция  как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования»  образовательного процесса: конкретного занятия, деятельности исходя из задач и возможностей детей.

В разных видах искусств есть «родственные»  средства выразительности: интонация, ритм, образ, настроение, контраст, симметрия, оттенки. Интонация – своеобразный код, в котором зашифровано всё  многообразие любого вида искусства, будь то музыка, литература, поэзия, хореография, театр, изобразительное искусство. Жанр, стиль, форма, средства выразительности – всё это многообразие сводится к определению «интонация». На взаимопроникновение средств художественной выразительности указывает использование терминов: ритм в живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке, гармоническая окраска, музыкальная картина, симфоническая картина, изобразительность стиха и т.д.

Педагогический  смысл интегрированного обучения состоит  в том, что оно предполагает решение  единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или  более направлениях художественно-эстетического  образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей.

Механизм  интеграции: образ одного вида искусства, передаваемый в другом виде искусства  специфическими средствами выразительности.

Интеграция  художественно-эстетического образования  предполагает не иллюстративное использование  произведений других видов искусств, а способность ребенка-дошкольника принять информацию и сделать личностно-значимой, вследствие чего возникает интерес к искусству.

Нельзя  поставить конкретных рамок при  отборе содержания интегрированного занятия, но оно должно включать дидактические и развивающие задачи двух или более направлений работы.

Среди методов  анализа художественного произведения используются такие методы, как сопоставление  произведений разных видов искусств, сравнения произведений по принципу сходства, различия, контраста, повторности.

Практическая  значимость интегрированной системы  обучения состоит в том, что достигается  целостное художественное творческое развитие дошкольников на основе закономерного  внедрения интегрированного подхода  к искусству в условиях развивающей среды детского сада, социума и семьи.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей  структуры организации учебного процесса, специальной подготовке дошкольников к процессу восприятия, понимания информации, формирование у дошкольников понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом.

Основной  формой организации процесса интеграции предметов в детском саду является не интегрированное занятие, а интегрированный процесс в повседневной деятельности детей.

В процессе интегрированного обучения ребенок  учится:

- рассматривать  явления с разных точек зрения;

- применять  знания из различных областей  в решении конкретной творческой  задачи;

- выражать  себя в каком-либо творчестве.

Интегративные компоненты способны погрузить ребенка  в тему занятия. Литература возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены  яркими образами, побуждающими к творчеству.

Положительное воздействие на ребенка оказывает  рисование под музыку. Эмоциональное  воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и  в то же время, уверенными. Ребенок  не боится сделать неправильно, так  как его сознание подчинено более  высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика  увлекают малыша в свой волшебный  мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга. Педагогу должен аккуратно относиться к выбору музыкального произведения, не навязывать громкие тембры звучания для того, чтобы не увести ребенка от создаваемых образов.

Для формирования целостных художественно-творческих способностей продуктивна интеграция разных видов изобразительной деятельности. Вариативно лепку и аппликацию можно  вводить как дополнение к рисованию (создание коллажей).

Перед чтением  лирических стихотворений, описаний природы, важно создать соответствующую эмоциональную обстановку. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, целесообразно обеспечить взаимодействие зрительного и слухового восприятия, т.е., рассматривать картинный ряд, в котором выделяются основные моменты текста.

Дети  слушают описание природы и отмечают, как это описание отражено в картинах художников (картинный ряд репродукций). Рассматривая иллюстрации, репродукции  картин с изображением времен года, дети выделяют основные цвета, при помощи которых художники создавали  пейзажи.

Детская художественная литература, имея в  своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать изобразительную деятельность дошкольников как наиболее интересный творческий процесс. Дети рисуют пейзаж, время года. Динамичные образы природы изображать легче, если подобраны произведения, в которых природа показана в действии, в развитии. Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Например, в стихотворении А. Толстого "Осень” описываются листья "пожелтелые”, кисти рябин "ярко-красные”. То есть, непосредственно диктуется, какие краски нужно использовать при работе. Педагог должен помочь овладеть способами изображения описанных в стихотворении картин природы. Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Помогают добиться понимания того, что "темный лес” нужно изображать насыщенной краской, а "прозрачные леса” требуют использования более светлых тонов.

Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала – эффективные методы развития художественных и литературно-творческих способностей.

Театр - смешанный или пространственно-временной  вид искусства, то есть этот вид искусства  сам по себе является интегрированным. Театр воздействует на воображение  ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Поэтому и театрально-игровая деятельность в дошкольном учреждении интегративна. Восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.). Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.

Можно выделить шесть основных условий успешного  развития творческих способностей детей.

Первым  шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым  важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"