Курс лекций по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:31, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по детской психологии.

Содержание

1. Общее понятие о психике и психологии. Структура психики (виды психических явлений). 2
2. Отрасли психологии. Детская психология, её задачи. 3
3. Психика и мозг. Общее строение нервной системы. Рефлекторная природа психики. 4
4. Методы изучения психики. Особенности использования психологических методов в деятельности воспитателя. 8
5. Характеристика наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения. 10
6. Характеристика эксперимента как метода изучения психических явлений. Его виды. 11
7. Воспитатель детского сада и психология. Психология и гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском дошкольном учреждении. 13
8. Эволюционное развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики животных. 15
9. Историческое развитие сознания человека как высшей стадия развития психики. 17
10. Понятие о психическом развитии. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Кризисы развития, их причины. 18
11. Психическое развитие и обучение, их взаимосвязь. Л.С. Выготский об опережающей роли обучения (учение о «зоне ближайшего развития»). «Социальная ситуация развития» на основных возрастных этапах и её значение. 19
12. Ведущая деятельность как значимая характеристика возраста. Критерии ведущей деятельности (по Леонтьеву А.Н.). 21
13. Общая характеристика основных периодов психического развития от рождения до старости. 22
14. Основные направления психического развития ребёнка в младенчестве. 23
15. Основные направления психического развития ребёнка в раннем детстве. 25
16. Дошкольное детство как самоценный и особо важный период в жизнедеятельности человека. 27
17. Понятие деятельности. Психологическая структура деятельности. Способы освоения деятельности: навыки, умения, привычки. 28
18. Цели и мотивы деятельности воспитателя. Особенности педагогической деятельности воспитателя детского сада. Творчество и трудности в деятельности воспитателя детского сада. 30
19. Психологические особенности игры как деятельности. Строение игры. Роль игры в психическом развитии. 33
20. Особенности игры и её динамика в дошкольном возрасте. 35
21. Условия, способствующие развитию игровой деятельности: создание развивающей среды, наличие доброжелательной атмосферы и др. Роль игровой деятельности в формировании «детского общества». 36
22. Художественная деятельность в дошкольном возрасте, её виды. 38
23. Изобразительная деятельность детей, психологические особенности рисования. 39
24. Конструктивная деятельность дошкольника; лепка и аппликация. 40
25. Экспериментирование и его особенности в дошкольном возрасте. Пробы и ошибки как важный компонент детского экспериментирования. 41
26. Сущность и структура учебной деятельности. Особенности учебной деятельности в дошкольном возрасте. 43
27. Психологические особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 44
28. Интеграция разных видов художественной деятельности как важный подход в организации жизнедеятельности ребёнка. Благоприятные условия развития художественной деятельности. 46
29. Понятие об общении. Функции (стороны) и средства общения. 49
30. Вербальные средства общения: речь и язык; виды и функции речи. 50
31. Развитие форм общения в дошкольном возрасте. 52
32. Становление речи у дошкольника. Развитие речи как средства коммуникации. 53
33. Понятие малой группы. Виды групп и уровни (стадии) развития группы. 57
34. Статус личности в группе. Межличностные отношения в малой группе. 59
35. Типы отношения педагога к детям и типы воспитателей. 61
36. Типы и стили педагогического взаимодействия. Условия оптимизации. Профессиональное взаимодействие педагога с родителями воспитанников. 62
37. Положение личности в группе. Лидерство, звёздность и стили. 64
38. Социально-психологическая характеристика дошкольной группы. Структура дошкольной группы. Функции «детского общества». 65
39. Проблема статуса ребёнка в системе личных взаимоотношений и его индивидуально-психологические характеристики. 67
40. Межличностные отношения в «детском обществе». Оптимизация межличностных отношении детей. 68
41. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Общественная природа личности. 69
42. Структура и свойства личности. 70
43. Направленность личности; виды и формы мотивов. 71
44. Самосознание личности, его структура. Самооценка, её виды и основные функции. 73
45. Личность педагога дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога. 74
46. Предпосылки формирования личности в младенчестве и раннем детстве. 76
47. Формирование и развитие самосознания у дошкольников. 80
48. Развитие мотивационной сферы дошкольника. Усвоение нравственных норм и правил поведения в дошкольном возрасте. 83
49. Происхождение и проявление у дошкольников негативных личностных образований, их профилактика и коррекция. 85
50. Овладение началами психологической культуры как важное условие развития личности дошкольника. Создание условий для развития творческих начал личности в дошкольном возрасте. 87
51. Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. 88
52. Особенности волевой сферы дошкольников. 91

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по психологии.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Методы  детской психологии — это способы  выяснения фактов, характеризующих развитие ребенка.

К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент. К вспомогательным – беседу, анализ продуктов детской деятельности, метод тестов и социометрический метод.

Ведущим методом в дошкольном психологии является наблюдение, которое предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотезу, схему проведения, критерии отбора фактов согласно объектом. Выделят сплошное и выборочное наблюдение, а так же самонаблюдение.

Эксперимент—изучение психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель. Эксперимент, особенно проведенный в лабораторных условиях, позволяет изучить явление в чистом виде, отчленив его от других явлений и сведя до минимума влияние неконтролируемых условий.

В психологических  исследования дошкольников широко используется беседа как прием экспериментальной методики или как самостоятельный метод. Такая форма работы с детьми часто используется в практике дошкольного воспитания, поэтому дети привыкли к беседам со взрослыми. Среди бесед с детьми можно выделить те, которые носят запланированный характер, и такие, которые возникают спонтанно. Беседа как метод психологического исследования относится к запланированным беседам, но имеет при этом еще и специфические признаки, обусловленные ее исследовательской направленностью на выявление того или иного психологической закономерности. Беседа должна четко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются четко, кратко и точно. Существует ряд требований к формулировке вопросов. Они не должны подсказывать ребенку какую-нибудь ответ, например: «ты любишь маму?» Содержание беседы должен касаться известных детям тем, состоять из простых понятных слов. Некоторых тем следует избегать, чтобы не травмировать психики ребенка, не пробуждать у нее неприятных воспоминаний т.д. Продолжительность беседы 10-15 минут. Для эффективного использования времени беседы необходимо, чтобы ответы детей были информативными.

Активное  овладение дошкольником различными видами деятельности позволяет исследовать его психику, опираясь на метод анализа продуктов детской деятельности: сказок, стихов, рассказов, рисунков, конструкций, аппликаций и т.д.

С помощью  оценки продуктов детской деятельности психолог пытается реконструировать процесс деятельности, увидеть основные его этапы, трудности, преимущества. Целый ряд работ дошкольника носит отчетливо творческий характер, в них раскрывается его внутренний мир, мысли, переживания, представления. Продукты деятельности отражают умения и навыки малыша, свойства его личности, обеспечивающих выполнение деятельности: произвольность, настойчивость, работоспособность, аккуратность, организованность, самостоятельность и т.д. При этом заметны недостаточно развиты качества ребенка, узловые проблемы ее развития. Схема анализа продуктов детской деятельности включает выделение основных критериев анализа, систему тех психических качеств ребенка, которые обеспечили получение соответствующих продуктов деятельности. Этот метод может применяться в отношении работ одного ребенка, выполненных в течение длительного времени, или работ разных детей, т.е. анализ продуктов деятельности включает элемент сравнения.

Определенную  роль в изучении детей в дошкольном учреждении играют и групповые методы обследования - тестирование и социометрический метод. Однако их использование должно осуществляться под руководством специалистов-психологов.

Метод тестов – служит для сравнения детей по уровню знаний и умений , уровню общего умственного развития или развития отдельных психических процессов и качеств .Такое сравнение проводят на основании предварительно установленных, возрастных норм .При помощи тестов можно определить, нормально ли развит ребенок для воего возраста, или его развитие отклоняется от нормы в ту или иную сторону (выше или ниже нормы).

Социометрический метод применяется при изучении взаимоотношений, складывающихся между детьми, положения, которое занимает каждый ребенок в группе сверстников .

 

Воспитатель дошкольного учебного заведения  должен уметь изучать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, что необходимо ему для обеспечения индивидуального подхода в работе с ними, особенно за личностно-ориентированной модели взаимодействия. Предполагается умение воспитателя наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять психологические факты, т.е. изучать своих воспитанников, наблюдать за особенностями их развития.

Изучение  детей воспитателем дошкольного  учреждения отличается от научно-психологического исследования. Психологическое исследование воспитателя имеет практическую направленность: он не устанавливает общих закономерностей психического развития детей, не формулирует психологических законов, не отличает механизмов психического развития, а прослеживает их проявления в каждом конкретном случае жизнедеятельности своих питомцев, изучает индивидуально-психологические особенности каждого ребенка, что помогает найти целесообразные формы индивидуальной работы. Для этого воспитатель должен знать общие закономерности психического развития детей - психология детей, особенности их возрастных этапов. Это поможет понять причины поведения ребенка, заметить ее наклонности и создать условия для их развития, вовремя зафиксировать отклонения, отыскать пути воспитательного воздействия, направленного на преодоление этих отклонений. Таким образом, воспитатель сможет помочь ребенку реализовать свои возможности, обеспечить нормальное психическое развитие, формирование у нее новообразований, являющихся предпосылками перехода на новый возрастной степень, становление ребенка как индивидуальности.

  1. Характеристика  наблюдения как метода изучения психических явлений, его виды. Требования к организации наблюдения.

Ведущим методом в дошкольном психологии является наблюдение, которое предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Научное наблюдение тщательно планируется: определяется его цель, гипотезу, схему проведения, критерии отбора фактов согласно объектом.

Научно - психологическое наблюдение требует  значительных знаний и подготовки. Чтобы успешно изучать психическую  жизнь детей, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние  проявления (действия, движения, речь, мимику), а главное, научиться правильно  истолковывать психологическое  значение этих внешних проявлений. Недостаточно заметить изменение в выражении лица, надо понять, что оно означает.

Изучение психики ребенка не должно сводиться к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическое, тщательно продуманное изучение ряда поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности психики ребенка, установить закономерности се развития и изменения.

Наблюдение  обычно проводится в естественных условиях. без вмешательства в ход деятельности ребенка. Поступки и слова детей подробно записываются, а затем подвергаются анализу.

Запись  может быть сплошной и выборочной.

Сплошная запись используется, например, при изучении индивидуальных особенностей данного ребенка, его поведения па протяжении дня (как он встает, одевается, умывается, завтракает, играет и т. д.). Эти записи обрабатываются и после достаточно тщательного анализа и обобщения служат материалом для составления характеристики ребенка.

Выборочная запись используется там, где нужны не все проявления психической деятельности, где задача ограничен, исследованием какого - либо частного вопроса, например изучением отношения детей определенного возраста к окружающим их людям. В этом случае тетрадь для записей заранее разделяется на графы: в одной записывают все, что показывает отношение к сверстникам, в другой—отношение к старшим, в третьей—отношение к семье и т. д.

Педагогу  для познания детей совершенно необходима наблюдательность. Опытный и чуткий педагог может по незначительным внешним показателям как бы прочитать  психическое состояние ученика. Наблюдая внешние проявления, учитель  в известной мере способен предугадать  поведение ребенка.

Необходимо  иметь и план наблюдения, предусматривающий  вопросы, на которые надо обратить внимание.

Для регистрации  наблюдений можно использовать таблицы. Определенное психическое качество, - черта характера для удобства записи и для облегчения дальнейшего  анализа расчленяется на единицы  поведения. Для получения более  объективных данных в процессе наблюдения используют звукозапись, фото - и киносъемку.

Ценный  материал дают дневники родителей, отражающие ход развития ребенка. Систематически заполняемый дневник даст относительно полную историю развития ребенка. Другие методы не могут дать такой полной картины развития, в которой можно было бы проследить формирование психических качеств, возникновение и развитие отдельных психических процессов и т. д.

Одна  из разновидностей наблюдения—самонаблюдение. Это изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими явлениями. Самонаблюдение—один из вспомогательных методов психологии. Оно используется как компонент других методов в виде словесного отчета испытуемого.

  1. Характеристика  эксперимента как метода изучения психических  явлений. Его виды.

Эксперимент—изучение  психического явления, условия проявления и развития которого создаются искусственно, специально, поэтому они могут строго учитываться и при необходимости воссоздаваться. Эксперименту, как правило, предшествует выработка гипотезы, с помощью которой определяется замысел эксперимента и его цель. Эксперимент, особенно проведенный в лабораторных условиях, позволяет изучить явление в чистом виде, отчленив его от других явлений и сведя до минимума влияние неконтролируемых условий.

Эксперимент — один из основных методов исследования в научной психологии

Сопоставляя экспериментальный метод с методом  простого наблюдения, можно отметить следующие преимущества эксперимента.

1. В эксперименте  исследователь не ожидает случайного  проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемых. Можно, например, установить закономерности запоминания материала по различным возрастам путем наблюдения. Но для этого нужно ждать, когда наступит определенный, удобный момент. Обычно же в таких случаях пользуются не наблюдением, а экспериментом. Берут несколько групп испытуемых разного возраста и предъявляют ям для запоминания одинаковый материал.

2. В эксперименте  исследователь может целенаправленно  изменить некоторые из условий, в которых протекает психический процесс, и наблюдать, к каким это приведет последствиям. Тем самым он может изменить течение психических процессов. Например, при выработке двигательного навыка исследователь показывает испытуемому, как и что делать. Затем показ заменяется рассказом, что и как надо делать, или же показ и словесное обучение объединяют.

3. В экспериментальном  исследовании обязателен строжайший  учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны  и каковы ответные реакции). Например, дети разного возраста заучивают стихотворение. Учитывается время, число повторений стихотворения, качество заучивания и т. д.

4. Один  и тот же эксперимент можно  провести с большим количеством  испытуемых. Это позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

В зависимости  от того, насколько естественны условия  проведения эксперимента, он делится на лабораторный и естественный.

Лабораторный  эксперимент долгое время применялся как единственный экспериментальный  метод, когда исследование психических  процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов.

Естественный  эксперимент впервые был предложен  на I Всероссийском съезде по экспериментальной  педагогике в 1910 г. А. ф. Лазурским и  затем получил большое распространение в возрастной и педагогической психологии. Испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия. Например, вместо лабораторного исследования памяти можно провести эксперимент в форме занятия, на котором запоминание и воспроизведение какого - либо особого материала будет естественно входить в обычную работу ребёнка.

В зависимости  от степени вмешательства в протекание психических явлений эксперимент  можно разделить на констатирующий и формирующий, или преобразующий (обучающий и воспитывающий).

Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества. Эта констатация определенных особенностей мышления дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на ученика в целях формирования у него определенных качеств. Например, специально организуя занятия, воспитатель прослеживает, как изменения в обучении влияют на особенности мышления при усвоении понятий. В данном случае формирование протекает в процессе обучения, и такой формирующий эксперимент называется обучающим. Формирующий эксперимент может применяться и в процессе воспитания, когда исследователь формирует те или иные качества личности. В этом случае он называется воспитывающим.

Формирующий эксперимент, который служит методом психологического исследования, нужно отличать от педагогического эксперимента, применяемого для проверки эффективности новых программ и методов обучения и воспитания детей. Внешне они похожи: издесь и там детей учат чему-то новому и успешный результат обучения рассматривают в качестве подтверждения выдвинутых предположений. Различие состоит в характере самих этих предположений: для психолога это предположения о том, что, какие особенности психических процессов, качеств, свойств личности складываются в ходеразвития, для педагога — о том, как, какими путями можно добиться хороших результатов в обучении и воспитании детей.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"