Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций
1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.
2. Подойдите к своим
родителям, запишите вместе с
ними перечень качеств,
3. Познакомьтесь друг
с другом, поиграйте. Помните:
человек свободен. Никто не должен
ограничивать его свободу.
4. Перерыв закончился! Успокоились!
Как только я скажу в перерыве
или на занятиях «замри!», все
должны успокоиться! А теперь
отожмитесь руками от пола (коврик!).
Пусть мама каждого из вас
запишет, сколько раз сын или
дочь отжались руками от пола.
Подтянитесь на перекладине, а
мама запишет, сколько раз это
удалось сделать. Поприседайте
на двух ногах, попрыгайте на
одной, а мама запишет,
5. Свою свободу и свое
достоинство надо уметь
Меч – это ловкость и сила ваших рук и ног, умения и навыки самозащиты. Я хочу, чтобы вы не были беспомощны перед злым человеком, я хочу, чтобы вы имели такой щит и меч. Для этого нет другого пути, кроме как путь упорных тренировок. Сейчас вы, разделившись на пары, будете бросать мяч друг в друга. Тот, кто бросает, должен попасть (меч); тот, в кого бросают, должен уклониться (щит). Будет больно, если мяч попадет в цель, но эту боль надо терпеть. Кто не способен терпеть боль, тот слаб. Но еще лучше – уклониться от мяча, а с этим от боли. А теперь «дуэль» на пистолетах, стреляющих пластмассовыми шариками. И опять надо попасть и надо уклониться.
Задание – тренироваться дома!
6. Продолжим тренировки
в ловкости, быстроте, в самозащите.
«Дуэль» на фонариках. В
Проверка ловкости, меткости: пять попыток забросить мяч в корзину с расстояния в 10 метров и набросить с расстояния в 3 метра пять колец на штырек.
Вновь напоминаю: тренировки – единственный способ достичь успеха.
7. А теперь – танец
свободы и победы «Ника». Представьте
себе грозный рокот барабанов,
представьте, что в руках у
вас копье, представьте себе
танец индейцев, потрясающих томагавками,
вокруг племенного столба. Этот
танец – предупреждение врагам,
презрение к угрозе, танец безграничной
веры в себя и в свои силы.
Это танец победы над
8. И все-таки самое главное
- быть умным, смекалистым и
много знать. Кто задаст
9. А теперь, мальчики, повторяйте
за мной (девочки слушают молча,
мамы мальчиков записывают): «Я
хочу быть умным, смелым, сильным,
умелым, ловким и добрым! Я сделаю
все, чтобы стать умным,
А теперь молча слушают мальчики, а слова повторяют за мной девочки (мамы девочек записывают): «Я хочу быть умной, умелой, ловкой и доброй! Я сделаю все, чтобы стать умной, умелой, ловкой и доброй! Я буду хорошо учиться! Я не боюсь неудач, я упорна и настойчива, если что-то дается мне трудно! Я не плачу, получив неудовлетворительную отметку, я не боюсь контрольных работ; я спокойно учусь и знаю, что в конце концов у меня все будет в порядке!».
Мальчики и девочки, прочтите на ночь то, что вы повторяли за мной.
По дороге домой, ребята, подумайте о том, что мы делали на нашем занятии, обсудите его с родителями. Подумайте о себе, о том, в чем слабы и неловки. Тренируйтесь ежедневно, чтобы стать более сильными и ловкими. Девочкам принести на следующее занятие иголку, нитку, три пуговицы и кусок ткани (и так всегда – предупреждать о том, что необходимо на следующем занятии).
Обращение к родителям. Анализируйте поведение вашего ребенка, его удачи и неудачи на наших занятиях. Думайте о том, что стоит за словами психотерапевта и его заданиями. Усвойте все это, чтобы продолжить идею занятия дома. Занятие - наглядный урок к действиям. Поняв, для чего и с какой целью делает то или иное психотерапевт, вы будете знать, что и почему необходимо делать вам для блага ребенка.
32. Характеристика методов,
Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения.
Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в коррекции и в воспитании /23, с.19/.
Организация деятельности детей на основе их интересов – одно из направлений коррекции, получившее широкое
распространение за последние годы.
Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С. Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.
В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию.
В настоящее время существует
множество направлений и
Рассмотрим некоторые
методы психотерапевтического
Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях/14, с.59/.
Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.
Игротерапия - это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции - диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений /6, с.56/.
Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.
Например, упражнения по снятию
напряжения состоят из простейших движений
«я иду по воде», «по горячему песку»,
«спешу в школу». Соединение мимики,
жеста, движения создает более полную
возможность выражения и
Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка /14, с. 64/.
Система мероприятий, направленных на коррекцию нарушений поведения, включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания /33, с.37/.
Успех коррекции нарушения поведения возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.
Коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы /14, с.38/.
Индивидуальная помощь ребенку в классе – это специальная деятельность педагогов, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с ребенком или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.
Так же эффективна и групповая
коррекция нарушений поведения.
Преимущество группы заключается в
том, что группа представляет собой
своеобразный островок мира, в котором
ребенок с помощью педагога и
других членов группы может проанализировать
собственное поведение и
Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из форм которого является групповая коррекция поведения детей, восходят еще к идеям интенсивного общения К. Роджерса /4, с.149/, его принципу «здесь и теперь», т. е. к анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу партнерства и равенства участников группы (совместного восприятия и обсуждения общей увиденной ситуации или проблемы и максимального учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его глазами и т. д. Это значит, что в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него.
Таким образом, самым эффективным методом коррекции нарушений поведения является игротерапия. Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.