Лекции по "Основам психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций

Краткое описание

1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по учебной дисциплине.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

2. Подойдите к своим  родителям, запишите вместе с  ними перечень качеств, которые  следует оценить вместе с родителями  по пятибалльной системе. Речь  идет о том, как эти качества  выражены у вас, ребята. Выражены сильно – оцените на пятерку, очень слабо – на двойку и даже на единицу, средне – на четверку или тройку. Итак, запишите и оцените у себя: ум, способности к учебе, смелость, силу, ловкость, поведение в школе и дома, отношение к вам ваших сверстников.

3. Познакомьтесь друг  с другом, поиграйте. Помните:  человек свободен. Никто не должен  ограничивать его свободу. Человек  сам сознательно, считаясь с  интересами других, ограничивает  ее. Он относится к другим людям  так, как хотел бы, чтобы люди  относились к нему. Оскорбляя  других, человек не может ожидать  хорошего отношения к себе. Как  аукнется, так и откликнется. Хочется  побегать, шумно играть, но у находящегося рядом болит голова, и умный, добрый ребенок не бегает, не шумит. Он сознательно ограничивает свою свободу. На каждом занятии я буду объявлять перерыв, во время которого вы можете побегать, поиграть, пошуметь. Но это не означает, что можно бить стекла, ломать мебель, сбивать друг друга с ног. Вы свободны, но умеете пользоваться свободой так, чтобы от этого не было неприятно другим. Итак, познакомьтесь друг с другом, поиграйте.

4. Перерыв закончился! Успокоились!  Как только я скажу в перерыве  или на занятиях «замри!», все  должны успокоиться! А теперь  отожмитесь руками от пола (коврик!). Пусть мама каждого из вас  запишет, сколько раз сын или  дочь отжались руками от пола. Подтянитесь на перекладине, а  мама запишет, сколько раз это  удалось сделать. Поприседайте  на двух ногах, попрыгайте на  одной, а мама запишет, сколько  раз. Измерим динамометром силу  правой и левой руки, а мама  запишет результат. С сегодняшнего  дня вы будете два раза в  день тренироваться по 30 минут.  Силу рук укрепляйте эспандером. Результаты ваших тренировок  проверим на последнем занятии.  Сегодня физическая слабость  не постыдна, не должна вас  смущать, но на последнем занятии,  если кто-то из вас ленился  тренироваться, она будет постыдной.

5. Свою свободу и свое  достоинство надо уметь защищать! Воин Древности имел щит и  меч. Каждый должен иметь щит  и меч. Щит – это способность  уклониться от угрозы, как боксер  уклоняется от удара.

Меч – это ловкость и  сила ваших рук и ног, умения и  навыки самозащиты. Я хочу, чтобы  вы не были беспомощны перед злым человеком, я хочу, чтобы вы имели такой  щит и меч. Для этого нет  другого пути, кроме как путь упорных  тренировок. Сейчас вы, разделившись на пары, будете бросать мяч друг в  друга. Тот, кто бросает, должен попасть (меч); тот, в кого бросают, должен уклониться (щит). Будет больно, если мяч попадет в цель, но эту боль надо терпеть. Кто не способен терпеть боль, тот слаб. Но еще лучше – уклониться от мяча, а с этим от боли. А теперь «дуэль» на пистолетах, стреляющих пластмассовыми шариками. И опять надо попасть и надо уклониться.

Задание – тренироваться  дома!

6. Продолжим тренировки  в ловкости, быстроте, в самозащите. «Дуэль» на фонариках. В темной  комнате по команде включить  фонарик и направить луч в  лицо противника. Победил тот,  кто это сделал первым. Игра  в «пятнашки». Победил оставшийся последним. «Дуэль» – по хлопку быстро вытянуть руку и дотронуться до плеча соперника. Кто дотронулся до плеча соперника первым, тот победил.

Проверка ловкости, меткости: пять попыток забросить мяч в  корзину с расстояния в 10 метров и набросить с расстояния в 3 метра  пять колец на штырек.

Вновь напоминаю: тренировки – единственный способ достичь успеха.

7. А теперь – танец  свободы и победы «Ника». Представьте  себе грозный рокот барабанов,  представьте, что в руках у  вас копье, представьте себе  танец индейцев, потрясающих томагавками,  вокруг племенного столба. Этот  танец – предупреждение врагам, презрение к угрозе, танец безграничной  веры в себя и в свои силы. Это танец победы над трусостью  и страхом, над всем слабым  в себе, это танец свободы! Клич  во время танца – победоносное  «х-х-э!». Повторяю, танец – свободный,  и каждый прыгает, проявляет  свои чувства как хочет и как может.

8. И все-таки самое главное  - быть умным, смекалистым и  много знать. Кто задаст загадку?  Кто расскажет короткое стихотворение,  басню, поучительную историю о  лентяе и о трудолюбивом, об умном и о глупом? Объясните, почему говорят: «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти», «Дурак забросит – десять умных не вытащат».

9. А теперь, мальчики, повторяйте  за мной (девочки слушают молча,  мамы мальчиков записывают): «Я  хочу быть умным, смелым, сильным,  умелым, ловким и добрым! Я сделаю  все, чтобы стать умным, смелым, сильным, умелым, ловким и добрым! Умный хорошо учится. Я буду  хорошо учиться! Умный понимает, что родители и учителя желают ему добра. Я буду слушаться родителей и своих учителей! Умный старается решать все споры с ребятами по-доброму, без помощи рук! Но если кто-то не понимает слов и задирается, я сумею защитить себя и руками! Умный не боится неудач, умный преодолевает неудачи. Я не боюсь неудач!».

А теперь молча слушают  мальчики, а слова повторяют за мной девочки (мамы девочек записывают): «Я хочу быть умной, умелой, ловкой и  доброй! Я сделаю все, чтобы стать  умной, умелой, ловкой и доброй! Я  буду хорошо учиться! Я не боюсь неудач, я упорна и настойчива, если что-то дается мне трудно! Я не плачу, получив  неудовлетворительную отметку, я не боюсь контрольных работ; я спокойно учусь и знаю, что в конце концов у меня все будет в порядке!».

Мальчики и девочки, прочтите на ночь то, что вы повторяли за мной.

По дороге домой, ребята, подумайте о том, что мы делали на нашем занятии, обсудите его с  родителями. Подумайте о себе, о  том, в чем слабы и неловки. Тренируйтесь ежедневно, чтобы стать более сильными и ловкими. Девочкам принести на следующее занятие иголку, нитку, три пуговицы и кусок ткани (и так всегда – предупреждать о том, что необходимо на следующем занятии).

Обращение к родителям. Анализируйте поведение вашего ребенка, его удачи  и неудачи на наших занятиях. Думайте  о том, что стоит за словами  психотерапевта и его заданиями. Усвойте все это, чтобы продолжить идею занятия дома. Занятие - наглядный  урок к действиям. Поняв, для чего и с какой целью делает то или  иное психотерапевт, вы будете знать, что  и почему необходимо делать вам для  блага ребенка.

32. Характеристика методов, применяемых  групповым психотерапевтом для  коррекции нарушений поведения. 

Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения.

Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения  всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание  применяются и в коррекции  и в воспитании /23, с.19/.

Организация деятельности детей  на основе их интересов – одно из направлений коррекции, получившее широкое 

распространение за последние  годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции, осуждала практику «уединенного средства» (термин А. С. Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка на борьбу с имеющимися у  него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет  определенную ведущую функцию.

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов коррекции нарушений  поведения детей. Психолог школы  в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные  формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, логотерапию, и др. /23, с.20/.

Рассмотрим некоторые  методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в  коррекции нарушений поведения  детей.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия - это разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях/14, с.59/.

Музыкотерапия – использование  в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для  детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда  звучит спокойная музыка, подростку  дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать  неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Игротерапия - это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции - диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений /6, с.56/.

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без  слов.

Выбор психотерапевтического  воздействия и взаимодействия зависит  от индивидуальных особенностей личности ребенка /14, с. 64/.

Система мероприятий, направленных на коррекцию нарушений поведения, включает психогигиенические, коррекционные, лечебно-педагогические, общеоздоровительные  мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания /33, с.37/.

Успех коррекции нарушения  поведения возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной  области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении  ими индивидуального подхода  к подростку.

Коррекция нарушений поведения  будет настолько эффективной, насколько  она учитывает уникальность и  неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы  психологических трудностей конкретного  ребенка и действительных психологических  механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы /14, с.38/.

Индивидуальная помощь ребенку  в классе – это специальная  деятельность педагогов, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с ребенком или опосредованно, через  его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении  его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

Так же эффективна и групповая  коррекция нарушений поведения. Преимущество группы заключается в  том, что группа представляет собой  своеобразный островок мира, в котором  ребенок с помощью педагога и  других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробовать его новые формы. Это достигается  с помощью особой организации  общения в группах, активного  социального обучения, главной характеристикой  которого является «соответствие самой  процедуры обучения тем процессам  и явлениям, которые создаются  в ходе его реализации, т е. отношения  участников группы тренинга строятся в полном соответствии со всеми требованиями общения-диалога» /14, с. 39/.

Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из форм которого является групповая коррекция  поведения детей, восходят еще к  идеям интенсивного общения К. Роджерса /4, с.149/, его принципу «здесь и теперь», т. е. к анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу партнерства и равенства участников группы (совместного восприятия и обсуждения общей увиденной ситуации или проблемы и максимального учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его глазами и т. д. Это значит, что в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него.

Таким образом, самым эффективным  методом коррекции нарушений  поведения является игротерапия. Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.

Информация о работе Лекции по "Основам психотерапии"