Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций
1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.
33. Семья как источник психогений, возникающих у подростков.
Современная семья и нарушения эффективным функционирование семьи на предшествующих этапах; с другой, ставит перед ней новые задачи, от родителей требуются иные качества, способности и умения. Так, весьма различны требования, например, к родителям годовалого ребенка и подростка.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.
Функции семьи. Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.
Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. Современная семья в нашем обществе уже не выполняет такой функции, как приумножение и передача по наследству частной собственности. Качественно изменилась и функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.
Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание, и др.).
Структура семьи. Она включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто — исполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры семьи, можно выделить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие в управлении семьей всех ее членов. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором — о демократической. Различной может быть структура семьи с точки зрения того, как в ней распределены основные обязанности: большинство обязанностей сосредоточено в руках одного члена семьи или обязанности распределены равномерно.
Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе — это семья, включающая взрослых ее членов (мужа и жену, а также нередко кого-то из их родителей) и детей. Для семьи у нас наиболее типична ориентация на одного-двух детей [Белова В. А., 1975].
Семья чаше ориентирована на равноправное распределение обязанностей, а также равное участие в решении всех семейных проблем. В ходе социологических опросов на предпочтительность такой структуры взаимоотношений указывает большая часть опрошенных [Мацков-ский М. С, Гурко Т. А., 1986].
Нарушение структуры семьи
— это такие особенности
Динамика семьи. Как функции, так и структура, а также вероятность различного рода их нарушений значительно изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», предложенная Е. Duvall (1957), где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Позднее появились периодизации, предложенные W. Gove (1973) и A. Barcai. В нашей стране наибольшую "известность получила периодизация Э. К. Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий жизненного цикла: I — зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II — рождение и воспитание детей. Эта стадия оканчивается с началом трудовой дятель-ности хотя бы одного ребенка; III — окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с начала трудовой деятельности ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей; IV — дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V— супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Применимость этой популярной периодизации для целей психологического исследования подвергалась сомнению [Алёшина Ю. Е., 1987]. Представляется искусственным разделение II и III стадий. Начало трудовой дятельно-сти первого ребенка не вносит качественного изменения в жизнедеятельность семьи: сохраняются воспитательная функция, а также совокупность отношений, связанных с социальным контролем над детьми, удовлетворение их эмоциональных и других потребностей. Иное дело — выход последнего ребенка па работу. В соответствии с существующими в большинстве семей представлениями начало трудовой деятельности означает вступление индивида в роль взрослого человека и, следовательно, полную самостоятельность.
К основным источникам нарушений жизнедеятельности семьи в это время относятся, во-первых, перегрузка супругов, перенапряжение их сил; во-вторых, необходимость перестройки духовных и эмоциональных отношений. Именно на этом этапе наиболее часто наблюдаются различные проявления эмоционального «остывания»: супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разводы по причине «разочарования в характере партнера», «любви к другому человеку». На смену конфликтности, проб-лемности эмоциональных отношений), характерных для первого этапа жизни семьи, приходит опасность их остывания. Основные нарушения жизнедеятельности семьи здесь связаны с воспитательными трудностями.
Завершающие этапы жизнедеятельности семьи. Момент, когда последний из детей начинает трудовую деятельность и далее — создание детьми собственных семей, обусловливает новое качественное изменение в жизни семьи. Семья прекращает воспитательную деятельность. Попытки ее продолжать именно теперь чаще всего вызывают сопротивление детей. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями возраста. Постепенное ослабление физических сил неизбежно увеличивает роль восстановительных функций быта, отдых приобретает все более важное значение. С ухудшением состояния здоровья супругов проблемы здоровья выходят на первый план, сюда перемещаются интересы, здесь нередко активизируются усилия.
Нарушения жизнедеятельности семьи. На протяжении своего жизненного цикла семья постоянно встречается с самыми различными трудностями, неблагоприятными условиями, проблемами. Болезнь одного из ее членов, жилищно-бытовые трудности, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т. п.)—далеко не полный их перечень. В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни.
Все эти обстоятельства приводят к сложным и многочисленным последствиям и проявлениям нарушений в жизни семьи. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи; с другой — нарастание усилий семьи, направленных на ее сохранение, и возрастание сопротивления трудностям. Определены сложно опосредованные связи между истинными источниками трудностей и их осмыслением членами семьи; выявилось относительно самостоятельное воздействие на жизнь семьи как объективных трудностей и связанных с ними нарушений, так и субъективного представления о них [Hill R., 1949; Reiss D., Oliveri M., 1980]. Среди видов субъективного осознания нарушений в жизнедеятельности семьи ее членами наиболее изучены в настоящее время мотивы семейных конфликтов и разводов [Соловьев Н. Я., 1985], проблемы и поводы обращения в семейную консультацию.
Среди трудностей, с которыми сталкивается семья, можно выделить также два следующих их типа: связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) и с суммированием трудностей, их «наложением» друг на друга. Пример первого типа — психические трудности, возникающие при переходе от этапа к этапу жизненного цикла. Такие переходы в семье, как правило, сопровождаются довольно резким изменением образа жизни (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка, прекращение семьей воспитательной деятельности). Пример трудностей второго типа — необходимость практически одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после появления в семье первого ребенка), а именно — завершения образования и освоения профессии, решения жилищной проблемы, первичного обзаведения имуществом, ухода за ребенком.
34. Методы и техники групповой психотерапии, применяемые для работы с подростками.
Г. п. п. рассматривается как
серия межличностных интеракций
в малой группе, нацеленных на формирование
у участников адекватной самооценки
и целостной Я-концепции, конфронтацию
с собственными неосознаваемыми
проблемами, распознавание неадекватных
паттернов эмоционально-
В настоящее время Г. п. п. с нарушениями
адаптации, невротическими, соматоформными
расстройствами и нарушениями личности
распространена во многих странах мира
и относится к наиболее эффективным и
экономичным методам психотерапии. Препятствием
в использовании метода Г. п. п. в одних
случаях являются недостаточная спонтанность
и гибкость психотерапевтов, их страх
перед экспрессией подростков, в других
случаях — отсутствие кадров детских
и подростковых психотерапевтов, системы
оказания им психотерапевтической помощи,
как это имеет место в России (Захаров
А. И., 1982; Эйдемиллер Э. Г., 1988, 1994; Sifneos P.
Е., 1979).
Все существующие методы Г. п. п. (а их около
100) делятся на 3 вида: образовательные,
аналитические и основанные на действии.
К последнему виду относят аналитическую
психодраму, гештальт-терапию и др. Для
подростков наиболее адекватными являются
модели групповой психотерапии, основанные
на действии. Это связано с такими психологическими
их особенностями, как стремление к группированию,
потребность в интимности и кооперации,
тревога, вызванная открытием субъективного
мира и формированием образа «Я», тяга
к расширению диапазона ролевого поведения,
сохраняющаяся с детства конкретность
мышления и эмоциональная непосредственность.
Но именно из-за этих психологических
особенностей применение методов группового
анализа и разговорной психотерапии в
подростковой психиатрии существенно
ограничено (Tausch R., 1973).
По продолжительности работы выделяют
2 вида Г. п. п.: долгосрочную (60 и более часов)
и краткосрочную (от 20 до 28 часов) .Показания
к Г. п. п. широки. Это невротические и личностные
расстройства, алкоголизм, нарко- и токсикомании,
нарушения адаптации, психические заболевания,
среди которых различные формы шизофрении
и эпилепсии (Ериш М. И., Каубиш В. К., Эткинд
А. М., 1978). Противопоказания к Г. п. п. относительны
и в значительной мере обусловлены личностными
и профессиональными качествами психотерапевта.
Потребность подростков в краткосрочной
групповой психотерапии существенно возросла
за последнее десятилетие (Кулаков С. А.,
1994). Обстоятельств, способствовавших
этому, несколько: 1) объем долговременной
памяти у детей, в том числе и подростков,
существенно меньше, чем у взрослых; результаты,
достигнутые группой на одном занятии,
через несколько дней могут быть либо
забыты, либо восприняты искаженно; 2)подростку
трудно долго ожидать результата психотерапии;
если после 2 сеансов групповой психотерапии
у участников не появляется ощущения,
что терапевтические цели достижимы, наступает
разочарование и подчас появляется желание
покинуть группу; 3) краткосрочная психотерапия
по сравнению с долгосрочной имеет меньше
шансов превратиться в своеобразную «экологическую
нишу» для подростков, альтернативу их
жизни в окружении сверстников со множеством
обязанностей и потребностью в рекреации.
При долгосрочной модели Г. п. п. группа
работает 3-4 раза в неделю по 1,5 часа в течение
3 месяцев, краткосрочная психотерапевтическая
группа — 4 часа ежедневно в течение 5-7
дней. Состав группы 8-12 участников обоих
полов. При подборе пациентов следует
ориентироваться скорее на психологическую
зрелость, чем на паспортный возраст. Вместе
с 16-18-летними мальчиками в группу могут
быть включены 14-16-летние девочки, опережающие
первых по темпу созревания. Разница в
возрасте между подростками одного пола
не должна превышать 1 — 2 лет. При обеих
моделях Г. п. п. групповая и личностная
динамика оказывается сходной, но интенсивность
процессов изменения более высокая в краткосрочных
группах.
В краткосрочной Г. п. п. граница между третьей и четвертой фазами весьма условна. В четвертой фазе — фазе экзистенциального выбора — участники, как правило, углубленно прорабатывают проблемы полоролевой идентичности и эффективности в семейных ролях и в роли «какой я есть на самом деле». Стиль поведения психотерапевта в краткосрочной Г. п. п. директивный, в долгосрочной — меняется от роли «активного руководителя» к роли «посредника» и «члена группы».
35. Характеристика недирективных методов гипносуггестии, применяемых в детском и подростковом возрасте.
НЕДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Феноменология гипноза. Гипноз
является общебиологическим явлением,
встречающимся у различных
Состояния спонтанного гипноза существует наряду с обычными состояниями у детей дошкольного возраста; в более раннем возрасте отмечается больший удельный вес гипнотических состояний. У каждого из нас ежедневно, в течение так называемого бодрствования, имеют место кратковременные гипнотические состояния, которые мы не замечаем и которые почти не оставляют следов в нашем сознании.
С точки зрения практической гипнологии удобно определение гипноза, как состояния быстроизмененной психофизической реактивности. Существует множество невербальных и вербальных методов гипнотизирования, одним из которых (но не единственным) является суггестия. При использовании гипноза в терапевтических, реабилитационных целях не существует однозначной зависимости между вариантами состояния гипноза (например, глубиной так называемого транса) и выраженностью клинического эффекта. Процесс гипнотерапии зависит от различных параметров, используемых при гипнотическом воздействии, таких как суггестия, трансфер, катарсис. Интегральные техники гипноза учитывают воздействие на темперамент, характер, личность, психодинамику. В связи с вышеуказанным не является необходимым для квалифицированного гипнолога проведение обязательных вступительных тестов, например на гипнабельность или внушаемость.
Гипноз и гипносуггестивная психотерапия — два различных понятия.