Лекции по "Основам психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций

Краткое описание

1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по учебной дисциплине.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

4. Социокультурные. В каждом обществе, на каждом историческом этапе существуют как игры, дающие детям возможность примерять желанные взрослые роли, постепенно расширяя их репертуар, так и игры, которые уменьшают страх смерти. В такого рода играх дети усваивают идеи, поведение и ценности, ассоциированные в обществе с этими ролями. В игровой психотерапии этот процесс продолжается, когда ребенок проигрывает роли различных людей, вызывающих у него разные эмоции. Впервые игра стала включаться в психотерапевтическую работу с детьми Хуг-Гельмут в 1919 г. Позже А. Фрейд и М. Кляйн были даны описания систематического использования игры как инструмента психотерапии детей; при этом игра была средством адаптации целей и техник психоанализа к работе с детьми.

Одна из важнейших задач  психолога – сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию всей воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. А это означает, прежде всего, отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях обще групповых занятий, и по мере возможности психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах, деления их на подгруппы, чтобы в то время, когда с одной из подгрупп проводится занятие, остальные дети могли свободно выбирать себе любую привлекательную для них деятельность (играть, строить, рисовать и др.).

Очень важна помощь психолога воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к детям. Проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дадут богатейший материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослого. Конечно, воспитатели будут прежде всего обращаться к психологу по поводу детей, затрудняющих работу с группой – агрессивных, недисциплинированных и т.п. Однако психолог должен обратить внимание воспитателей и на таких воспитанников, которые, не являясь помехой, отличаются личностным неблагополучием – застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. Меры по преодолению их эмоционального неблагополучия психолог и воспитатель вырабатывают совместно в каждом конкретном случае. При этом психологу следует иметь в виду, что нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя вследствие непонимания подлинных причин, вызывающих те или иные неблагоприятные особенности поведения ребенка.

Психолог может наметить и реализовать ряд специальных  видов работы с коллективом детского сада, способствующих улучшению собственного эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми. Хорошо, если в детском  саду удается выделить специальное  помещение для отдыха персонала, где психолог сможет проводить сеансы релаксации, психотерапевтические беседы с воспитателями, обсуждать с  коллективом возникшие сложные  педагогические ситуации в группах  и совместно намечать средства их разрешения. Конечно, эти виды работы возможны и при отсутствии специального помещения.

Для улучшения самочувствия детей в детском саду серьезное  значение может иметь введение по инициативе психолога «одомашнивания»  их жизни в группе, налаживания  более тесной связи с семьей. Должно всячески поощряться посещение родителями в любое время группы, в которой  воспитывается их ребенок, присутствие  их на занятиях, участие в играх, прогулках.

Принципы  осуществления игротерапии

Принцип «терапии песком»  был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом  и одним из основателей психоанализа. Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно  влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Основной принцип игр  на песке — это создание стимулирующей  среды, в которой ребенок чувствует  себя комфортно и защищенно и  может проявить творческую активность. Для занятий с детьми я подбираю задания и игры в сказочной  форме. При этом я полностью исключаю негативную оценку действий и результатов  ребенка и стараюсь максимально  поощрять фантазию и творческий подход.

Реализация этих принципов  позволяет усилить положительную  мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

Еще один принцип — реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных  сюжетов. Например, оказавшись в роли спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает тот или иной выход  из трудной ситуации, но и реально  разыгрывает ее на песке с помощью  миниатюрных фигурок.

1. Водонепроницаемый деревянный  ящик с ручками размером 50 х  70 х 8 см. Такой размер ящика  соответствует оптимальному полю  зрительного восприятия, что позволяет  охватывать его взглядом целиком.  Для занятий с большими группами  детей потребуется ящик значительно  большего размера.

Внутреннюю поверхность  ящика лучше окрасить в синий  или голубой цвет.

2. Чистый, просеянный, прокаленный  в духовом шкафу песок. Он  не должен быть слишком крупным  или слишком мелким. Песком заполняется  меньшая часть ящика.

Для песочных игр песок  должен быть влажным.

3. Коллекция специальных  игрушек высотой не более 8 см:

— фигурки людей;

— здания (дома, школы, церкви, замки);

— животные (домашние, дикие, морские, древние);

— машины (сухопутные, водные, космические, боевые);

— растения (деревья, кусты, цветы, овощи);

— постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота);

— ракушки, веточки, камешки, шишки, косточки;

— символические предметы для загадывания желаний, коробочки  с «сокровищами и драгоценностями»;

— фигурки сказочных героев (добрых и злых);

— пластиковые или деревянные буквы, цифры, различные геометрические фигуры.

Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образцов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

4.      Инсайт представляет собой одновременно и результат и механизм игротерапии. В качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации, разъяснения со стороны игротерапевта, а достигается ребенком внезапно. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер.

5.      Исследование (тестирование) реальности. Процесс  исследования и апробирования  ребенком различных форм и  способов взаимодействия с миром  людей, межличностных отношений.

6.      Особая  атмосфера личностной безопасности  и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность  детей перед возможными неудачами  и санкциями. И стимулируют  их к исследованию новых способов  поведения и общения как с взрослыми, так и со сверстниками.

7.      Сублимация  как перевод и отклонение энергии  примитивных сексуальных влечений  от их прямой цели (получения  сексуального удовольствия) к социально  одобряемым целям, не связанными с сексуальностью.

8.      Сублимация  как форма переключения сексуальной  энергии на социально одобряемые  цели рассматривается в психоанализе  как высшая форма разрешения  трудностей развития личности  в детском возрасте.

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая  деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения  с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные  импульсы и влечения.

37. Игровая терапия как метод  психотерапевтического воздействия  на детей и взрослых: игровая  терапия, центрированная на ребенке;  игровая терапия отреагирования; игровая терапия построения отношений.

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых эти понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

 Характерная особенность  игры — ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре.

 Играющий выполняет  реальную деятельность, осуществление  которой требует действий, связанных  с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет  отвлечься от реальной ситуации с  ее ответственностью и многочисленными  привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, не уверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания  игры — быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь  же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Игровая терапия —     метод лечебно педагогического  воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и  др.

Другое крупное направление  в развитии игровой терапии возникло в 30-е годы с появлением работы Д. Леви (1938), в которой развивалась идея терапии отреагирования, структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие.

Д. Леви основывал свой подход в первую очередь на убеждении в том, что игра предоставляет детям возможность отреагирования. В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.

Ребенку разрешается играть свободно, чтобы он познакомился с обстановкой комнаты и с игротерапевтом. Затем игротерапевт использует определенные игровые материалы, чтобы в нужный момент ввести в игру ребенка стрессоген-ную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от боли и напряжения, вызванных этим событием.

Иногда ребенку разрешается  свободный выбор игры. В процессе «отыгрывания» или разыгрывания прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную роль деятеля. Следя за игрой, игротерапевт обозначает словами, проговаривает вслух, отражает выражаемые ребенком вербальные и невербальные чувства.

В игровой комнате возможны три формы игровой активности:

1.   Освобождение агрессивного  поведения: ребенок швыряет предметы, взрывает воздушные шары или проявляет формы инфантильного поведения (например, сосет соску).

2.   Освобождение чувств стандартизированных ситуаций: стимулирует чувства ревности к сиблингу, прикладывая куклу к груди матери.

3.   Освобождения чувств  путем воссоздания в игре специфического стрессового опыта из жизни ребенка.

Г. Хэмбидж (1955) дал более широкое описание работы Д. Леви под заголовком «Структурная игровая терапия», где он более решительно вводил события. Следом за установлением терапевтических отношений в сценарий непосредственно вводилась ситуация, продуцирующая тревогу. Она проигрывалась, а затем ребенку разрешалось играть свободно, чтобы он мог оправиться от навязчивой ситуации.

Игровая терапия  построения отношений

С появлением исследований Д. Тафты (1933) и Ф. Аллена (1934), названных  терапией отношений, возникло следующее значительное направление в игровой терапии. Философским основанием для него стала работа О. Ранка (1936), который перенес акцент с исследований истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт — клиент», поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в кабинете терапевта.

В игровой терапии отношений  основное внимание уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом.

Мне интересно создать  естественные отношения, в которых у пациента развивается адекватное самоприятие — ясное представление о том, что он может сделать и что он чувствует по отношению к миру, в котором продолжает жить, — писал Ф. Аллен. — Я не боюсь дать пациенту почувствовать, что он интересен мне как личность».

Не прилагается никаких  усилий для того, чтобы объяснить или интерпретировать прошлый опыт. В фокусе внимания находятся, прежде всего, сиюминутные чувства и реакции. Ф. Аллен и Дж. Тафт особенно подчеркивали необходимость отношения к ребенку как к личности, обладающей

внутренней силой и  способной конструктивно изменить собственное поведение.

Детям предоставляется свобода  выбора — играть или не играть и  возможность управлять собственной  деятельностью. Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к пониманию того, что они являются отдельными личностями со своими желаниями и могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфическими качествами. В рамках этого подхода ребенку приходится принять на себя ответственность за процесс роста, а игротерапевт концентрирует внимание на трудностях ребенка, а не на своих собственных.

Информация о работе Лекции по "Основам психотерапии"