Лекции по "Основам психотерапии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:43, курс лекций

Краткое описание

1. Характеристика профессиональных сфер деятельности психолога ,психотерапевта психиатра:сравнительный анализ.
Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям. Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.
Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по учебной дисциплине.docx

— 318.64 Кб (Скачать файл)

- коммуникативной (совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия);

- реактивной (направленной на достижение катарсиса);

- регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим  действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий  эффект носят звуки природы (шум  моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Уменьшение  чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

Уменьшение  раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» - часть 3.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым людям нужна  ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание  повышает нормальный ритм человеческого  сердца в спокойном состоянии, что  оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская  рапсодия 2».

Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная  музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы  Чайковского. Если, например, плохо  спит ваш малыш, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Конечно, не обязательно  слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и  надолго, существенно ускоряя процесс  лечения», а значит гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

В групповой  психотерапии музыкотерапия как  один из методов применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия  с ориентацией на коммуникативные  задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные  произведения, а затем обсуждают  собственные переживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или  более или менее законченных  музыкальных отрывка (каждый по 10-15 мин). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения  настроения, динамики и тема -- с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу  для всего занятия, проявлять  настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся скорее расслабляющим, релаксиру-ющим действием.

Второе произведение динамичное, драматическое, напряженное, оно несет основную нагрузку, его  функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера  из собственной жизни пациентов. После его прослушивания в  группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих  у пациентов.

Третье произведение должно снять напряжение, создать  атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим  либо, напротив, энергичным, дающим заряд  бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой  психокоррекции активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий, например, постараться понять, какое эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный «музыкальный портрет», то есть произведение, отражающее собственное эмоциональное состояние, и пр.

При групповой  психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью собственного голоса или выбранных музыкальных инструментов.

Для использования  активного варианта нужен набор  несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью звуков создается диалог.

Как вариант  активной музыкотерапии может рассматриваться  хоровое пение. Исполнение музыкальных  произведений психотерапевтом или  участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет лечебный эффект, способствует созданию доверительной теплой атмосферы.

Таким образом, музыкотерапия -- это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

48. Танцетерапия как метод психотерапии.

Любое переживание человека, как положительное, так и негативное, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. Существует биоэнергетическая  теория прочной связи эмоциональных  переживаний и напряжений мышц. Она  была разработана Вильгельмом Райхом и Александром Лоуэном.

Основная суть танцетерапии заключается в том, что все психические травмы человека мешают ему свободно выражать свои эмоции. На поддержание этого мышечного зажима тратится энергия. После отреагирования вовне она начинает свободно циркулировать по всем частям тела.

Современная танцевальная терапия  направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности  человека.

Юнг отмечал терапевтическую  ценность артистических переживаний. В танце они позволяют из бессознательного извлечь неосознанные влечения и потребности. Происходит освобождение человека от них.

Танцевальная терапия  может считаться первичным средством  поощрения невербального взаимодействия, как между клиентом и терапевтом, так и между участниками.

Сегодня все большую популярность приобретают занятия в группах  танцевальной терапии. Они дают возможность  самоактуализации и придают уверенность в межличностных взаимодействиях.

Чем хороша групповая  танцевальная терапия?

Наибольшую эффективность  показывает групповая танцевальная терапия. Эта методика позволяет  членам группы лучше осознавать собственное  тело и возможности его использования. Такое осознание приводит к улучшению  физического и эмоционального состояния  участников.

Если говорить о подростках, то такие занятия вырабатывают у  них более позитивный образ собственного тела, что помогает повысить самооценку молодого человека. Овладение новыми движениями и позами дает возможность  овладеть новыми чувствами.

Танцевальная терапия  также помогает развивать социальные навыки людей. Танцевальные движения служат средством связи с окружающими, дают человеку возможность самовыражения.

49. Кинотерапия как метод психотерапии.

Кинотерапия - это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога.

Метод еще более  эффективный, чем библиотерапия, т. к. фильм содержит не только фабулы, сюжет, но и визуальный ряд, музыкальное сопровождение. Все это действует на состояние человека более интенсивно и раньше, чем прочитанная книга.

 Просмотр  фильма менее утомителен и  более приемлем для человека, не любящего читать. Кинотерапия требует гораздо меньших затрат по сравнению с библиотерапией: можно выбрать фильм, идущий по телевидению, а можно взять кассету напрокат. Хотя кинотерапия более эффективна как групповая форма работы, ее можно использовать и как индивидуальную. 
Первый этап кинотерапии - подготовительный. Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и четкую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут. 
Следующий этап - просмотр фильма.

Промежуток  между просмотром и обсуждением  не должен превышать 20 минут.

3аключительный  этап кинотерапии - обсуждение фильма. Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Хорошо, если у психолога будет помощник, фиксирующий то, что является общим для многих, и то, что является спорным.

Особое внимание при обсуждении фильма уделяется  главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали  у участников тренинга те или иные персонажи. В процессе просмотра  фильма человек сливается с одним  из героев, если ему близко настроение персонажа или ситуация, которая  обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков  персонажей помогают клиенту выразить те мысли, которые трудно было передать словами.

3атем психолог  обобщает то, что высказали участники  группы, без обращения к личностям,  дает перечень чувств и проблем,  которые вскрыл фильм. После  анализирует мысли, идеи, которые  возникли во время просмотра  и обсуждения. В конце занятия  обычно дается оценка успешности  или неуспешности работы группы.

Для кинотерапии подходят фильмы режиссеров: Феллини, Антониони, Куросавы, Хичкока, Тарковского, Чухрая, Михалкова, Рязанова и др.

50. Куклотерапия как метод психотерапии.

Как и многочисленные методы арттерапии, куклотерапия может рассматриваться как эффективное решение целого ряда разнообразных психологических проблем детей. Среди них  - тревога, фобии и детские страхи, застенчивость, агрессивность, нарушения и конфликты в межличностных отношениях (например, с родителями или сиблингами).

Куклотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме, что делает ее универсальным методом работы с детскими проблемами.

Относительной простотой  и удивительной эффективностью куклотерапия завоевала популярность, как у зарубежных, так и у российских специалистов – психологов и арттерапевтов.

51. Цветотерапия как метод психотерапии.

Цветотерапия - метод психотерапии, использующий цветодиагностику и цветокоррекцию для улучшения эмоционального состояния человека, изменения взглядов на жизнь. С точки зрения цветотерапии, существует связь между биополем человека и цветовыми волнами. Каждому энергетическому центру (чакре) соответствует свой цвет: 
1- красный 
2 - оранжевый 
3 - желтый 
4 - зеленый 
5 - голубой  
6 - синий 
7 - фиолетовый

Каждый цвет имеет свою частоту вибраций, которую можно  использовать для диагностики того или иного энергетического центра. Таким образом можно выявить, какого цвета не хватает в энергетике и какого цвета в избытке. Как следствие, можно выявить нарушения в работе органов, причем, задолго до появления болезни на физическом уровне.

Цветотерапия использует три основных цвета (красный, зеленый, синий), производные цвета (желтый, оранжевый, фиолетовый), а также дополнительные цвета (многокомпонентные), то есть смешанные из нескольких цветов: лимонный, бирюзовый, серебряный, золотой, розовый, коричневый, черный. Каждый цвет воздействует на определенный орган или систему организма.

Методы цветотерапии: 
-облучение: больное место или весь организм освещается цветом. 
-цветопунктура: облучение цветом биологически активных точек. 
-цветные аппликации: прикладывание на части тела специальной цветной бумаги или цветных лоскутов ткани (желательно, из натуральных волокон). 
-цветные ванны: окрашивание воды посредством соли или пены для ванн. 
-употребление окрашенной воды или продуктов. 
-ношение очков с цветными стеклами. 
-звукотерапия. Каждому цвету соответствует определенная нота. 
-цветовое дыхание. Медитативная техника визуализации процесса дыхания окрашенным воздухом.

Информация о работе Лекции по "Основам психотерапии"