Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

Коммуникативные задачи (действия) говорящего: сообщение, убеждение, побуждение, внушение, одобрение, объяснение, опровержение, доказательство, вопрос и др.

Коммуникативные задачи слушающего: понять, запомнить, выучить, усвоить, сделать вывод, ответить, опровергнуть, доказать.

Условия решения мыслительной задачи в условиях совместной деятельности:

1)      пристальное внимание к мыслительному процессу;

2)      наличие эмпатии;

3)      доброжелательность;

4)      рефлексия (А.В. Путляева).

Способы и приёмы эффективного общения в рамках гуманистической психологии.

 

              10.2. Характеристика социального взаимодействия людей

              Взаимодействие – это процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные отношения и связи (В.Г. Крысько).

 

Виды взаимодействия: межличностное, групповое.

Межличностное взаимодействие – это случайные или преднамеренные, вербальные или невербальные контакты двух или более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения. Деятельности, отношений и установок.

Главные признаки такого взаимодействия:

       наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;

       эксплицированность, т.е. достаточно жёсткая регламентация конкретными условиями деятельности, интенсивностью, нормами и правилами отношений, в силу чего она становится изменчивым феноменом;

       рефлексивная многозначность – зависимость его осуществления и оценок участвующих в нём людей.

 

Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга. Обычно оно имеет место между частями групп и между целыми группами и выступает как интегрирующий фактор образования различных общностей.

 

Уровни межгруппового взаимодействия:

1) низший уровень – это первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определённое первоначальное упрощённое взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не получить всестороннего развития.

2) высший уровень – совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Взаимопонимание - это такая форма взаимодействия индивидов, при которой они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнёра, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, а также содействуют достижении единой цели.

 

10.3. Психодиагностика межличностных отношений: объект и методы

 

              Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, детско-родительских и т.д.). Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих помыслах и действиях на имеющиеся представления об оценках, значимых для других. Недаром были созданы и до сих пор сохраняют свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории личности, в которых статус главных её составляющих приписывается межличностным отношениям (Мясищев В.Н., 1960; Sullivan, 1953).

              В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приёмов исследования межличностных отношений, и даже беглый их обзор вряд ли уместился бы во всём объёме этих лекций.

              Систематика методик психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях:

              а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);

              б) на основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплочённости, совместимости и т.д.);

              в) на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);

              г) на основании исходной точки отсчёта диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик участника общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т.д.).

              Возможны, конечно, и другие критерии систематики методик.

             

              Критерии систематики:

   объект исследования, или точка приложения методики;

   задачи, решаемые в исследовании;

   структурные особенности используемых методик;

   исходная точка отсчёта диагностики межличностных отношений (тут имеются в виду те психологические параметры, на которых основывается суждение психолога о межличностных отношениях).

 

              Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционно методика этой группы – социометрический тест, предложенный Дж. Морено (Moreno J., 1934). Его суть – субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определённым сферам (например, работа, отдых и т.д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплочённость группы и т.д.

              Существует ряд модификаций социометрического теста. Отличительными по своей структуре являются аутосоциометрические методики, под которыми понимаются такие средства изучения взаимоотношений и их осознания, в которых испытуемые сами «измеряют» взаимные отношений людей друг к другу (Данилин К.Е., 1081). Интересны варианты аутосоциометрии для детей (Коломинский Я.Л., 1984).

              Для получения ряда количественных показателей осознания и переживания взаимоотношений со сверстниками применяется аутосоциоматрица.

              Недостатки данного метода: проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека (психологические защиты).             

 

              Методики косвенной оценки межличностных отношений. Методические приёмы исследования межличностных отношений основаны на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмоционального отношений главным образом на невербальное поведение, паралингвистические параметры.

              Наиболее известны методики, основанные на закономерностях проксемического поведения людей. Главная их предпосылка заключается в том, что выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений – положительное эмоциональное отношений проявляется в выборе более близкого расстояния.

              Средства исследования, основанные на феноменах «личностного пространства» можно разделить на три категории:

   методики наблюдения реальной ситуации;

   методики символического моделирования реальной ситуации;

   проективные средства.

Недостаток данных методик: сравнительно узкая информация.

 

              Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Ситуационный тест. В социальной психологии достаточно часто используются методики исследования межличностных отношений, в которых акцент делается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определённых теоретических воззрений.

              Формально процедуры регистрации поведения отличаются друг от друга по целому ряду параметров:

   регистрирование дискретных реакций – регистрирование реакций определённых общих категорий;

   регистрирование поведения в изоляции – регистрирование реакций в контексте предыдущих или последующих событий.

 

              Одна из самых известных методик регистрации межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракций в группе (Bales R., 1970). По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории:

   область позитивных эмоций,

   область решения проблем,

   область постановки проблем,

   область негативных эмоций.

Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д.

 

Диагностика индивидуально-личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. Для диагностики межличностных отношений важно выделить те индивидуально-личностные свойства участников интеракции, которые влияют на процесс общения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Все шкалы перечислить невозможно, их очень много, потому что большинство исследователей и практиков строят их, исходя из своих задач и конкретной ситуации.

Существую попытки объединить разные шкалы в обширные психологические опросники, подготовить специальные батареи тестов для изучения межличностных отношений. Два из таких тестов: Калифорнийский психологический опросник личности и методика Т. Лири.

 

Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) был разработан по принципу MMPI в конце 1960-х гг. американским психологом Дж. Гоухом (Gough H., 1960). Цель этого опросника, как указывает сам его создатель, - «предвидеть, что люди скажут или сделают в определённой ситуации, а также предсказать, что другие скажут о них». В отличие от MMPI, CPI прежназначен для здоровых людей и выявляет не патологические. А скорее социально-психологические характеристики.

Опросник состоит из 480 утверждений, на которые испытуемому надо ответить «да» или «нет». Большинство вопросов, 200 из которых взяты из MMPI, касаются типичного поведения, повседневных чувств, мнений и установок испытуемого. Подсчитанные ответы переносятся на листы со стандартными нормами по 18 шкалам опросника, и строится профиль личности. Шкалы опросника при интерпретации объединяются в четыре группы.

Шесть шкал, входящие в первую группу, измеряют уравновешенность, самоуверенность и адекватность в межличностных отношениях. Это шкалы доминантности, способности приобрести социальный статус, социальность, общительность, самоприятие и чувство благополучия.

              Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию личности, её ответственность и межличностные ценности. В неё включены также шесть шкал: ответственности, достигнутой социализации, самоконтроля, толерантности, благоприятного впечатления и обычности.

              В третью группу включены три шкалы: достижения через конформность, достижения через отстаивание своей независимости, интеллектуальной эффективности.

              В четвёртую группу входят три шкалы: психологичность, гибкость и женственность.

              Три шкалы из названных выше: чувства благополучия, благоприятного впечатления и обычности – позволяют определить искренность ответов испытуемых, хотя результаты по ним тоже интерпретируются.

              При факторизации опросника обычно выделяются пять факторов, которые по содержанию не совпадают с выделенными создателем теста четырьмя группами шкал. Это (а также высокая корреляция шкал между собой) говорят о заметной избыточности 18 показателей, что является слабым местом опросника.

             

              Методика Т. Лири (Leary T., 1958). Методика включает в себя три методики для диагностики межличностных отношений у индивида на четырёх уровнях. Результаты всех измерений переводятся в так называемую дискограмму – круг, составленный из восьми психологических тенденций (октант). Они определённым образом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных отношениях. По мнению Т. Лири, это: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Октанты заключают в себе качества, характеризуемые следующими психологическими тенденциями:

1)     тенденция к лидерству – властность – деспотичность;

2)     уверенность в себе – самоуверенность – самовлюблённость;

3)     требовательность – непримиримость – жестокость;

4)     скептицизм – упрямство – негативизм;

5)     уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость;

6)     доверчивость – послушность – зависимость;

7)     добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм;

8)     отзывчивость – бескорыстие – жертвенность.

 

              Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Личность активная, и её отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного. Постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач (Джидарьян И.А., 1983; Кон И.С., 1982; Леонтьев А.Н., 1975). Для более глубокого понимания и решения прикладных задач (в частности, коррекционных) исследователю необходимо иметь информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его экспектациях и психологическом смысле определённого способа реагирования субъекта. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запрос прикладных областей психологии. Большинство этих методик проективные.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"