Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций
Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.
Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырёх-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родителя атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребёнком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребёнка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребёнок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
12.2. Диагностическая процедура и интерпретация полученных результатов
12.2.1. Диагностическая процедура
Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21 х 29 см), шесть цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневы), резинка. Ребёнку даётся инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», т.к. этим искажается сама суть исследования. Если ребёнок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).
При выполнении задания следует отмечать в протоколе:
последовательность рисования деталей;
паузы более 15 секунд;
стирание деталей;
спонтанные комментарии ребёнка;
эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После того, как ребёнок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путём. Обычно задают следующие вопросы:
Скажи, кто тут нарисован?
Где они находятся?
Что они делают?
Кто это придумал?
Им весело или скучно? Почему?
Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
Кто из них самый несчастный? Почему?
При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значит для ребёнка определённые детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовёт идти с собой?» и т.п.).
После опроса ребёнку предлагают обсудить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные:
1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и у тебя плохо получается. Кого ты позовёшь на помощь?
4. Ты имеешь билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересный фильм. Кто останется дота?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также надо знать:
возраст исследуемого ребёнка;
состав семьи, возраст братье и сестёр;
по возможности, сведения о поведении ребёнка в семье, детском саду или школе.
12.2.2. Интерпретация полученных результатов
Интерпретация разделяется на три части:
1) анализ структуры рисунка;
2) анализ особенностей графических презентаций членов семьи;
3) анализ процессов рисования.
1. Анализ структуры рисунка.
Ожидается, что ребёнок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. Искажение реального состава семьи заставляет самого пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьёй люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко. За такими реакциями чаще всего кроются:
а) травматические переживания, связанные с семьёй;
б) чувство отверженности, покинутости (поэтому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших в интернат из семей);
в) аутизм;
г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;
д) плохой контакт психолога с исследуемым ребёнком.
Дети иногда уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать члена семьи, менее эмоционально привлекательного для ребёнка. Не рисуя этих членов семьи, ребёнок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определёнными людьми.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребёнок идентифицирует этих животных или птиц.
Если ребёнок рисует только себя, то у него нет чувства общности со своей семьёй.
Если себя ребёнок рисует в большую величину, с большим количеством деталей, то это говорит об истероидности. Если же, наоборот, маленьким с минимумом деталей, то это говорит от эмоциональной отверженности.
Увеличение состава семьи – неудовлетворение психологических потребностей в семье.
Расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Сам анализ расположения по своему содержанию созвучен с проксемической оценкой группы людей, с той разницей, что рисунок – это символическая ситуация, создание и структуризация которой зависят только от одного человека – автора рисунка.
2. Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.
Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи может дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребёнка к отдельному члену семьи, о том, как ребёнок его воспринимает, об «Я-образе» ребёнка, его половой идентификации и т.д.
При оценке эмоционального отношения ребёнка к членам семьи следует обращать внимание на следующие элементы графических презентаций:
1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щёки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы причёски, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т.п.;
3) количество использованных цветов.
Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большом количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведёт к большей схематичности, неоконченности его графической презентации. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать, наряду с негативным отношением к нему, на агрессивные побуждения относительно этого человека.
О восприятии других членов семьи и «Я-образе» автора рисунка можно судить на основе сравнения размеров фигур, особенностей презентации отдельных частей и всей фигуры в целом.
Следует обращать внимание и на рисование отдельных частей тела членов семьи.
Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Поднятые вверх руки с длинными пальцами связывают с агрессией.
Голова – центр локализации интеллектуальной и перцептивной деятельности; лицо – самая важная часть тела в процессе общения. Если дети старше пяти лет (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьёзные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи автор рисунка пропускает голову, черты лица или штрихует всё лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным членом семьи, враждебным отношением к нему.
Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребёнка к ним.
Презентация зубов и выделение рта наиболее часто встречаются у детей, склонных к оральной агрессии.
3. Анализ процесса рисования.
При анализе процессов рисования следует обращать внимание на:
последовательность рисования членов семьи;
последовательность рисования деталей;
стирание;
возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
паузы;
спонтанные комментарии.
Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей указывает на их значимость для ребёнка.
Паузы перед рисованием определённых деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов.
Стирание нарисованного и перерисование может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования.
Спонтанные комментарии часто проясняют смысл нарисованного ребёнком. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться.
Литература
1. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / Владимир Николаевич Колесников. – М.: Издательство «Институт психологии», 1996. – 224 с.
2. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды. / Составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб.: Изд-во института образования, 1996. – 175 с.
3. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.
4. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования / В.С. Мерлин. – Пермь, 1988.
5. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.
6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 640 с.
7. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
Тема 13. ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Актуальность исследования индивидуального сознания в психологии и психодиагностике. Недостаточность традиционных психодиагностических подходов для решения многих задач, которые встали перед психологами. Определение и характеристика сознания в отечественной и зарубежной психологии.
Объект и методы психодиагностики индивидуального сознания личности.
Общая характеристика методов психодиагностики индивидуального сознания личности.
«Техника репертуарных решёток». Разнообразие методик данного вида. Принципы при составлении репертуарной решётки: принцип биполярности, принцип индивидуальности, принцип диапазона применимости. Способы вызова элементов исследования. Способ вызывания конструктов методом триад. Метод самоперсонификации. Метод полного контекста. Процедура «Лестница» и «Пирамида».
Репертуарные матрицы. Способы заполнения решёток: ранговая решётка; оценочная решётка; обмен решётками. Когнитивная дифференцированность. Качественный и количественный анализ в ТРР. Иерархический анализ. Импликативная решётка. Решётка сопротивления изменениям. Динамика решёток.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
13.1. Сознание человека: определение, функции и структура
Сознание человека: генезис определения. Современное понимание сознания человека.