Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций
Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.
Процедура «Пирамида» позволяет вызывать конструкты более низкого уровня, более детальные, субординатные. Обе процедуры можно совмещать. Например, начиная с «Лестницы» (с конструкта, который кажется исследователю важным и значимым), переходить, на «Пирамиду» и наоборот.
Итак, многие процедуры похожи на структурированное интервью, помогают организовать беседу, поддержать контакт с испытуемым. При наличии определённого опыта исследователь может использовать для вызывания конструктов обычную беседу, уточняя выбранные конструкты вместе с испытуемым в заключительной части встречи.
13.4. Репертуарные матрицы
Ранговая решётка – самая популярная и самая простая из процедур. Выбранные элементы выписываются на карточки, после чего испытуемого просят проранжировать элементы по каждому конструкту от одного полюса до другого. В матрице на пересечении строк (конструктов) и столбцов (элементов) стоят ранги каждого элемента по каждому конструкту. Ранговая процедура может быть усовершенствована. П. Боксер предложил соединить ранжирование с графической шкалой. Эта процедура удобна, когда выполняется непосредственно за экраном дисплея (с помощью диалоговой программы), но может быть проведена и с помощью обычного карандаша и бумаги. Испытуемому предлагают градуированную графическую шкалу (градаций намного больше, чем элементов) и просят на ней проранжировать (проставить карандашом номера) элементы. Эта процедура является наиболее удобной для репертуарных решёток, совмещая преимущества ранговых процедур (простота и понятность процедуры для испытуемого) и оценочных (возможность получать шкалы более высоких уровней).
Оценочная решётка. В этой процедуре испытуемый должен оценить отдельно каждый элемент по каждому конструкту. Дробность оценочной шкалы может быть разной, однако более семи градаций шкал применять не рекомендуется, так как у испытуемого происходит укрупнение единиц и качество оценки снижается.
Интересный вариант оценочной решётки – решётка типа «галочек и пробелов». Испытуемого просят в матрице поставить «галочку», если элемент принадлежит к левому полюсу конструкта, и оставить пробел, если к правому.
Для анализа ранговых и оценочных решёток можно применять различные виды многомерного анализа данных. Наиболее распространёнными являются различные варианты кластер-анализа (иерархические и неиерархические) и факторного анализа (параметрические и непараметрические).
Обмен решётками. Допустим, что исследователя интересует, насколько сходным и различным является восприятие двух людей (например, мужа и жены или двух друзей) в какой-либо сфере. Для проведения этой процедуры необходимо, чтобы элементы решётки были знакомы обоим испытуемым. Конструкты вызываются индивидуально, после чего:
1. Испытуемый А заполняет свою решётку.
2. Испытуемый Б заполняет свою решётку.
3. Испытуемый Б заполняет решётку А.
4. Испытуемый А заполняет решётку Б.
5. Испытуемый Б заполняет решётку А так, как, по его мнению, это сделал испытуемый А.
6. Испытуемый А заполняет решётку Б так, как, по его мнению, это сделал испытуемый Б.
Сравнение пп. 1 и 3, 2 и 4 позволяет оценить степень сходства, согласие в восприятиях и оценках. Сравнение пп. 1 и 5, 2 и 6 позволяет оценить степень понимания испытуемыми друг друга.
Если в решётках используется одинаковый набор элементов, то обе решётки можно совместить в одной и процедура подсчёта степени сходства конструктов одной решётки с конструктами другой значительно упрощается. В частности, этот приём удобно использовать, когда в качестве объектов шкалирования в решётке выступают члены какой-либо группы (например, группы тренинга). Каждый заполняет индивидуальную решётку, после чего степень сходства восприятия членов группы попарно можно оценить.
На основании подсчёта всех парных коэффициентов сходства можно построить матрицу сходства членов группы и провести кластер-анализ этой матрицы. Выделив группировки, можно, используя снова индивидуальные решётки, провести качественный анализ параметров, обусловливающих сходство и различие, что даёт богатую информацию для понимания многих процессов, происходящих в группе. Результаты такой работы можно сделать объектом анализа в групповой дискуссии.
Техника репертуарных решёток хороша не в массовых обследованиях, а при индивидуальной и групповой работе, когда есть живой контакт с человеком, заполняющим решётку. Не следует оставлять испытуемого «наедине с решёткой»: заполнение матрицы может превратиться в однообразную унылую работу, и испытуемый будет отвечать формально, с единственным желанием – побыстрее закончить работу. Но и не следует мешать испытуемому, навязывать ему своё понимание, формулировать за него конструкты, поскольку в результате такой «помощи» можно получить решётку не испытуемого, а исследователя.
Наилучший результат решётки дают в тех случаях, когда между психологом и испытуемым устанавливаются отношения сотрудничества. Во всех случаях необходимо стремиться сделать испытуемого исследователем собственной системы конструктов. Техника репертуарных матриц – хорошее средство для этого.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Борис Герасимович Ананьев. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. 384 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. 416 с.
3. Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. Ч. 1-2. М.: Педагогика, 1982.
4. Борисова Е.М. Основы психодиагностики / Е.М. Борисова // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 126 – 130.
5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / Андрей Владимирович Брушлинский. − М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. − СПб.: Питер Ком., 1999. 528 с.
7. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / Владимир Николаевич Дружинин. − СПб.: Питер, 2000. 368 с.
9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / Владимир Николаевич Дружинин. − С.-Пб.: Питер, 2001. 320 с.
10. Забродин Ю.М. Психодиагностика / Забродин Ю.М., Пахальян В.Э.; под общ. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Эксмо, 2010. – 448 с. – (Новейший справочник психолога).
11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
12. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.
13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 640 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сергей Леонидович Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. 720 с.
15. Столяренко, Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Людмила Дмитриевна Столяренко, Сергей Иванович Самыгин. Серия «Учебники, учеб. пособия», Ростов-н/Д: Феникс, 1999. 576 с.
16. Шпет Г.Г. Психология социального бытия / Густав Густавович Шпет // Под ред. Т.Д. Марцинковской; М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. 492 с.
Тема 14. ПСИХОДИАГНОТИКА СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЕТОДИКОЙ Ф.Е. ВАСИЛЮКА «ПИКТОГРАММА» («СТРУКТУРА ОБРАЗА»)
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Общая характеристика методики.
Назначение методики «Пиктограмма» («Структура образа») Ф.Е. Василюка. История создания методики. Методологическая основа методики. Характеристика образов у различных авторов.
Аспекты анализа образов. Уровни анализа образов. Психосемиотический тетраэдр как инструмент интерпретации результатов методики «Пиктограмма» Ф.Е. Василюка. Различные измерения интерпретации образов данной методики.
Диагностическая процедура.
Подготовительный этап. Инструкция. Получение информации о рисунках (образах). Вопросы испытуемому. Обсуждение различных ситуаций после опроса. Сведения об испытуемом.
Интерпретация полученных результатов.
Анализ структуры рисунков (образов). Анализ особенностей графических презентаций отдельных образов. Анализ особенностей графических презентаций отдельных частей каждого образа. Анализ процесса рисования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
14.1. «Пиктограмма» («Структура образа») Ф.Е. Василюка: общая характеристика
Назначение методики: исследование образной структуры сознания клиента.
История создания методики: большая клиническая и научно-исследовательская деятельность Ф.Е. Василюка в ходе его профессиональной активности в качестве клинического психолога в отделении психиатрической больницы при работе с неврозами у здоровых людей.
Методологическая основа методики: развивающаяся концепция сознания А.Н. Леонтьева. Три основные «образующие» сознания: 1) личностный смысл; 2) значение; 3) чувственная ткань.
Психологическая характеристика трёх «образующих» сознания:
1) личностный смысл – в образе звучит личное чувство, пристрастность, персональные биографические обертоны, сознание явно ориентировано на отражение и выражение субъективного отношения к миру;
2) значение – общепринятое культурное значение слова;
3) чувственная ткань – всегда есть некое впечатление, т.е. некий чувственный отпечаток предметного мира, порождаемый в процессе практической деятельности с этим миром. Всегда сохраняя «свою изначальную предметную отнесённость» чувственная ткань выполняет функцию придания чувства реальности сознательным образам. Эта образующая сознания рассматривается как «чувственный состав конкретных образов реальности», материал, из которого строится перцептивный образ. Сам материал не обладает спонтанной активностью и внутренней осмысленностью, он извне кроится и организуется перцептивной деятельностью, которая придаёт ему форму и разумность. (А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. С. 133, 148).
Целостный человеческий образ осмыслен, но осмысленность, разумность образа вносится в него значениями, а не чувственностью. Значения и чувственная ткань соединяются в образе, но это достаточно внешнее, взаимопроникающее соединение: «сами по себе значения лишены чувственности» (А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. С. 148), а чувственность лишена имманентной осмысленности и значимости. Значения бесчувственны, чувственность незначима. Чувственность, можно сказать, только дольнее, только безжизненный материал, значение – только горнее, животворящий и формообразующий дух (А.Н. Леонтьев).
Чувственная ткань а) порождается в практическом взаимодействии с внешним предметным миром как непосредственное впечатление от него; б) она служит материалом, из которого строятся сознательные, предметные («значимые») образы; в) она выполняет функцию свидетельствования о внешней реальности. Функцию «придания реальности сознательной картины мира» (А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. С. 134).
Сознание личности детерминируется внешним миром, внутренним миром (мотивами человека, его потребностями, ценностями и т.д.), культурой, в которой он живёт и, наконец, языком (люди, говорящие на одном языке, могут относиться к разным культурам, и, соответственно, их сознание будет различаться, также будет различаться и сознание людей, живущих в одной культуре, но говорящих на разных языках).
Внешний мир представлен предметным содержанием, мир культуры – значением, представителем языка является слово.
Психосемиотический тетреэдр Ф.Е. Василюка – модель образа сознания: