Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

              1) предметное содержание образа (П);

              2) чувственная ткань предметного содержания (п);

              3) личностный смысл (Л);

              4) чувственная ткань личностного смысла (эмоция) (э);

              5) значение (З);

              6) чувственная ткань значения (з);

              7) слово или знак (С);

              8) чувственная ткань слова (знака) (с).

 

              14.2. Диагностическая процедура

              Инструкция испытуемому: нарисовать за ограниченное время «узелок на память». Предлагается 12 конкретных и абстрактных образов:

1)     мечта;

2)     справедливость;

3)     тёмная ночь;

4)     тёплый ветер;

5)     дружба;

6)     счастье;

7)     вкусный ужин;

8)     ревность;

9)     дом;

10) развитие;

11) любовь;

12) «абракадабра».

 

              После рисования образов ведётся беседа с испытуемым о том, как ему рисовалось данные образы (мысли, чувства, идеи и т.д.).

 

              14.3. Интерпретация результатов

              Психологическое значение каждого из образов психосемиотического тетраэдра Ф.Е. Василюка:

1.       Полюс предмета. Сознание направлено на внешнепредметный мир. В образе отражается внешний мир, предметная реальность. Это реалистические образы.

2.       Чувственная ткань предмета. Сознание может быть направлено на предмет, но в то же время, сфокусировано не на самом предмете, а на впечатлении от предмета. Это субъективное впечатление от предмета. Это импрессивные образы.

3.       Личностный смысл. Мышление и воображение молчат, говорят только память и аффект. Слово воспринимается лишь как относящееся ко мне, лишь как вещь-для-меня. Это эгоцентрические образы.

4.       Чувственная ткань личностного смысла. Беспредметная страстность, аффективность – доминанта этого образа. Это явно «эндогенное» чувство, ищущее выхода и использующее любые внешние предметные формы только как поводы и каналы своего обнаружения. В обычных состояниях сознания эмоция составляет непосредственную чувственную прокладку личностного смысла. В их соединённости эмоция осмысленна, а смысл эмоционален. Но эмоция способна отделяться, а то и отрываться от смыслов и обнаруживать своё самостоятельное бытие. В образе доминирует аффективно-эстетическое отношение. Это экспрессивные образы.

5.       Значение. Общественное культурное значение слова. Стандартный символ. Всё это лишь средства выражения и утверждения некой общезначимой формы или идеи, всё это лишь средства направить ум испытуемого в сторону главной идеи. Это идейные, символические образы.

6.       Чувственная ткань значения. Значение понятия фокусируется на тех чувственных впечатлениях, которые вызывает удержание в уме мысли об образе и связанных с ним ассоциациях. Встречается очень редко (около 4 % случаев). Это интуитивно-пластические образы.

7.       Слово (знак). Сознание задерживается на самом слове, на его «звуковой форме». Оно начинает играть со звуковой оболочкой слова, разбирая его на части и собирая из него новые слова, в «сумме» созвучные первому. Это абстрактные образы, значащие формы.

8.       Чувственная ткань слова (знака). Реагирование не на смысл слова, а на его звучание. Сознание останавливается на звучащем слове, не проникая сквозь него к его содержанию, значению, связанным с ним ассоциациям, но предметом своего внимания делает не само слово как таковое, как единицу языка, а чувственное впечатление, вызываемое произнесением или слышанием этого слова.

 

 

Литература

 

1.     Василюк Ф.Е. Структура образа / Фёдор Ефимович Василюк // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 5 – 19.

2.     Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / Владимир Николаевич Колесников. – М.: Издательство «Институт психологии», 1996. – 224 с.

3.     Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / Алексей Николаевич Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. 511 с.

4.     Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.

5.     Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды. / Составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб.: Изд-во института образования, 1996. – 175 с.

6.     Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.

7.     Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования / В.С. Мерлин. – Пермь, 1988.

8.     Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.И. Непомнящая. – М.: ВЛАДОС, 2001.

9.     Никишина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М., 2004.

10. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.

11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 640 с.

12. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 15. ПСИХОДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ

 

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

 

              Самосознание как объект психодиагностики. Определение самосознания. Различные трактовки понятия «самосознание» (У. Джемс, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др.). Задача анализа собственного процесса самосознания. Проблема социальной желательности. Стратегия самопрезентации. Различия в субъективной значимости параметров «Я-концепции». Сложное строение «Я-концепции». Уровневое строение самосознания. Уровни активности человека как уровни самосознания личности.  Уровень биологического индивида (организма). Уровень социального индивида. Уровень личности. Самоотношение, его защита личностью. Представление о себе. 

              Методики психодиагностики самосознания. Наиболее употребительные четыре диагностические методики А. Анастази.

              Стандартизированные самоотчёты: Шкала «Я-концепции» Теннеси, Шкала детской «Я-концепции» Пирса-Харриса, Шкала самоуважения Розенберга, Контрльные списки.

              Нестандартизированные самоотчёты: Тест двадцати утверждений на самоотношение.

              Идеографические методики. Использование проективных техник: Символические задания на выявление «социального Я». Различные аспекты (измерения) «Я-концепции»: самооценка, сила, индивидуация, социальная заинтересованность, идентификация, эгоцентричность, сложность.

              Опросник самоотношения. Опросник самоотношения – многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизованного самоотчёта. Факторы опросника (шкалы): самоуверенность, ожидаемое отношение, самоприятие, саморуководство, самообвинение, самоинтерес, самопонимание. Самоуважение как шкала из 14 пунктов. Аутосимпатия как шкала из 16 пунктов. Самоинтерес как шкала из 8 пунктов. Ожидаемое отношение других людей как шкала из 13 пунктов. Глобальное самоотношение.

              Методика управляемой проекции. Рефрактивные техники. Словесный портрет испытуемого. Требования к словесному портрету. Симпатия. Антипатия. Уважение Неуважение. Внешнее неуважение при внутреннем неуважении. Внутреннее уважение при внешнем неуважении. Слитная близость. Растождествленная близость. Отдалённость. Анализ текста персонажа А. Анализ текста персонажа B.

              Методы измерения локуса контроля. Опросник субъективной локализации контроля.

              Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС). Оценка валидности и надёжности методики КИСС.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

 

15.1.  Самосознание человека: определение, структура, характеристика  и этапы формирования

Три сферы становления, формирования личности: деятельность, общение, самосознание.

Определение самосознания: генезис определения. Современное понимание самосознания человека.

Самосознание человека – осознание с помощью языка себя самого, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств (С.Д. Максименко).

Компоненты самосознания:

1)      сознание отличает себя от остального мира;

2)      сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

3)      сознание своих психических свойств, эмоциональная самооценка;

4)      социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности (В.С. Мерлин).

 

Критерии самосознания:

1)      выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от среды;

2)      осознание своей активности – «Я управляю собой»;

3)      осознание себя «через другого»;

4)      моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутренноего опыта (Л.Д. Столяренко).

 

Структура самосознания:

1)      осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект»);

2)      осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3)      познавательные, когнитивные представления о себе («Я» как наблюдаемый объект»);

4)      эмоциональное, чувственное представление о себе (Л.Д. Столяренко).

 

Самосознание как синтез самопознания (интеллектуальный аспект познания) и самоотношения (эмоциональное отношение к самому себе).

 

Три пласта сознания человека:

1.       Отношение к себе.

2.       Отношение к другим людям.

3.       Ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция)

 

Отношение к другим людям:

1)      эгоцентрический уровень;

2)      группоцентрический уровень;

3)      просоциальный уровень («Другой человек – это самоценность);

4)      эстохолический уровень – уровень исходов («Каждый человек находится в определенном отношении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку»).

 

Развитие самосознания человека проявляется в:

1)      самонаблюдении;

2)      критическом отношении к самому себе;

3)      оценке своих положительных и негативных качеств;

4)      самообладании;

5)      ответственности за свои поступки (С.Д. Максименко).

 

Индивидуальное развитие личности

1.Внутренняя позиция и развитие личности

Бытие общественных отношений отражается на личности, как известно, через присвоение человеком общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. Через систему личностных смыслов человек в процессе онтогенетического развития формирует свою собственную внутреннюю позицию.

Система личностных смыслов. Система личностных смыслов каждого человека определяет индивидуальные варианты его ценностных ориентаций. 

Психологически зрелой личностью является человек, способный руководствоваться сознательно поставленными целями, что определяет активный характер его поведения. Эта способность обусловлена развитием трёх сторон личности: рациональной, волевой, эмоциональной [Л.И. Божович].

 

Стать человеком – значит научиться проявлять себя по отношению к другим людям как подобает человеку [В.С. Мухина].

 

Самосознание представляет собой ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые определяют индивидуальное бытие личности. Система личностных смыслов организуется в структуру самосознания, представляющую собой единство развивающихся по определённым закономерностям звеньев [В.С. Мухина].

 

Структуру самосознания личности формируют:

       идентификация с телом, именем собственным (ценностное отношение к телу и имени);

       самооценка, выраженная в контексте притязания на признание;

       осознание себя представителем определённого пола (половая идентификация);

       представление себя в аспекте психологического времени (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее);

       оценка себя в рамках социального пространства личности (права и обязанности в контексте конкретной культуры) [В.С. Мухина].

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"