Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций
Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.
2. Социальная единица и уникальность личности
Человек по своей природе социален и потому включён в общественное бытие и конкретно в государственную структуру, в которой осуществляются его права и свободы, реализуется стремление быть уникальной личностью.
Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой общественных отношений, а развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.
Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен.
Человек – субъект, живущий во времени; человеческая история – продолжающийся антропогенез. Поэтому человек может быть понят лишь через анализ его индивидуальной и родовой истории.
Структура самосознания личности – совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе. Структура самосознания личности, предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, строится внутри порождающей её системы – той человеческой общности, к которой принадлежит его личность.
15.2. Самосознание как объект психодиагностики
Самосознание – это прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя. Но самосознание характеризуется также своим продуктом – представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией» (А.А. Бодалёв, В.В. Столин). Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познаёт, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием; при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом – о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. Не случайно поэтому известный исследователь проблемы самосознания И.С. Кон пишет о растущем понимании относительности различий между действующим и рефлексивным «Я» как об одном из главных тенденций в современных исследованиях (Кон И.С., 1981).
Задача анализа собственного процесса самосознания оказалась, однако, более сложной, чем задача продуктов или результатов этого процесса. Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается – все эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются в научных исследованиях, однако результаты поисков пока не воплотились в психодиагностических алгоритмах и методиках. Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания – представления о себе. При этом допускается, а затем доказывается, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельности, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.
Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нём два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познаёт себя и накапливает о себе различные знания. Эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я-концепцию». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не всё реально постигаемое в себе самом и не всё в самоотношении ясно осознаётся; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются ускользающими от сознания, неосознанными.
Уже эти два содержательных тезиса о строении «Я-образа», т.е. тезис о знания о себе и отношении к себе как аспектах «Я-концепции» и тезис о её осознаваемой и неосознанной частях, позволяют понять ряд принципиальных методологических проблем, возникающих перед психодиагностикой самосознания.
Можно ли вообще выявить, что о себе человек знает? На первый взгляд этот вопрос риторический: нетрудно тем или иным способом получить самоописание испытуемого или обследуемого, это самоописание и есть показатель знания человека о себе, выражение его «Я-концепции». Однако если человек говорит о себе, что он добрый, деловой, целеустремлённый, общительный или, наоборот, злой, безвольный, необщительный, то он не просто сообщает сведения, но и даёт оценку самого себя. Выделить эту оценку в самоописаниях и даже отделить её от словесного самоописания можно, а вот отделить знания от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возможно. Но если это так, то не искажает ли оценка знания субъекта о себе? А сама эта оценка в том случае, если она действительно негативная, не оказывается ли искажённой и «упрятанной» в подсознание? А если такие искажения происходят, то каков концептуальный, теоретический статус самоописаний?
Так, среди иррелевантных факторов, влияющих на самоописание и его интерпретацию (помимо релевантного фактора – самой «Я-концепции»), рассматриваются:
социальная желательность описываемых черт;
тактика самоподачи (самопрезентация);
область самораскрытия;
идентифицируемость или анонимность ответов;
тактика соглашаться или не соглашаться с утверждениями;
характер и степень ограничений в форме ответов на вопросы;
контекст всей процедуры диагностики;
установки;
ожидания и инструкции;
способы подсчёта индексов;
статистические процедуры (Wylie R., 1974 Burns R., 1979).
Дополнительные факторы, влияющие на самоописание:
уровень интеллектуального развития;
кооперативная установка в отношении к диагносту или исследователю;
чувство безопасности в ситуации тестирования (А.А. Бодалёв, В.В. Столин).
Проблема социальной желательности. Эта проблема возникает всякий раз при использовании самоотчётов в тех сферах, в которых существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей и т.д.
Стратегия самопрезентации. Выставлять себя в социально-выигрышном свете – это лишь один из аспектов общего феномена, известного как стратегия самопрезентации. Исследования стратегий самопрезентации исходят из представлений о том, что всякий человек заинтересован во впечатлении, производимом им на окружающих.
Р. Баумейстер выделил две стратегии самопрезентации: ублажающую и самоконструирующую.
Ублажающая стратегия управляется критериями, принятыми в данной аудитории, и направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить «вознаграждение».
Самоконструирующая стратегия направлена на поддержание и укрепление «идеала Я», т.е. вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеал Я» субъекта.
Различия в субъективной значимости параметров «Я-концепции». Одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью. Из-за этого следует, что использование в индивидуальной психодиагностике универсальных содержательных параметров «Я-концепции» может приводить к ошибочным заключениям (Анастази А., 1982. С. 2. С. 221). Один из путей повышения достоверности диагностических заключений – это отбор наиболее универсальных и общезначимых параметров «Я-концепции», позволяющих уменьшить вероятность ошибки. Другой путь – использование методов, описанных в теме «Психодиагностика сознания», позволяющих выделить значимые параметры у данного субъекта.
Сложное строение «Я-концепции». Психодиагностические данные могут интерпретироваться лишь в контексте теоретических представлений о строении «Я-образа» и процесса самосознания в целом.
Основные положения, касающиеся строения самосознания и «Я-концепции»:
1. Самосознание имеет уровневое строение (И.С. Кон, 1978, В.Я. Ядов, 1975). В целом «Я-образ» понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным, поведенческим. «Нижний уровень «Я-образа» составляют неосознанные, представленные только в переживании, традиционно ассоциирующиеся в психологии с самочувствием и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот «Я-образ» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей» (Кон И.С., 1978. С.72-73).
И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе (Чеснокова И.И., 1977). На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и другого человека. Сначала некоторое качества воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приёмами самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В качестве специфического внутреннего приёма самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом уровне человек соотносит своё поведения с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигается при формировании своих жизненных планов, жизненной философии, общественной ценности чувства собственного достоинства.
В работе Е. Дикстейна высказывается верная идея о связи меры самоотношения с характером самосознания на различных уровнях (Dickstein E., 1977). Таких уровней, которые одновременно являются и стадиями, выделяется пять:
Первый уровень связан с формированием чувства автономности ребёнка, способности исследовать окружение, способности вызывать заботу о себе. Соответственно мера самоуважения связана с различиями в желании исследовать окружение, вызывать заботу о себе.
На втором уровне в связи с развитием социальной активности ребёнка мерой самоуважения становится степень успешности в определённых действиях и в сравнении себя с другими.
На третьем уровне в связи с формированием способности к самонаблюдению мерой самоуважения становится степень достижения «идеала Я».
Четвёртый и пятый уровни альтернативны и выражают различные варианты развития. Четвёртый уровень – уровень «Я» как интегрированного и интегрирующего целого. Мерой самоуважения на этом уровне будет степень, с которой индивид осознаёт и принимает каждый из аспектов своего существования.
На пятом уровне самосознание характеризуется обнаружением относительности границ «Я», выходом на первый план движения вперёд и изменений, признанием своей ограниченности. Измерение самоотношения на этом уровне наиболее проблематично и связано с различными в степени честности отношения к себе и признания изменчивости своего «Я».
Подробная уровневая концепция и самосознания, и личности в целом предложена Э. Эриксоном (Erikson E., 1967).
Концепция уровневого строения самосознания, основанная на учёте характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание (Столин В.В., 1985).
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Последнее (самоотношение) – это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я-оьраз».
В содержании «Я-образа» выделяются две важнейшие образующие:
1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, - присоединяющая образующая «Я-концепции», или система самоидентичности;
2) знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, - дифференцирующая «Я-концепции». Это последняя образующая придаёт субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости.
Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности человека, одновременно являющимся биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью. Процессы самосознания и его интегральные образования обслуживают активность человека на каждом их уровней, выполняя роль обратной связи информацией о «вкладе» субъекта в его собственную активность. Поскольку характер активности и характер ведущих потребностей субъекта на каждом из уровней различны, различны и процессы, отражающие эту активность, и итоговые, интегральные образования самосознания.
На уровне биологического индивида (организма) активность субъекта определена системой «организм – среда», имеет прежде всего двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии. В недрах этой активности формируется обратная связь в виде ощущений о положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в «схему тела». Схема тела – это, фигурально выражаясь, «Я-образ» организма, который надо отличать от «физического Я» субъекта, обладающего более сложной, биосоциальной природой. В схеме тела не разделены дифференцирующая и присоединяющая составляющие. На уровне организма формируется также самочувствие – итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Самочувствие – биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворённости потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.