Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

2) если что-нибудь, есть в этой руке, то что именно,

3) что нарисованный человек этой рукой делает.

 

Время проведения пострисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс.

Можно порекомендовать исследователю отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе.

Было обнаружено, что иногда очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и ПРО.

В заключении можно сказать, что ПРО преследует 2 цели: 1) создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности т. д.; 2) предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.

 

Групповое тестирование

При прочих равных условиях, методика ДДЧ более продуктивна при индивидуальном тестировании, чем при групповом. Однако очевидно, что за этой методикой закрепилось определенное положение среди групповых тестов. В таком качестве лучше всего ее использовать как отборочный тест для выявления внутри группы испытуемых, отклоняющихся от среднего уровня личностного развития и приспособляемости. Кроме этого методику можно применять для определения степени оздоровления в процессе групповой терапии, но с этой стороны она еще не достаточно изучена.

 

Инструкции

Перед началом выполнения задания исследователь должен обратиться к испытуемым с просьбой нарисовать как можно лучше дом, дерево и человека в перечисленном порядке и сказать им, что они мои стирать нарисованное сколько захотят, не опасаясь взысканий, что они могут затратить столько времени, сколько им понадобится, и что каждый, как только закончит тот или иной рисунок, должен сообщить с этом исследователю, чтобы он мог записать количество затраченного времени.

В некоторых случаях может понадобиться ввести определенное временное ограничение (желательно не менее 30 минут), в таком случае испытуемые должны быть полностью проинформированы об этом до того, как они начнут рисовать.

Исследователь должен показать испытуемым рисуночную форму и продемонстрировать им каждую страницу для выполнения соответствующего рисунка. После этого они могут приступать к выполнению задания.

 

Запись

Исследователь должен записывать время, использованное каждым испытуемым на выполнение того или иного рисунка. Пока испытуемые заняты pисованием, исследователь должен, не привлекая внимания ходить, наблюдая за ними, и записывать случаи эмоциональных проявлений, необычной последовательности деталей и т. д. всякий раз, когда заметит что-нибудь подобное. Очевидно, что наблюдение не будет таким полным, как при индивидуальном обследований.

 

Пострисуночный опрос.

Исследователь должен выдать каждому испытуемому бланк с ПРО и попросить письменно ответить на вопросы, напечатанные на этом бланке.

 

 

              17.3. Интерпретация тестовых показателей

 

              Немаловажную роль в интерпретации рисунка играет порядок выполнения задания. Например: если первым рисуется дерево, значит, большое значение для человека имеет жизненная энергия. А если первым рисуется дом, то главным в жизни автора рисунка является его личная безопасность, семейные отношения, успех. Правда, иногда это означает и радикально противоположные понятия.

 

              ТЕСТОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

              Показатель психомоторного тонуса

 

              Нажим

              Слабый нажим – пассивность, депрессия.

              Сильный нажим – импульсивность.

              Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность.

 

              Размещение на рисунке

              В центре листа – прямолинейность и незащищённость.

              Выше центра листа – недостижимость цели, удовлетворение в фантазиях.

              Ниже центра листа – депрессивное состояние и тревога.

              Размещение рисунка в правой стороне листа – акцентирование на будущем.

              Размещение рисунка на краю листа – чувство неудовлетворённости, опасности.

             

              ДОМ

 

              Перспектива изображения дома

              Дом, в перспективе, вид сверху – отрицание домашней ситуации.

              Дом, в перспективе, вид снизу – потребность в домашнем очаге, в некоторых случаях желаемое видится недостижимым.

              Дом вдали – чувство отверженности.

              Дом вблизи – открытость, чувство теплоты и гостеприимства.

              Дом расположен в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний, незащищённость.

              Дом расположен в правом верхнем углу листа – склонность избегать неприятных чувств, связанных с переоценкой будущего.

              Дом как бы подвешен в пространстве склонность отклонять земные аспекты жизни.

 

              Общий вид

              Считается нормой, если в изображении дома имеется хотя бы одна дверь, одно окно, одна стена, крыша и труба.

              Дом очень маленький (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – домашняя обстановка, а иногда брак не соответствуют требованиям человека.

              Дом очень большой (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – ностальгия.

              Дом разрушенный – потеря домашнего окружения, отвержение дома.

              Дом, нарисованный торцом, − нежелание общения, стремление к замкнутости.

              Дом прозрачный, похожий на аквариум, − желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.

              Вместо дома рисуются другие постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина.

              Вместо дома рисуется его план (обычно вид сверху) – серьёзный конфликт.

 

              Стены

              Стена в одномерной перспективе (изображена всего одна боковая сторона) – тенденция к отчуждению и оппозиции.

              Расположение задней стены дома необычно – сознательные попытки самоконтроля, иногда сильные враждебные тенденции.

              Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями – стремление не потерять контакт с реальностью.

              Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, иногда потребность владеть ситуацией насколько это возможно.

 

              Двери

              Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других, в некоторых случаях желание удивить своей коммуникабельностью.

              Двери очень маленькие – нежелание раскрываться и впускать в своё внутреннее пространство.

              Двери открытые (если дом жилой) – сильная потребность к теплу извне, иногда демонстрация своей открытости.

              Двери закрытые, с огромным замком – скрытность, защита, в некоторых случаях враждебность и мнительность.

              Двери боковые – стремление к уединению, отчуждение, неприятие реальности.

              Двери отсутствуют – замкнутость, трудности в общении.

 

              Окна

              Окна открытые – необходимость получения тепла, прямолинейность.

              Окна открытые, без занавесок – открытость в своих чувствах.

              Окна закрытые, с занавесями – значимость взаимодействия со средой, замкнутость.

              Множество окон – готовность к контактам.

              Окна без стёкол − враждебность, отчуждённость.

 

              Крыша

              Крыша означает сферу фантазии, соответственно:

              очень большая крыша – желание найти удовлетворение в фантазиях,

              плоская крыша свидетельствует о неразвитости воображения.

 

Комната

Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1) человеком, проживающим в комнате,

2) интерперсональными отношениями в комнате,

3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе − нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Субъект выбирает ближайшую комнату − мнительность.

Ванна − выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

 

 

              Дымоходная труба

              Отсутствие трубы – отсутствие или нехватка тепла в психической сфере.

              Труба спрятана, почти невидима – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

              Косое расположение трубы по отношению к крыше считается нормой для ребёнка; для взрослых означает значительную регрессию.

 

              Дополнительные детали и части дома

              Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – неприступность, отражение конфликтной ситуации.

              Закрытые ставни – защита.

              Водосточная труба – усиленна защита, иногда мнительность и подозрительность.

             

              Дополнения к рисунку дома

              Различные дополнения указывают на испытываемую необходимость дополнительного упорядочения своего окружающего пространства.

              Солнце – источник тепла и силы.

Деревья, кусты, окружающие дом,  − желание оградить себя защитными барьерами. Иногда деревья, кусты символизируют различных людей. Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто "прячут" дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.

              Кусты хаотично расположены около дома – тревога.

              Забор вокруг дома – потребность в эмоциональной защите.

              Тропинка, ведущая к дому очень длинная – ограничения в доступности.

              Тропинка около дома узкая, но широкая на другом конце – поверхностное дружелюбие.

              Дым из трубы густой – значительное внутреннее напряжение.

              Дым, нарисованный тонкой линией, − чувство недостатка тепла.

Прозрачный, "стеклянный" ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Погода (какая погода изображена) − отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

 

Цвет

Цвет, обычное его использование:

зеленый - для крыши;

коричневый - для стен;

желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна,

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов:

хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделённый субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.

 

Выбор цвета

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный - застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый - потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"