Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций
Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.
1) «идеологический», отражающий склонность человека верить, что большинство людей в состоянии активно воздействовать на общество;
2) «личный», показывающий склонность человека верить только в контроль над событиями собственной жизни.
В некоторых работах выделяется и большее количество факторов (Collins B., 1974; Tobacyk J., 1978).
Такие попытки безусловно оправданны, так как ряд исследований показывает, что особенности локализации контроля могут изменяться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или стрессогенной и т.д. Кроме того, человек может считать, что от него многое зависит в сфере профессиональной деятельности, и в то же время неудачи в сфере общения объяснять внешними факторами.
Углублённое изучение способности личности контролировать какую-то отдельную сферу действительности, несомненно, обогащает саму концепцию, одновременно помогая решать важные практические вопросы. Но, по мнению специалистов в этой области, «этим вовсе не снимается потребность определить локус контроля личностью своей судьбы, своих действий в разнообразных жизненных ситуациях. Наоборот, всё отчётливее становится необходимость совершенствования варианта методики, позволяющего измерить эту обобщённую склонность личности» (Муздыбаев К., 1983).
В отечественной психологической практике чаще всего используются три варианта методик измерения локуса контроля:
1) оригинальная шкала Роттера в прямом переводе на русский язык;
2) опросник уровня субъективного контроля (УСК), созданная Бажиным Е.Ф., Голынкиной Е.А. и Эткиндом А.М. в Петербургском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева;
3) опросник субъективной локализации контроля (ОСЛК), разработанный Пантелеевым С.Р., Столиным В.В. на факультете психологии МГУ.
Переводной вариант оригинальной методики Роттера не имеет пока достаточного психометрического обоснования, поэтому ниже приводятся данные по двум другим методикам, отвечающим основным психометрическим требованиям, предъявляемым к такого рода процедурам.
16.3. Опросник субъективной локализации контроля
Опросник субъективной локализации контроля создан на основе шкалы Роттера с сохранением её первичных качеств:
1) одномерности,
2) небольшого количества пунктов,
3) формата шкалы, требующего в каждом пункте выбора одного из двух альтернативных суждений.
Некоторые пункты шкалы были переформулированы, 4 пункта изъяты, как не имеющие аналогов в нашей культуре. Кроме того, были добавлены ещё 7 пар утверждений, касающихся сферы студенческой жизни.
Опросник содержит 32 пункта, из которых 6 маскировочных и 26 работающих. Примеры пунктов: 7 а) Как бы вы ни старались, некоторым людям вы всё равно не понравитесь; 7 б) Люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими; 12 а) Что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное; 12 б) Планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая; 13 а) Если в общежитии скучно, значит студком никуда не годится; 13 б) Сделать жизнь в общежитии весёлой и интересной зависит от нас самих.
В целях повышения достоверности результатов и нейтрализация позиционных эффектов опросник сбалансирован по следующим параметрам:
1. По интернальности – экстернальности (это обеспечивает форматом шкалы).
2. По направлению атрибуций (примерно равное количество пунктов сформировано в первом и третьем лице).
3. По эмоциональному знаку (равное количество пунктов описывают эмоционально-позитивные и эмоционально-негативные ситуации).
Утверждения опросника в основном ориентированы на учебную сферу, сферу достижения и межличностных отношений.
Надёжность. Как известно, основными показателями надёжности являются внутренняя согласованность (консистентность) пунктов опросника и устойчивость шкалы к перетестированию. Устойчивость шкалы проверялась коррелированием двух ранжировок 43 испытуемых: по суммарному баллу, полученному во время первого опроса, и по суммарному баллу, полученному данным испытуемым при повторной процедуре через 14 дней. Была получена значимая и достаточно высокая корреляция. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs = 0,76(p<0,01).
Консистентность шкалы оценивалась при помощи распространённой формулы определения суммарной одномоментной надёжности Кьюдера – Ричардсона (KR20) (Edwards A., 1970).
Были проанализированы данные 400 испытуемых, которые были разбиты на несколько подгрупп: две случайные выборки по 150 студентов различных вузов г. Москвы, 100 студентов вузов г. Екатеринбурга, а также раздельно 172 женщины и 145 мужчин.
Коэффициент надёжности ɑ для всех подгрупп имеет значение от 0,82 до 0, 91, что говорит о высокой гомогенности шкалы.
Валидность. Экспертная валидизация проводилась на основе методики ГОЛ – групповой оценки личности (Методы социальгой психологии, 1977) на выборе, состоящей из двух студенческих групп (по 22 человека в каждой). В качестве меры валидности выступал коэффициент ранговой корреляции Спирмена между баллами ГОЛ и баллами, избранными по шкале ОСЛК. Получены следующие значения коэффициентов:
rs1 = 0,71 rs2 = 0,73(p<0,01)
Эти результаты свидетельствуют о наличии сильной связи между мнениями экспертов и значениями шкалы ОСЛК, причём эта связь высоко достоверна, так как для двух независимых групп получены практически одинаковые результаты.
Критериальная валидность определялась методом контрастных групп. Из общей выборки (73 студентов) были выделены 30% и подгруппы в соответствии с двумя критериями: 1) академическая успеваемость; 2) участие в общественной работе. Мерой валидности является коэффициент φ – коэффициент: φ1 = 0, 43; φ2 = 0,64, p<0,01 (φ1 – первый критерий, φ2 – второй).
Как видно, интернальность значимо связана с успехами в учёбе и общественно-политической активностью, что совпадает с результатами большинства исследований.
Опросник уровня субъективного контроля является многомерной шкалой, измеряющей индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Авторы опросника разработали его исходя из принципа иерархической структуры системы регуляции деятельности (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М., 1984). Из опросника могут быть выделены обобщённый показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным показателям деятельности (шкала общей интернальности Ио); два показателя среднего уровня общности (шкала интернальности в области достижений Ид и шкала интернальности в области неудач Ин), а также четыре ситуационно специфических показателя, характеризующих УСК в таких сферах жизнедеятельности, как семейная (Ис), производственная (Ип), сфера межличностных отношений (Им) и отношения к здоровью и болезням (Из).
ПРИ
ПСИХОЛО
Методика: Уровень субъект
Ф.И.О: __________________
Доп. данные: ____________
*
10 ┼
9 ┼
8 ┼──
7 ┼
6 ┼─▄
5 ┼─█
4 ┼ █
3 ┼─█
2 ┼ █
1 ┼ █
0 ┼─+
О
Ди
1. Общая интернальность
2. Интернальность в обла
3. Интернальность в обла
4. Интернальность в семе
5. Интернальность в обла
6. Интернальность в обла
7. Интернальность в отно
Средний уровень субъ
ситуациями. Считает, что
являются как результатом
случая или действий други
Повышенный уровень с
положительными событиями
всего того хорошего, что
бен с успехом преследоват
Средний уровень субъ
тельным событиям и ситуац
себя в разнообразных непр
ответственность за подобн
события результатом невез
Пониженный уровень с
ниях, склонность считать
чимых ситуаций, возникающ
Средний уровень субъ
венных отношений: в орган
ятельности, в складывающи
продвижении по службе. Ск
наково важное значение, к
обстоятельствам - руковод
везению.
Повышенный уровень с
ных отношений. Считает се
и не формальные отношения
ние и симпатию.
Пониженный уровень с
ровья и болезни. Считает
надеется на то, что выздо
других людей, прежде всег
№ | Вариант "а" | Вариант "б" |
1 | Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают. | В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним. |
2 | Многие неудачи происходят от невезения. | Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок. |
3 | Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними. | Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить. |
4 | В конце концов к людям приходит заслуженное признание. | К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными. |
5 | Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно. | Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств. |
6 | Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств. | Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности. |
7 | Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам. | Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими. |
8 | Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека. | Только жизненный опыт определяет характер и поведение. |
9 | Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать». | По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу. ! |
10 | Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений. | Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием. |
11 | Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения. | Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай. |
12 | Каждый гражданин может оказывать влияние на важные ; государственные решения. | Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать. |
13 | Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их. | Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. |
14 | Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие. | В каждом человеке есть что-то хорошее. |
15 | Осуществление моих желаний не связано с везением. | Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому. |
16 | Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств. | Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем. |
17 | Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события. | Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире. |
18 | Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств. | На самом деле такая вещь, как везение, не существует. |
19 | Всегда нужно уметь признавать свои ошибки. | Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок. |
20 | Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет. | Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других. |
21 | В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями. | Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых. |
22 | Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить. | Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить. |
23 | Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение. | Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится. |
24 | Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать. | Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного. |
25 | Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной. | Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни. |
26 | Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим. | Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься. |
27 | Характер человека зависит главным образом от его силы воли, | Характер человека формируется в основном в коллективе. |
28 | То, что со мной случается – это дело моих собственных рук. | Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли. |
29 | Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе. | В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают. |