Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций
Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.
Высота листа (страница делится на восемь частей):
1/8 - недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет,
1/4 - способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,
3/8 - хорошие контроль и рефлексия,
1/2 - интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,
5/8 - интенсивная духовная жизнь,
6/8 - высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов,
7/8 - листва почти на всю страницу - бегство в мечты.
Манера изображения
Острая вершина - защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.
Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) - детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
Два дерева - могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).
Добавление к дереву различных объектов - трактуется в зависимости от конкретных объектов.
Пейзаж - означает сентиментальность.
Переворачивание листа - независимость, признак интеллекта, рассудительность.
Земля
Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа - спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека - жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте - безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
Симптомокомплексы агрессивности в тесте
Симптомо | Симптом | Балл |
Враждебность | ||
1. | Отсутствие окон | 0,2 |
2. | Дверь - замочная скважина | 0,1 |
3. | Очень большое дерево | 0,1 |
4. | Дерево с краю листа | 0,1 |
5. | Обратный профиль дерева, человека | 0,1 |
6. | Ветки двух измерений, как пальцы | 0,1 |
7. | Глаза - пустые глазницы | 0,2 |
8. | Длинные острые пальцы | 0,2 |
9. | Оскал, видны зубы | 0,1 |
10. | Агрессивная позиция человека | 0,1,2 |
11. | Задняя стена дома изображена с другой стороны; необычно | 0,1 |
12. | Двери с огромным замком | 0,2 |
13. | Окна без стекол | 0,1 |
14. | Отсутствие окон на первом этаже дома | 0,1 |
15. | Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову | 0,1,2 |
16. | Руки скрещены на груди | 0,2 |
17. | Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) | 0,1,2 |
18. | Карикатурное изображение. | 0,1,2 |
19. | Зубчатые неровные линии | 0,1,2 |
20. | Фигура Бабы-Яги (к женщинам) | 0,1 |
21. | Крона – клубок | 0,1,2 |
22. | Другие возможные признаки | 0,1,2 |
Конфликтность | ||
1. | Ограничения пространства | 0,1,2 |
2. | Перспектива снизу (взгляд червя) | 0,1,2 |
3. | Перерисовывание объекта | 0,2 |
4. | Отказ рисовать какой-либо объект | 0,2 |
5. | Дерево, как два дерева | 0,2 |
6. | Явное несоответствие качества одного из рисунков | 0,2 |
7. | Противоречивость рисунка и высказывания | 0,1 |
8. | Подчеркнутая талия | 0,1 |
9. | Отсутствие трубы на крыше | 0,1 |
10. | Другие возможные признаки | 0,1 |
Агрессивность | ||
1. | Разные постройки | 0,1,2 |
2. | Ноздри слишком подчеркнуты | 0,1 |
3. | Зубы четко нарисованы | 0,1,2 |
4. | Руки сильные | 0,1,2 |
5. | Рука как боксерская перчатка | 0,2 |
6. | Пальцы отделены | 0,1,2 |
7. | Большие пальцы | 0,2 |
8. | Пальцев больше пяти. | 0,2 |
9. | Пальцы длинные | 0,2 |
10. | Оружие | 0,1,2 |
11. | Мало гнутых линий, много острых углов. | 0,1,2 |
12. | Линии с нажимом | 0,1,2 |
13. | Штриховка от себя | 0,1,2 |
14. | Закрытая густая листва | 0,1,2 |
15. | Штриховка ствола | 0,1 |
16. | Другие возможные признаки | 0,1 |
Негативизм | ||
1. | Разные постройки | 0,1,2 |
2. | Боковая стена, изображенная в одномерной перспективе | 0,1 |
3. | Уши маленькие | 0,1 |
4. | Уши слишком подчеркнуты | 0,1,2 |
5. | Пальцы сжаты в кулак | 0,1,2 |
6. | Кулаки прижаты к телу | 0,2 |
7. | Кулаки далеко от тела | 0,1,2 |
8. | Ноги непропорционально длинные | 0,2 |
9. | Ноги широко расставлены | 0,1 |
Литература
1. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / Владимир Николаевич Колесников. – М.: Издательство «Институт психологии», 1996. – 224 с.
2. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды. / Составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб.: Изд-во института образования, 1996. – 175 с.
3. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.
4. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования / В.С. Мерлин. – Пермь, 1988.
5. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.И. Непомнящая. – М.: ВЛАДОС, 2001.
6. Никишина В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М., 2004.
7. Общая психодиагностика // Под ред. А.А. Бодалёва и В.В. Столина. − СПб.: Речь, 2003. 440 с.
8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 640 с.
9. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Даниил Яковлевич Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.