Лекции по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:01, курс лекций

Краткое описание

ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Глава 1. Введение в психологию управления
Эволюция и тенденции развития управленческой мысли.
Объект и предмет психологии управления. Связь психологии управления с другими науками.
Субъекты и объекты управленческой деятельности. Уровни управления.
Методологические подходы к управлению. Основные школы управления.
Методы психологии управления. Проекция психологических знаний в управленческую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ.docx

— 124.32 Кб (Скачать файл)

Главная ее цель – обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности руководимого коллектива по решению стоящих перед ним задач. Продуктом управленческой деятельности являются управленческие решения и практические действия, необходимые для функционирования организации в требуемом режиме. Поскольку управленческое воздействие на все сферы деятельности осуществляются через членов организации, приоритетное значение имеет управление живым трудом, то есть целесообразной деятельностью своих подчиненных.

Управленческая деятельность строится по определенным правилам, соблюдая которые  можно добиться успеха и, напротив, игнорирование их неминуемо приведет организацию к краху даже при  максимально благоприятных прочих условиях. Специалисты в области  психологии разрабатывают правила  и технические приемы общения, позволяющие  сделать его не просто формой, но и фактором управления.

Психология управления изучает  и особенности личности руководителя: его управленческие потребности  и способности, индивидуальную управленческую концепцию, включающую миссию и видение, управленческие замыслы, а также  внутренне принятые им принципы и  правила управления. Также психология управления изучает способы взаимодействия руководителей в иерархически выстроенной  управленческой подсистеме, их срабатываемости, определяющей успешность функционирования системы в целом. Таким образом, психология управления – это часть комплексной науки управления.

Источники психологии управления:

а) практика управления;

б) развитие психологической науки;

в) развитие социологии организаций.

В психологии управления часто употребляется  понятие «человеческий фактор» (human factor). Понятие «человеческий фактор» стало употребляться еще во время второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор – это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п.

Важность  его определяется тем, что возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.

Чем сложнее  управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.

Человеческий  фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических  и психофизиологических свойств  человека. В этом случае возможно уменьшение брака в процессе создания того или  иного вида продукции.

Недоучет  человеческого фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается  число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются  сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда.

Разумное  использование человеческого фактора, т.е. учет личностных, социально-психологических, психофизиологических, мотивационных  особенностей людей может способствовать получению значительного экономического эффекта даже без экономических  затрат Примером тому может быть создание малых групп с учетом групповой  сплоченности, группового единства и  других важнейших социально-психологических  феноменов.

Деятельность  современного менеджера непосредственно  зависит от умелого использования  человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит.

Деятельность  менеджера очень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций стратегическое планирование, маркетинг, оперативное управление, управление персоналом.

Когда говорится  о менеджменте, то имеется в виду группа управляющих, если речь идет об экономике, то подразумевают:

– высших управляющих;

– менеджеров среднего звена, подчиненных дирекции;

– низовых управляющих (руководителей отделов и цехов).

Известные исследователи  проблем управления Г. Кунц и С. О. Доннел отмечали, что «управление – это не только функция президента корпорации и генерала, командующего армией, но также начальника цеха и командира роты».

В этой связи  становится понятым, что нет существенных различий между руководителями и  управляющими, администраторами и начальниками. Общим для них является то, что  все они выполняют определенные функции, добиваясь результатов  посредством создания необходимых  условий для эффективной групповой  деятельности.

Среди психологических  дисциплин психология управления является самостоятельным разделом психологии. Общеизвестны ее связи с общей психологией, социальной психологией, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией, а также с другими науками, например философией, социологией организаций.

Психологию  управления называют «междисциплинарной»  отраслью науки. Она пересекается с  различными областями психологии. Так, например, общая психология так же, как и психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п.

Но, в отличие  от общей психологии, в которой  основной проблемой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект управления.

Важнейшей проблемой  общей психологии является также  проблема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, т. к. мотивация считается одной из самых сложных функций управления

Известна  взаимосвязь психологии управления и социальной психологии Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но и малые  группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологии. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологией, являются «рабочие группы», или «малые группы». Основным субъектом управления считается менеджер, отвечающий за работу малых групп.

Для того чтобы  изучать эти проблемы и давать обоснованные научные рекомендации, психология управления должна использовать достижения целого ряда наук. Это подразумевает активное применение знаний и данных различных отраслей психологической науки, среди которых общая, социальная, педагогическая, инженерная психологии и психология труда.

Наряду с  этим психология управления основывается и на соответствующих знаниях, получаемых наукой управления. Отметим также тесную связь психологии управления и социологии (особенно социологии организаций). Общепризнано, что в современных условиях рассмотрение психологических проблем управления невозможно без соответствующего экономического контекста, то есть без использования знаний экономической теории, эргономики, менеджмента, этики, культуры и психологии делового общения и др.

Таким образом, психология управления – это отрасль психологической науки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.

    1. Субъекты и объекты управленческой деятельности.

Уровни управления

 

В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают  либо люди как члены различных  организаций, либо организационные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы), представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления. Как видим, ключевыми категориями социального управления являются «организация», «субъект и объект управления».

Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления.

Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Процесс управления реализуется посредством  деятельности руководителей, в которой, как известно, основными являются следующие направления: диагностика  и прогнозирование состояния  и изменений управленческой подсистемы организации, формирование программы  деятельности подчиненных, оптимизация  деятельности самого руководителя.

Управлением принято считать совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Эти мероприятия  имеют отношение, прежде всего к людям, работающим в данной организации, к каждому из которых нужно найти особый подход, для чего необходимо знать их потребности и черты характера, способности и особенности восприятия ими окружающего мира.

Между субъектом  и объектом управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту. Таким образом, социальное управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.

Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических  феномена, которые мы можем назвать  как собственно управление, то есть целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия. В зависимости от типологических черт, разными людьми не одинаково переживается само чувство подчинения. Исследователи выделяют три типа подчинения:

строптивое  подчинение: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;

равнодушное подчинение: работник вполне удовлетворен своим положением, ибо это освобождает его от принятия ответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;

инициативное  подчинение: работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.

Субъект и  объект управления, рассматриваемые  также как управляющая и управляемая  системы (подсистемы), в совокупности взаимных связей составляют систему управления, характеризующуюся информационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений.

Понимаемая  как целостно-организационное объединение, система управления характеризуется:

  • функциями и целями деятельности;
  • конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности;
  • режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.);
  • правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов.

Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения междисциплинарной, пока еще молодой, быстро развивающейся области научного и практического знаний, занимает прочное место в современной цивилизации. В настоящее время считается, что руководитель любого уровня призван решать две взаимосвязанные задачи:

  • овладеть теоретическими основами рационального управления, то есть наукой управления;
  • уметь творчески применять положения этой науки, то есть овладеть искусством управления.

Первая задача решается в процессе обучения, вторая – в процессе практической деятельности.

В зависимости  от функциональной роли в процессе управления выделяют три основные категории персонала управления:

  • руководители или линейные менеджеры (10% работников аппарата управления);
  • специалисты или функциональные менеджеры (60– 70% работников аппарата управления);
  • служащие аппарата управления (20–30% работников аппарата управления).

Главная задача руководителей – общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Специфика их деятельности в том, что они главным образом воздействуют на работников, которые непосредственно решают те или иные задачи управления. Главное свое внимание руководители сосредоточивают на следующих трех направлениях:

  • принятие решений по всем важнейшим, стратегическим, принципиальным вопросам деятельности;
  • осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров;
  • координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом.

Информация о работе Лекции по "Психологии управления"