Лекции по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:01, курс лекций

Краткое описание

ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Глава 1. Введение в психологию управления
Эволюция и тенденции развития управленческой мысли.
Объект и предмет психологии управления. Связь психологии управления с другими науками.
Субъекты и объекты управленческой деятельности. Уровни управления.
Методологические подходы к управлению. Основные школы управления.
Методы психологии управления. Проекция психологических знаний в управленческую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ.docx

— 124.32 Кб (Скачать файл)

К специалистам аппарата управления обычно относят инженеров, экономистов, бухгалтеров, юристов, психологов и др. Они призваны решать три взаимосвязанные задачи:

  • получение, обработка и анализ информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению;
  • разработка, на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов; подготовка и разработка конкретных управленческих решений;
  • контроль степени реализации управленческих решений по своим направлениям.

Категорию служащих аппарата управления составляют секретари, машинистки, техники, лаборанты и др., то есть все те, кто осуществляет текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача – информационное и техническое обслуживание деятельности руководителей и специалистов.

Говоря о  руководителях, необходимо различать  уровни управленческой иерархии, где  функции управления специфичны. Так, высшее звено в большей степени определяет общее движение организации, ее изменчивость и направления развития; среднее – создает жизнеспособную структуру, функционирующую в единстве относительной устойчивости и изменчивости элементов и связей; низовое звено обеспечивает постоянство и воспроизводство определенно заданных параметров элементов системы, их устойчивость.

Управление  как специфическая деятельность связывается с появлением организации. В этом аспекте можно сказать, что практика управления так же стара, как мир. Достижения крупных организаций в древности, например в Римской империи, просуществовавшей несколько столетий, свидетельствует о том, что даже тогда были созданы довольно развитые системы управления.

В менеджменте  различают два вида разделения труда: по горизонтали и по вертикали. Горизонтальное разделение труда может не проявляться в мелких организациях. Внутри больших организаций, которые имеют сложную структуру, существуют различные «горизонтальные» подразделения, например, отделы, службы, участки, цеха и т. п.

Горизонтальный  характер разделения труда характеризуется  тем, что производится расстановка  руководителей по различным подразделениям организации. Особенность ее заключается  в том, что горизонтально разделенная  работа должна быть обязательно скоординирована.

Наряду с  горизонтальным разделением труда  может иметь место и вертикальное разделение труда.

 

 .

 

Рис. 1. Схематическое изображение  основных уровней управления

 

Размер организации  – это один из важнейших факторов, который определяет количество уровней управления. Все уровни управления внутри организаций обычно делятся на три основные категории:

1) институциональный уровень;

2) управленческий уровень; в)  технический уровень.

На институциональном  уровне разрабатываются стратегические, т е перспективные, планы и  цели

Институциональный уровень управления организацией – самый малочисленный по сравнению с другими уровнями. Наиболее распространенные должности руководителей высшего звена управления – президент, вице-президент, председатель Совета директоров компаний. В среде государственных служащих – это министры, в армии – генералы и т. д.

Руководители высшего звена управления являются лицами, ответственными за принятие важнейших организационных решений. Их работа очень напряженная и интенсивная Руководители такого ранга непрерывно заняты поиском новой информации, которая имеет непосредственное отношение к деятельности всей компании.

Особенность работы руководителей высшего звена  управления характеризуется также  и тем, что она не имеет четких границ, пока существует данная организация.

Руководители среднего звена управления подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляя координацию и контроль за работой руководителей низового (технического) уровня. Если организация имеет большую разветвленную структуру, тогда руководители среднего звена разделяются на два дополнительных уровня (на верхний уровень среднего звена управления и на низший уровень среднего звена управления)

Наиболее  типичными должностями руководителей  среднего звена управления являются: заведующий отделом (если речь идет о  бизнесе), декан (в высшем учебном  заведении), заведующий сектором (в  НИИ) и т.п. Во многих организациях руководители среднего звена управления принимают участие в принятии решений, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена

Руководители низового звена управления осуществляют контроль за выполнением производственных заданий. Это – организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими или представителями неквалифицированной рабочей силы Руководители низового уровня выполняют очень напряженную работу с большим наличием самых разнообразных действий. Им приходится переходить от одной задачи к другой.

Прежде чем  обратиться к управленческим ролям руководителя, напомним, как трактуется это понятие в социальной психологии.

Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Среди ролей различают конвенциональные и межличностные роли. Ролевая функция личности предполагает использование прав и выполнение определенных обязанностей.

Конвенциональные роли связаны со стандартизированными правами и обязанностями руководителя, исполнителя и т. д. Во многом эти роли определены должностью, которую занимает данное лицо. Межличностные роли так же, как и конвенциональные, основываются на соблюдении социальных норм поведения, но выполняются в зависимости от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, вступающих в процесс общения.

Социальные  роли наиболее ярко проявляются в  совместной работе лиц, организованных в группы. От того, каким образом выполняются обязанности, зависит авторитет, уважение и признание данной личности

Все руководители, независимо от того, к какому уровню управления они относятся, выполняют  различные социальные и управленческие роли Руководитель выполняет многие роли, которые соответствуют его  реальному положению, т е. статусу, в организации

Управленческие  роли руководителя не идентичны социальным ролям. У них есть своя особая специфика. В приводимой ниже таблице 1 схематично даются управленческие роли руководителей по Г. Минцбергу.

 

Таблица 1.

Управленческие  роли руководителей (по Г.Минцбергу)

Управленческие роли

Содержание и характер деятельности руководителя, соответствующие данной роли

Межличностные роли

Главный руководитель

Лидер

Связующее звено

Осуществляет работы социального  и правового характера. Осуществляет действия, определяемые статусом, в  частности участие в церемониалах, осуществляет ходатайства от имени  организации. Осуществляет практически  все действия, в которых участвуют  подчиненные. Отвечает за мотивацию  подчиненных, а также за подготовку и набор персонала

Участие в совещаниях за рамками  данной организации, контакты с другими  субъектами управленческой деятельности других организаций

Приемник информации

Является центром внешней и  внутренней информации, поступающей  в организацию. Отслеживает необходимую  информацию специализированного характера. Участвует в поездках, изданиях, изучает всю почту, поступающую  в организацию, осуществляет нужные контакты

Информационные роли

Распространитель информации

Представитель

Поставляет информацию членам организации  для усвоения и интерпретации, для  формирования взглядов на нее внутри организации. По его распоряжению идет рассылка почты для получения  новой информации. Осуществляет общение  с подчиненными для передачи им информации (беседы, обзорная информация) Передает информацию во внешние организации. Является экспертом по вопросам данной отрасли. Участвует в заседаниях, выступает устно, обращается через  почту

Роли, связанные с принятием решений

Предприниматель,

устраняющий нарушения

Распределитель ресурсов

Ведущий переговоры

Участвует в создании новых идей, контролирует разработку «проектов по совершенствованию» организации. Участвует в заседаниях по вопросам стратегии развития организации, обсуждении управленческих ситуаций

Отвечает за корректировочные действия при неожиданных сбоях в работе организации. Участвует в обсуждениях  стратегических и текущих вопросов, включающих проблемы и кризисы Участие  в принятии и одобрении всех управленческих решений по распределению ресурсов. Осуществляет различные действия по составлению бюджетов, программированию деятельности подчиненных и т  д.

Отвечает за представительство  организации на всех значимых переговорах.


По мнению Г Минцберга, выделенные им роли, принимают на себя руководители в разные периоды своей деятельности и в разной степени. Эти роли не являются независимыми друг от друга. Наоборот, они взаимозависимы. Все 10 управленческих ролей, вместе взятые, определяют содержание и объем работы руководителя независимо от характера той или иной организации.

 

 

 

 

    1. Методологические подходы к управлению.

Основные школы управления

 

Существуют три основных подхода к управлению: системный, ситуационный и процессный.

Главным методологическим подходом к управлению является системный подход. С его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.

Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями  и целым; целым и окружением (т  е. средой), а также между частями  и окружением. Этот принцип есть проявление диалектики взаимозависимости  между различными свойствами.

Четкое функционирование организации влияет на множество  факторов, наиболее важными из которых  являются психологические и социально-психологические  феномены

Система (system) – единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой.

Применительно к проблемам управления в системном  подходе важнейшим является выполнение следующих действий:

а) выделение  объекта исследования,

б) определение  иерархии целей системы и ее отражение  в целях подсистем;

в) описание влияния каждой из подсистем на систему, в которой

они функционируют  и обратного влияния системы  на объекты подсистемы,

г) определение  возможных путей совершенствования  деятельности изучаемых подсистем

Ситуационный подход. Другое его название – «конкретный подход» При его использовании руководители исходят из того, что конкретная ситуация является основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации

Ситуационный  подход – концепция, согласно которой оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе концентрируются основные положения известных школ управления путем сочетания определенных приемов. Данная концепция пригодна для более эффективного достижения целей организации

Процессный подход. Этот подход основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.

По мере развития производства и научных исследований в области психологии, социальной психологии, социологии организаций  появились как последователи, так  и оппоненты Ф У Тейлора. В  связи с наличием различных подходов к оценке управления как специфической  человеческой деятельности обозначились так называемые "школы управления", которые, несмотря на неоднозначность  трактовок, внесли свой вклад в теорию управления.

Основные школы управления.

Школа научного управления (1885–1920 гг.)

1. Использование  научного анализа для определения  лучших способов выполнения задачи

2. Отбор работников, лучше всего подходящих для  решения задач

и обеспечения  их обучения

3 Обеспечение  работников ресурсами, требуемыми  для эффективного выполнения  задач

4. Систематическое  и правильное использование материального  стимулирования для повышения  производительности

5 Отделение  планирования от других видов  работ

Классическая  школа управления (1920–1950 гг.)

1 Развитие  принципов управления.

2 Описание  функций управления

3. Систематизированный  подход к управлению всей организации

Школа человеческих отношений и школа  поведенческих наук (1930-1950 гг.)

1 Применение  приемов управления межличностными  отношениями для повышения степени  удовлетворенности и производительности

2. Применение  наук о человеческом поведении  к управлению и формированию  организации таким образом, чтобы  каждый работник мог быть полностью  использован в соответствии с  его потенциалом

Школа науки управления (1930 г. – по настоящее время)

1 Углубление  понимания сложных управленческих  проблем благодаря разработке  и применению моделей

2 Развитие  количественных методов в помощь  руководителям, принимающим решения  в сложных ситуациях

Школа управления, или количественный подход (1950 г. – по настоящее время)

1. Вклад математики, статистики, инженерных наук и  связанных с ним областей знаний  в управлении. 2. Формирование экономико-статистических  методов в управлении.

Информация о работе Лекции по "Психологии управления"