Лидерство в студенческой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- изучить феномен лидерства в студенческой группе.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие лидерства в психологии и основные теории лидерства;
2.Провести экспериментальное исследование лидерства в студенческой группе, в частности изучение гендерных особенностей лидерства в студенческой группе;
3.Проанализировать результаты исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1.Понятие лидерства в психологии и основные теории лидерства..5
1.1.Понятие лидерства………………………………………………………...5
1.2.Основные теории лидерства……………………………………………….7
Раздел 2.Экспериментальное исследование лидерства в студенческой
группе……………………………………………………………………………13
2.1.Изучение гендерных особенностей лидерства в студенческой группе…13
2.2.Экспериментальное исследование лидерства в студенческой группе…..19
2.3.Результаты исследования……………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложение………………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство в студенческой группе Курсов.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Но это только три главные теории. Между тем существуют и другие школы, внесшие определенный вклад в изучение этой проблемы:

4) Со временем появилась еще одна теория, и она была представлена в так называемой «системной теории лидерства», согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. Ф. Фидлер предложил свой вариант "вероятностную модель эффективности лидерства", в которой делается акцент на интеграции влияния лидера (а точнее, его личностных свойств) и ситуативных переменных (отношений между лидером и последователями, сути задачи, степени власти лидера).

Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентацию на задачу и ориентацию на межличностные отношения, иначе говоря, инструментальное и эмоциональное лидерство. Можно заметить, что подобное разделение функций и ролей, разграничение сфер деятельности инструментального и эмоционального лидера отдаленно напоминает разделение функций руководителя и лидера, принятое в отечественной социальной психологии.)

По мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными (причем каждая переменная получает строгое количественное выражение) таким образом, что наиболее благоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями, хорошо разработанную задачу, сильную позицию лидера. Из этой предпосылки Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных или умеренно неблагоприятных.

5) Атрибутивные теории рассматривают лидера как своего рода марионетку, получающую прямые указания и власть от своих

последователей, которые  приводят его в движение как кукольник  куклу. Возьмем пример из политики, ни для кого не секрет, что население той или иной страны имеет определенные прототипы политического лидерства, формирующиеся в процессе развития политической культуры общества. С одной стороны, это стихийный процесс, являющийся творчеством масс. С другой-это процесс целенаправленного воздействия на массовое сознание со стороны различных политических сил через средства массовой информации. Определяющую роль играют последователи, то есть лидер прислушивается к мнению других, и принимает мнение других, а не свое (Брежнев, Черенков). Такая точка зрения предполагает, что лидер отражает цели группы и действует от ее имени. Здесь предполагается, что для понимания лидерства необходимо иметь представление об ожиданиях и целях последователей.

6) Схожей является разработанная Р.Л.Кричевским концепция «ценностного обмена» как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии. Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, то есть являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием [9].

Исходя из данных формулировок ранее понятий “лидер”, “лидерство” и теорий лидерства можно сделать вывод, что лидерами становятся уверенные в себе личности. Таковым является общепризнанное мнение. Давайте согласимся и остановимся пока на этой точке зрения. Если лидер- это уверенный в себе человек, то, что мы вкладываем в понятие “уверенность “?

 

 

Раздел 2.Экспериментальное  исследование лидерства в студенческой группе

2.1.Изучение гендерных особенностей лидерства в студенческой группе

 

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в науке, т.к. роль мужчины и женщины в общественной жизни сегодня претерпевает значительные изменения. Социальная психология гендера в этом плане является огромным полем для изучения установок, стереотипов, социального восприятия и самовосприятия, возникновения социальных норм и ролей.

К числу важных аспектов лидерства относят перцепцию  лидерской функции в группе. Подчеркивается, что личностные характеристики, пригодные для выполнения роли лидера, детерминированы имеющимися у последователей представлениями относительно специфических ролевых ожиданий и удовлетворений и должны рассматриваться в связи с ситуационным контекстом группы [5].

Большинство отечественных  исследований лидерства осуществляется в рамках близкой синтетической  модели, хотя к ней добавляется  нечто новое, продиктованные общими предпосылками исследования динамических процессов в группе: феномен лидерства  в малых группах рассмотрен в контексте совместной групповой деятельности.

В современных тенденциях изучения лидерства, появившихся в  последнее время в зарубежной и отечественной психологии, лидерство  рассматривается в разных направлениях: лидерство как образ (когнитивный подход), лидерство как интеракционистский феномен (интерационистский подход), лидерство как пограничная роль (теория систем) [1].

Самобытность отечественных  исследований проявляется в системном  изучении лидерства, включении в  теоретический анализ категории предметной деятельности как системообразующего фактора реальной человеческой группы, ее феноменов, в том числе и лидерства.

За последнее десятилетие  изучение проблемы не только интенсифицировалось, но и качественно изменилось. Проявляется стремление исследователей выявить наиболее общие закономерности лидерства за счет приложения к этой области глобальных теоретических представлений из различных социально-психологических ориентаций (теории атрибуции, когнитивного и интеракционистского подходов и др.).

Новым в разработке проблемы лидерства является изучение ее гендерного аспекта и организация конкретных научных исследований. Главной заслугой гендерной психологии лидерства является постановка задачи сравнительного изучения лидеров разного пола. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с характерным для современного общества процессом выравнивания социальных прав мужчин и женщин, приводящим к изменению традиционных представлений о лидерской роли.

Традиционно проблема лидерства  изучалась без учета пола, поскольку лидерская роль считалась маскулинной. Однако к концу XX века все больше стало распространяться мнение, что женщины тоже могут выполнять роль лидера. Возникла необходимость сравнительного исследования лидеров обоего пола. Хотя первые исследования в гендерной психологии лидерства были проведены в США еще в 1945 г. Уайтом и Харвелом, эта область активно начала формироваться лишь в 70-е гг. XX в. Вопросами гендерной психологии лидерства в зарубежной психологии занимались Боумен, Дж. Бергер, Э. Игли и др.

Исследования лидеров  в нашей стране с позиций полового диморфизма проводились в ананьевской  школе начиная с 1960-х годов. В настоящее время гендерные различия лидеров изучают Т. В. Бендас, И. Н. Логвинов с соавт., О. Г. Лопухова, В. И. Румянцева, И. В. Ходырева и др.

В гендерных исследованиях  обращается внимание на то, что, в зависимости  от различных сфер деятельности, лидерские  качества мужчины и женщины проявляются  по-разному, они существенно отличаются от того, где они получены: в лабораторных условиях, в "полевых" условиях или в реальных семьях. Часть ученых придерживается мнения, что женское лидерство имеет свою специфику, и закрепляют за женщиной более демократический, гибкий стиль руководства, считают, что женщине больше присущи эмпатийность, общительность, большая пластичность нервной системы, адаптивность, меньшая агрессивность. 

Исследования показывают, что женщины-лидеры обладают рядом  общих качеств: компетентностью, демонстративностью, работоспособностью, интернальностью, креативностью.

У них высокая самооценка, ясное представление о целях, они осознают свой потенциал и  не чувствуют ограничений, рассудительны, напористы, независимы. Они чаще выступают в роли эмоционального лидера, ориентируются на межличностные отношения, доминируют в малых группах, более открыты, экспансивны, лучше взаимодействуют с персоналом.

Зарубежные и отечественные  ученые отмечают, что противопоставление мужского и женского стилей лидерства  является не только неверным с позиции  научной, но и одним из барьеров на пути развития общества.

И.Н. Логвинов, изучая молодежных лидеров в ситуациях наличия или отсутствия социальной депривации, установил, что в обеих ситуациях лидерами чаще становятся девушки, чем юноши; их лидерство является скорее "парциальным", чем "абсолютным" и т.д. [3].

В исследованиях Т.В.Бендас, выполненных на студенческих академических группах и направленных на изучение лидеров и руководителей в них, было обнаружено: большей продуктивностью отличаются мужские студенческие академические группы и мужчины – стихийные лидеры, по сравнению с женщинами-лидерами в женских группах; у девушек-лидеров преобладают авторитарные черты, у юношей-лидеров – демократические; в женских студенческих группах по сравнению с мужскими отмечается большее рассогласование формального и неформального лидерства и т.д. [4].

Все теории, объясняющие  причины гендерной диспропорции лидерства между лидерами – мужчинами  и женщинами, можно разделить  на три вида. Первые считают главным гендерный фактор, вторые отдают предпочтение лидерской позиции, а третьи рассматривают оба фактора как равноценные.

В большинстве работ, посвященных гендерным проблемам  лидерства, наиболее часто изучаются  следующие шесть проблем связи  лидерства и пола: 1) частота появления  мужчин и женщин в роли лидеров; 2) лидерский стиль поведения; 3) эффективность выполнения лидерской роли; 4) лидерство и половая структура группы; 5) стремление к лидерству; 6. гендерная идентичность лидеров.

Поиск причин гендерной  диспропорции лидерства, различий (или  доказательств их отсутствия) между лидерами-мужчинами и женщинами – ведется по пяти направлениям. К первому относятся традиционные теоретические подходы, сложившиеся в психологии: когнитивизм, бихевиоризм, фрейдизм. Второе направление связано с общими различиями между мужчинами и женщинами. Третье направление составляют классические лидерские концепции, включившие в свой арсенал фактор пола. К четвертому направлению можно отнести собственно гендерные теории лидерства. И, наконец, пятое направление составляют работы, не имеющие четкой теоретической основы и усматривающие причины гендерной диспропорции лидерства в половой дискриминации.

Все теории указанных  направлений можно разделить  на три вида. Первые считают главным гендерный фактор, вторые отдают предпочтение лидерской позиции, а третьи рассматривают оба фактора как равноценные.

В нашем исследовании мы опирались на подходы, основанные на равноценности гендерного фактора и лидерской позиции. К ним относится концепция информационной обработки Д. Гамильтона и связанная с ней теория схемы С. Тейлора и Дж. Крокера, разрабатываемые в рамках когнитивного подхода. Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам (стереотипизированным стимулам). При обработке социальной информации используется три вида схем: а) личностные, б) ситуационные и в) ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы в восприятии окружающих: о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерный стереотип), и о том, каким должен быть лидер, менеджер (лидерский стереотип).

Чтобы устранить встречающееся  рассогласование между прогнозируемым по стереотипу и реальным поведением другого человека, индивид прибегает  к следующим приемам: а) каузальной атрибуции; б) игнорированию рассогласования; в) ролевому выравниванию (поведение индивида подгоняют к ролевому стереотипу); г) навешиванию девиантного ярлыка; д) вытеснению из группы.

Социально-ролевая теория гендерных различий лидеров Э. Игли утверждает: чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины-лидеры должны вести себя конгруэнтно их гендерной роли и в своем поведении и мотивации соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И, поскольку, согласно стереотипам, эта роль является маскулинной, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями. Э. Игли считает, что смягчение ролевого конфликта у женщин-лидеров приведет к росту их достижений.

Актуальность проблемы лидерства в малой учебной группе оценивается как высокая в связи с тем, что в социальной психологии не существует удовлетворительного объяснения фактов неоднозначности характеристик лидерства в группах. Исследование гендерных аспектов лидерства в студенческой группе представляет особый интерес также в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических, административных воздействий. С другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое выражение в структуре студенческой группы, состоящей из систем формальных и неформальных отношений [2].

Информация о работе Лидерство в студенческой группе