Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:05, курсовая работа
Цель работы- изучить феномен лидерства в студенческой группе.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие лидерства в психологии и основные теории лидерства;
2.Провести экспериментальное исследование лидерства в студенческой группе, в частности изучение гендерных особенностей лидерства в студенческой группе;
3.Проанализировать результаты исследования.
Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1.Понятие лидерства в психологии и основные теории лидерства..5
1.1.Понятие лидерства………………………………………………………...5
1.2.Основные теории лидерства……………………………………………….7
Раздел 2.Экспериментальное исследование лидерства в студенческой
группе……………………………………………………………………………13
2.1.Изучение гендерных особенностей лидерства в студенческой группе…13
2.2.Экспериментальное исследование лидерства в студенческой группе…..19
2.3.Результаты исследования……………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложение………………………………………………………………………41
В процессе жизнедеятельности любой группы большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения студенческую среду можно рассматривать как показательную, где формируются и выражаются новые представления о гендерной принадлежности лидерской роли и гендерных особенностях лидерского поведения.
Целью нашего исследования
было выявление взаимосвязи
При изучении проблемы связи лидерства и пола на примере студенческой группы мы выявляли частоту появления мужчин и женщин в роли лидеров, лидерство в различных по половой структуре группах, гендерную идентичность лидеров, особенности межличностного восприятия и самовосприятия лидеров в студенческой группе. В ходе исследования были изучены представления студенческой молодежи об образе лидера студенческой группы и о гендерной принадлежности лидерской роли, которые, в свою очередь, были рассмотрены в соотношении с существующими гендерными стереотипами.
Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении соотношения гендерного и лидерского аспектов при восприятии лидеров.
2.2.Экспериментальное
исследование лидерства в
Исследование проводилось в феврале 2013 года на базе Южно-Украинского института экономики и права при НТУУ «КПИ» г.Симферополя в студенческих группах 1–4-х курсов математического, экономического, юридического и социально-психологического факультетов. В исследовании приняли участие студенты 10 учебных групп. Объем выборки составил 167 человек, из них 108 человек вошли в экспериментальную группу (64 девушеки и 44 юноши) и 59 человек – в контрольную группу (35 девушек и 24 юноши).
В интересах исследования был подобран гетерогенный по половому признаку состав студенческих групп, входящих в экспериментальную группу исследования, (приблизительно равное количество студентов мужского и женского пола). Студенческие группы, вошедшие в контрольную группу исследования, были преимущественно гомогенными по составу. С целью выявления возможных гендерных различий в восприятии студентами лидеров были отобраны факультеты с естественнонаучной и социальной направленностью профессионального обучения.
Для проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы: анкетный опрос, тестирование, количественный и качественный анализ, методы статистической обработки данных.
В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Социометрический тест (Дж. Морено) для выявления лидеров студенческих групп.
2.Методика измерения степени соответствия нормам лидерства (Р. Л. Кричевский, М. М. Рыжак).
3.Методика М. Куна "Тест 20 ответов" (модификация Н.Н. Богомоловой).
4.Методика определения типа гендерной самоидентичности С.Бем (модифицированная А.А. Реан).
Анкета, разработанная
с целью изучения представлений
и предпочтений студентов по исследуемой
нами проблеме, включала три блока
вопросов: 1-й блок объединил вопросы,
которые позволили изучить пред
Для определения неформальной
структуры лидерства и
С помощью методики М. Куна "Тест 20 ответов" были определены индивидуальные и ролевые характеристики образа лидера. В рамках нашего исследования методика применялась в модифицированном Н. Н. Богомоловой варианте [6] и включала 20 свободных ответов на один вопрос: "Лидер студенческой группы – кто он?". Ответы испытуемых обрабатывались при помощи контент-анализа, в котором были выделены следующие категории и подкатегории:
1. Ролевые характеристики, куда вошли социально-демографические характеристики предполагаемого лидера (например, женщина, староста и т.д.).
2. Индивидуальные характеристики,
куда вошли следующие
а) характеристики внешности (физические данные и оформление внешности);
б) функционально-поведенческие
и коммуникативные
в) личностные характеристики (умный, добрый и т.д. );
Кроме того, полученные ответы анализировались по двум факторам:
1. Фактору отношения к лидерству (привлекательности лидерской позиции), который объединяет суждения, характеризующие отношение испытуемого к образу и роли студенческого лидера. Таким образом, полученные ответы каждого испытуемого могут быть обобщены следующим образом:
- положительное отношение к лидерству (привлекательность лидерской позиции в группе);
- отрицательное отношение
к лидерству (
- недифференцированное, смешанное отношение;
- невыявленное отношение (в случае, когда испытуемые не выражали своего отношения к лидеру).
2. Фактору соответствия характеристик образа лидера конструктам феминность–маскулинность, который включает характеристики, связанные с гендерной принадлежностью лидерской роли в ответах каждого испытуемого (сюда входят некоторые ролевые характеристики, такие как мужчина, женщина и др., а также все остальные суждения, которые могут быть идентифицированы как соответствующие гендерному стереотипу феминности или маскулинности).
Ответы испытуемых обобщались по следующим группам:
- соответствующие стереотипу маскулинности;
- соответствующие стереотипу феминности;
- группа смешанных, недифференцированных суждений;
- невыявленные представления
(в случае, когда студенты не
указывали подобные
Данные факторы выделены
с целью определения преобладаю
Для определения типа гендерной
идентичности и преобладающего типа
гендерной идентичности в группах
респондентов был использован опросник С.
С целью изучения ролевой дифференциации лидерства в коллективе была применена "Методика измерения степени соответствия нормам лидерства" (шкала норм), разработанная Р.Л.Кричевским и М.М.Рыжаком.
Норма рассматривалась в данном случае как набор предписаний, регламентирующих реализацию групповой роли. Нормы лидерства в группе, члены которой объединены совместной деятельностью, отражают, таким образом, требования, предъявляемые к роли лидера данной группы (каким должен быть лидер), то есть задают определенные его характеристики. С учетом гендерного аспекта нашего исследования необходимо было выявить нормы лидерства, соответствующие образу лидера-мужчины и лидера-женщины. Характеристики норм лидерства были получены путем анализа теоретических положений и результатов гендерных исследований в области лидерства и руководства.
Члены группы оценивали друг друга по 20 парам качеств-антонимов, имея право выбрать по каждой из них только одну из семи возможных оценок (каждая пара антонимов располагалась на семибалльной оценочной шкале, образуя своеобразный континуум, полюсами которого служили антонимы). Баллы, полученные каждым членом группы от его партнеров, суммировались отдельно по типично мужским и типично женским лидерским качествам.
При математической обработке результатов были использованы методы определения критерия достоверно значимых различий (t-критерий Стьюдента), корреляционного и кластерного анализа.
2.3.Результаты исследования
В результате обработки анкетных данных выяснилось, что для большинства всех опрошенных студентов важно, как их воспринимает группа. На соответствующий вопрос анкеты 70 % респондентов ответили положительно (статистически значимых различий между группами юношей и девушек не выявлено).
В качестве факторов, влияющих
на восприятие того или иного члена
группы, респондентами были отмечены:
особенности поведения
Большинство студентов экспериментальной группы (73,5 %) считают, что роль лидера подходит как мужчине, так и женщине и не зависит от принадлежности к определенному полу (табл. 1). Студенты контрольной группы также считают, что принадлежность к тому или иному полу не влияет на эффективность выполнения лидерской роли и в одинаковой степени подходит мужчине и женщине (87 %).
Достоверно значимые различия между мужской и женской частями выборки выявлены при сопоставлении ответов на вопрос о том, кто наиболее эффективен в роли формального и неформального лидера (р=0,006 и р=0,0002 соответственно). Девушки чаще, чем юноши приписывают роль лидера (как формального, так и неформального) женщине (р=0,0002). В предпочтениях юношей роль формального лидера в большей степени соответствует женщине, чем роль неформального лидера и роль лидера в целом. Студенты математического факультета в своих ответах чаще, чем представители других факультетов, отдавали предпочтение мужчине по всем лидерским позициям (р<0,05).
Роль формального лидера (например, староста группы) ассоциируется у студентов с официальной, т.е. преимущественно с деловой, учебно-организационной деятельностью, а неформального – со сферой общения, развлечений, в меньшей степени с учебной деятельностью. В студенческой среде роль формального лидера менее популярна, чем в целом роль лидера группы и роль неформального лидера.
При качественном анализе ответов на вопрос анкеты о том, почему статус формального лидера не совпадает со статусом неформального лидера группы, были получены следующие варианты ответов: "староста, профорг (формальный лидер) группы избирается, как правило, администрацией деканата, а не большинством членов группы"; "формальный лидер чаще выдвигается сам в надежде стать полноценным лидером, но не получает поддержки со стороны группы"; "когда выбирали старосту группы, не учли интересы и мнения всех членов группы"; "формальный лидер не становится подлинным лидером потому, что не имеет необходимых для этого качеств, не умеет поддерживать отношений с членами группы" и т.д.
Таблица 1
Представления студентов о гендерной принадлежности лидерской роли (соотношение в %)
Статус |
Принадлежность лидерской роли |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Лидер |
Мужчине |
22,0 |
12,5 |
Женщине |
4,5 |
0,5 | |
Не зависит от пола |
73,5 |
87,0 | |
Формальный лидер |
Мужчине |
25,0 |
16,7 |
Женщине |
21,0 |
25,0 | |
Не зависит от пола |
54,0 |
58,3 | |
Неформальный лидер |
Мужчине |
26,0 |
29,0 |
Женщине |
10,0 |
12,5 | |
Не зависит от пола |
64,0 |
58,5 |
В представлении большинства респондентов всей выборки образ лидера складывается из следующих характеристик: ответственность (85 % опрошенных), интеллект (81 %), сила воли и характера (75 %), отзывчивость (75 %), честность (62,5 %), настойчивость (50 %), чувство юмора (50 %), эмоциональная устойчивость (50 %), активность (50 %), доброжелательность (50 %), уравновешенность (45 %).
В образе лидера-женщины юноши отметили следующие типичные качества: организаторские способности, ответственность, доброжелательность, женственность, а также хитрость и наглость. Девушки включают в портрет лидера одного с ними пола такие характеристиками, как привлекательность, решительность, инициативность, обаяние. Портрет лидера-мужчины характеризуется с точки зрения студентов обоего пола такими качествами, как организованность, решительность, конфликтность, жесткость.
Таким образом, если в представлениях студентов образ лидера и образ лидера-мужчины наделяется по преимуществу традиционно маскулинными чертами, то образ лидера-женщины сочетает в себе как традиционно маскулинные, так и феминные качества. В то же время маскулинные качества преобладают, что может свидетельствовать о том, что роль лидера в большей степени соотносится с маскулинной моделью лидерского поведения.