Лидерство в студенческой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- изучить феномен лидерства в студенческой группе.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие лидерства в психологии и основные теории лидерства;
2.Провести экспериментальное исследование лидерства в студенческой группе, в частности изучение гендерных особенностей лидерства в студенческой группе;
3.Проанализировать результаты исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1.Понятие лидерства в психологии и основные теории лидерства..5
1.1.Понятие лидерства………………………………………………………...5
1.2.Основные теории лидерства……………………………………………….7
Раздел 2.Экспериментальное исследование лидерства в студенческой
группе……………………………………………………………………………13
2.1.Изучение гендерных особенностей лидерства в студенческой группе…13
2.2.Экспериментальное исследование лидерства в студенческой группе…..19
2.3.Результаты исследования……………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложение………………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство в студенческой группе Курсов.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мы видим, что для лидеров наиболее характерным оказалось такое соотношение представленных качеств (норм), которое является содержанием первого и третьего кластеров. Соотношение качеств, представленных во втором кластере, является нетипичным для студенческих лидеров.

Более детальный анализ показал, что в первом кластере из числа лидеров в большем количестве представлены: студенты, занимающие статус делового лидера в группе (из всей выборки); лидеры студенческих групп математического факультета; лидеры с маскулинным типом гендерной идентичности.

В третьем кластере большее  количество позиций среди лидеров  занимают: студенты со статусом эмоциональных  лидеров в группе (из всей выборки); лидеры студенческих групп юридического факультета; лидеры с феминным типом  идентичности (из всей выборки); лидеры с феминным типом гендерной идентичности.

Лидеры экономического и социально-психологического факультетов, абсолютные лидеры и лидеры с андрогинным  типом гендерной идентичности в  равном соотношении распределились в первый и третий кластеры.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии положительной связи нормами лидерства с полом респондентов (r = 0,19), возрастом (r = 0,20), профессиональной направленностью обучения на факультете (r = 0,50). Прямая корреляционная связь установлена между статусами эмоционального и делового лидера студенческой группы (r = 0,43), статусом делового лидера и типом гендерной идентичности личности (r = 0,19).

Таким образом, на основании  результатов настоящего исследования можно сделать следующие выводы.

В качестве лидера воспринимается тот член студенческой группы, в  личности которого наиболее ярко выражены характеристики, соответствующие представлениям группы о лидерстве (прототипу лидера).

Принадлежность лидерской  роли, по мнению большинства студентов (юношей и девушек), не зависит от пола и в одинаковой степени подходит мужчине и женщине. Однако существуют различия в представлениях студентов юношей и девушек о половой принадлежности лидерского статуса. Девушки чаще, чем юноши, приписывают роль лидера (как формального, так и неформального) женщине, а юноши отдают предпочтение женскому полу только в позиции формального лидерства.

В качестве факторов, влияющих на особенности межличностного восприятия лидеров студенческой группы, выступают  структура (формальная или неформальная) и сфера (эмоциональная, деловая) внутригрупповых отношений.

Респонденты, имеющие  статус делового лидера в группе, в  большей степени проявляют качества, соответствующие маскулинной модели лидерства. Напротив, респонденты, имеющие статус эмоционального лидера в группе, чаще проявляют качества, соответствующие феминной модели лидерства.

Представления студенческой молодежи о гендерной специфике  лидерства отличаются от традиционных норм "мужского" и "женского" лидерства. Лидерская роль, традиционно считающаяся маскулинной, у студентов дополняется некоторыми феминными характеристиками (отзывчивость, доброжелательность и т.д. ). Таким образом, в представлении большинства опрошенных студентов преобладает андрогинный образ лидера. Это может свидетельствовать о том, что молодые люди уже не настолько крепко связаны с прежними нормами и гендерно-ролевыми стандартами относительно лидерской роли.

Типы гендерной идентичности в группе девушек представлены примерно в равном соотношении, при незначительном преобладании феминного типа. Юноши характеризуются преобладанием маскулинного, а также андрогинного типа гендерной идентичности.

Мужская часть выборки, по сравнению с женской, характеризуется  более выраженной стереотипностью  во взглядах на женское и мужское лидерство, которое подразумевает наличие таких качеств, как настойчивость, решительность, активность, эмоциональное равновесие, сила воли и характера, доброжелательность.

Наибольшее число лидерских  позиций в студенческих группах  занимают девушки, для большинства которых характерен маскулинный тип гендерной идентичности, а также высокие показатели восприятия их членами группы по типично маскулинным качествам лидерства. Для юношей-лидеров, наряду с преобладанием у них маскулинного типа гендерной идентичности, характерно также проявление андрогинного типа гендерной идентичности и сочетания маскулинных и феминных качеств при восприятии их членами группы.

Длительность существования  студенческой группы отражается на особенности  межличностного восприятия лидеров. Студенты первого курса более стереотипизированно воспринимают лидеров; студенты второго и третьего курсов (особенно третьего курса) характеризуются более гибким восприятием к лидерской роли. Данные выводы не распространяются на учебные группы математического факультета, студенты которых в большей степени ориентированы на гендерно-ролевые стандарты в восприятии лидера.

На представления студентов  о гендерных особенностях лидерской  роли может влиять направленность обучения (социальная или естественнонаучная). Так, в нашем исследовании студенты с социальной направленностью обучения (экономический, юридический, социально-психологический факультеты) продемонстрировали более гибкие представления относительно половой принадлежности лидерской роли, в то время как студенты естественнонаучных факультетов (математический, физический) имеют более полотипизированные представления, в большей степени ориентированы на гендерно-ролевые стандарты и стереотипы при восприятии лидеров.

На наш взгляд, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что границы гендерных стереотипов, предписаний, норм лидерства у студенческой молодежи становятся менее отчетливыми и полярными, а их содержание, вероятно, трансформируется. Женщины и мужчины-лидеры обладают гендерной спецификой личности, которая, как нам кажется, находится в процессе некоторого качественного обновления. Решение проблемы гендерной специфики лидерства заключается в поощрении развития личности в сторону индивидуального самовыражения.

 

 

 

Заключение

Лидерство - это естественный социально-психологический процесс  в группе, построенной на влиянии  личного авторитета человека на поведение  членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а  последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Понятие лидерства и различные его концепции возникли в западной науке изначально на базе эмпирических исследований именно малых групп. Однако и трактовка явления лидерства, и понимание его причин и механизмов проделали значительную эволюцию.

Исходя из данных формулировок ранее понятий “лидер”, “лидерство”  и теорий лидерства можно сделать  вывод, что лидерами становятся уверенные  в себе личности. Таковым является общепризнанное мнение. Давайте согласимся и остановимся пока на этой точке зрения.

К числу важных аспектов лидерства относят перцепцию  лидерской функции в группе. Подчеркивается, что личностные характеристики, пригодные для выполнения роли лидера, детерминированы имеющимися у последователей представлениями относительно специфических ролевых ожиданий и удовлетворений и должны рассматриваться в связи с ситуационным контекстом группы.

Все теории, объясняющие  причины гендерной диспропорции лидерства между лидерами – мужчинами  и женщинами, можно разделить на три вида. Первые считают главным гендерный фактор, вторые отдают предпочтение лидерской позиции, а третьи рассматривают оба фактора как равноценные.

Исследование проводилось в феврале 2005 года на базе Южно-Украинского института экономики и права при  НТУУ «КПИ» г.Симферополя в студенческих группах 1–4-х курсов математического, экономического, юридического и социально-психологического факультетов. В исследовании приняли участие студенты 10 учебных групп. Объем выборки составил 167 человек, из них 108 человек вошли в экспериментальную группу (64 девушеки и 44 юноши) и 59 человек – в контрольную группу (35 девушек и 24 юноши).

В интересах исследования был подобран гетерогенный по половому признаку состав студенческих групп, входящих в экспериментальную группу исследования, (приблизительно равное количество студентов мужского и женского пола). Студенческие группы, вошедшие в контрольную группу исследования, были преимущественно гомогенными по составу. С целью выявления возможных гендерных различий в восприятии студентами лидеров были отобраны факультеты с естественнонаучной и социальной направленностью профессионального обучения.

Большинство студентов  экспериментальной группы (73,5 %) считают, что роль лидера подходит как мужчине, так и женщине и не зависит от принадлежности к определенному полу (табл. 1). Студенты контрольной группы также считают, что принадлежность к тому или иному полу не влияет на эффективность выполнения лидерской роли и в одинаковой степени подходит мужчине и женщине (87 %).

Большинство студентов экспериментальной группы (73,5 %) считают, что роль лидера подходит как мужчине, так и женщине и не зависит от принадлежности к определенному полу (табл. 1). Студенты контрольной группы также считают, что принадлежность к тому или иному полу не влияет на эффективность выполнения лидерской роли и в одинаковой степени подходит мужчине и женщине (87 %).

 

Список использованной литературы

  1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. – 1991. – № 3. – С. 90 – 98.
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998.
  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 373 с.
  1. Анохин П.К. Воспоминания современников, публицистика.// М: Наука,1990.
  1. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Монография. – Оренбург: ИПК ОГУ, 2000.
  1. Бендас Т.В. Уровень организованности группы и проблема лидерства (на примере студенческой группы): Автореф.  дис… канд. психол. наук. – Л.: ЛГУ, 1981.
  1. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология ВНД и Психология// М: Просвещение, 1977
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии//Л, 1985
  3. Гальперин С.И. Физиология человека и животных// М, 1970
  4. Додонов Б.И. В мире эмоций// К: Издательство политической литературы Украины, 1987
  1.  Додонов Б.И. Эмоция как ценность// М: Издательство политической литературы, 1978.
  1. Зиглер Д. и Хьелл Л. Теории личности. – СПб.: Питер, 1997.
  1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология// М: Высшая школа, 1985.
  1. Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии. – 1977. – № 6. – С. 119 – 129.
  1. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер-Пресс, 1997.
  1. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 1981. – 287 с.
  1. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978.
  2. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.- М.- 1979.
  3. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Журнал практического психолога, №9. - Ростов н/Д.: РГУ, 1999.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии// М: Педагогика, 1989
  5. Словарь практического психолога// Минск: Харвест, 1998
  6. Симонов П.В. Эмоциональный мозг.- М: Наука, 2011.
  7. Симонов П.В. ВНД человека. Мотивационно- эмоциональные аспекты// М: Наука, 1975
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.:Феникс, 1997.
  9. Физиология человека и животных. т.2.// под ред. А.Б.Когана.- М: Высшая школа, 1984.
  10. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности// М:Наука,1971.

 

Приложение А

Социометрический  тест- опросник самоотношения

 

Инструкция испытуемым. Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».

Тест опросника

1. Думаю, что большинство моих  знакомых относится ко мне  с симпатией.

2. Мои слова не так уж часто  расходятся с делом.

3. Думаю, что многие видят  во мне что-то сходное с собой.

4. Когда я пытаюсь себя оценить,  я прежде всего вижу свои недостатки.

5. Думаю, что как личность  я вполне могу быть притягательным  для других.

6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7. Мое «Я» всегда мне интересно.

8. Я считаю, что иногда не грех  пожалеть самого себя.

9. В моей жизни есть или  по крайней мере были люди с

Информация о работе Лидерство в студенческой группе