Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:05, курсовая работа
Цель работы- изучить феномен лидерства в студенческой группе.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие лидерства в психологии и основные теории лидерства;
2.Провести экспериментальное исследование лидерства в студенческой группе, в частности изучение гендерных особенностей лидерства в студенческой группе;
3.Проанализировать результаты исследования.
Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1.Понятие лидерства в психологии и основные теории лидерства..5
1.1.Понятие лидерства………………………………………………………...5
1.2.Основные теории лидерства……………………………………………….7
Раздел 2.Экспериментальное исследование лидерства в студенческой
группе……………………………………………………………………………13
2.1.Изучение гендерных особенностей лидерства в студенческой группе…13
2.2.Экспериментальное исследование лидерства в студенческой группе…..19
2.3.Результаты исследования……………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложение………………………………………………………………………41
Таким образом, мы видим, что для лидеров наиболее характерным оказалось такое соотношение представленных качеств (норм), которое является содержанием первого и третьего кластеров. Соотношение качеств, представленных во втором кластере, является нетипичным для студенческих лидеров.
Более детальный анализ показал, что в первом кластере из числа лидеров в большем количестве представлены: студенты, занимающие статус делового лидера в группе (из всей выборки); лидеры студенческих групп математического факультета; лидеры с маскулинным типом гендерной идентичности.
В третьем кластере большее количество позиций среди лидеров занимают: студенты со статусом эмоциональных лидеров в группе (из всей выборки); лидеры студенческих групп юридического факультета; лидеры с феминным типом идентичности (из всей выборки); лидеры с феминным типом гендерной идентичности.
Лидеры экономического и социально-психологического факультетов, абсолютные лидеры и лидеры с андрогинным типом гендерной идентичности в равном соотношении распределились в первый и третий кластеры.
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии положительной связи нормами лидерства с полом респондентов (r = 0,19), возрастом (r = 0,20), профессиональной направленностью обучения на факультете (r = 0,50). Прямая корреляционная связь установлена между статусами эмоционального и делового лидера студенческой группы (r = 0,43), статусом делового лидера и типом гендерной идентичности личности (r = 0,19).
Таким образом, на основании
результатов настоящего исследования
можно сделать следующие
В качестве лидера воспринимается тот член студенческой группы, в личности которого наиболее ярко выражены характеристики, соответствующие представлениям группы о лидерстве (прототипу лидера).
Принадлежность лидерской роли, по мнению большинства студентов (юношей и девушек), не зависит от пола и в одинаковой степени подходит мужчине и женщине. Однако существуют различия в представлениях студентов юношей и девушек о половой принадлежности лидерского статуса. Девушки чаще, чем юноши, приписывают роль лидера (как формального, так и неформального) женщине, а юноши отдают предпочтение женскому полу только в позиции формального лидерства.
В качестве факторов, влияющих на особенности межличностного восприятия лидеров студенческой группы, выступают структура (формальная или неформальная) и сфера (эмоциональная, деловая) внутригрупповых отношений.
Респонденты, имеющие
статус делового лидера в группе, в
большей степени проявляют
Представления студенческой молодежи о гендерной специфике лидерства отличаются от традиционных норм "мужского" и "женского" лидерства. Лидерская роль, традиционно считающаяся маскулинной, у студентов дополняется некоторыми феминными характеристиками (отзывчивость, доброжелательность и т.д. ). Таким образом, в представлении большинства опрошенных студентов преобладает андрогинный образ лидера. Это может свидетельствовать о том, что молодые люди уже не настолько крепко связаны с прежними нормами и гендерно-ролевыми стандартами относительно лидерской роли.
Типы гендерной идентичности в группе девушек представлены примерно в равном соотношении, при незначительном преобладании феминного типа. Юноши характеризуются преобладанием маскулинного, а также андрогинного типа гендерной идентичности.
Мужская часть выборки, по сравнению с женской, характеризуется более выраженной стереотипностью во взглядах на женское и мужское лидерство, которое подразумевает наличие таких качеств, как настойчивость, решительность, активность, эмоциональное равновесие, сила воли и характера, доброжелательность.
Наибольшее число лидерских позиций в студенческих группах занимают девушки, для большинства которых характерен маскулинный тип гендерной идентичности, а также высокие показатели восприятия их членами группы по типично маскулинным качествам лидерства. Для юношей-лидеров, наряду с преобладанием у них маскулинного типа гендерной идентичности, характерно также проявление андрогинного типа гендерной идентичности и сочетания маскулинных и феминных качеств при восприятии их членами группы.
Длительность существования студенческой группы отражается на особенности межличностного восприятия лидеров. Студенты первого курса более стереотипизированно воспринимают лидеров; студенты второго и третьего курсов (особенно третьего курса) характеризуются более гибким восприятием к лидерской роли. Данные выводы не распространяются на учебные группы математического факультета, студенты которых в большей степени ориентированы на гендерно-ролевые стандарты в восприятии лидера.
На представления студентов о гендерных особенностях лидерской роли может влиять направленность обучения (социальная или естественнонаучная). Так, в нашем исследовании студенты с социальной направленностью обучения (экономический, юридический, социально-психологический факультеты) продемонстрировали более гибкие представления относительно половой принадлежности лидерской роли, в то время как студенты естественнонаучных факультетов (математический, физический) имеют более полотипизированные представления, в большей степени ориентированы на гендерно-ролевые стандарты и стереотипы при восприятии лидеров.
На наш взгляд, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что границы гендерных стереотипов, предписаний, норм лидерства у студенческой молодежи становятся менее отчетливыми и полярными, а их содержание, вероятно, трансформируется. Женщины и мужчины-лидеры обладают гендерной спецификой личности, которая, как нам кажется, находится в процессе некоторого качественного обновления. Решение проблемы гендерной специфики лидерства заключается в поощрении развития личности в сторону индивидуального самовыражения.
Лидерство - это естественный
социально-психологический
Исходя из данных формулировок ранее понятий “лидер”, “лидерство” и теорий лидерства можно сделать вывод, что лидерами становятся уверенные в себе личности. Таковым является общепризнанное мнение. Давайте согласимся и остановимся пока на этой точке зрения.
К числу важных аспектов
лидерства относят перцепцию
лидерской функции в группе.
Все теории, объясняющие причины гендерной диспропорции лидерства между лидерами – мужчинами и женщинами, можно разделить на три вида. Первые считают главным гендерный фактор, вторые отдают предпочтение лидерской позиции, а третьи рассматривают оба фактора как равноценные.
Исследование проводилось в феврале 2005 года на базе Южно-Украинского института экономики и права при НТУУ «КПИ» г.Симферополя в студенческих группах 1–4-х курсов математического, экономического, юридического и социально-психологического факультетов. В исследовании приняли участие студенты 10 учебных групп. Объем выборки составил 167 человек, из них 108 человек вошли в экспериментальную группу (64 девушеки и 44 юноши) и 59 человек – в контрольную группу (35 девушек и 24 юноши).
В интересах исследования был подобран гетерогенный по половому признаку состав студенческих групп, входящих в экспериментальную группу исследования, (приблизительно равное количество студентов мужского и женского пола). Студенческие группы, вошедшие в контрольную группу исследования, были преимущественно гомогенными по составу. С целью выявления возможных гендерных различий в восприятии студентами лидеров были отобраны факультеты с естественнонаучной и социальной направленностью профессионального обучения.
Большинство студентов экспериментальной группы (73,5 %) считают, что роль лидера подходит как мужчине, так и женщине и не зависит от принадлежности к определенному полу (табл. 1). Студенты контрольной группы также считают, что принадлежность к тому или иному полу не влияет на эффективность выполнения лидерской роли и в одинаковой степени подходит мужчине и женщине (87 %).
Большинство студентов экспериментальной группы (73,5 %) считают, что роль лидера подходит как мужчине, так и женщине и не зависит от принадлежности к определенному полу (табл. 1). Студенты контрольной группы также считают, что принадлежность к тому или иному полу не влияет на эффективность выполнения лидерской роли и в одинаковой степени подходит мужчине и женщине (87 %).
Список использованной литературы
Социометрический тест- опросник самоотношения
Инструкция испытуемым. Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».
Тест опросника
1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
5. Думаю, что как личность
я вполне могу быть
6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
7. Мое «Я» всегда мне интересно.
8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
9. В моей жизни есть или по крайней мере были люди с