Лидерство в студенческой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- изучить феномен лидерства в студенческой группе.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие лидерства в психологии и основные теории лидерства;
2.Провести экспериментальное исследование лидерства в студенческой группе, в частности изучение гендерных особенностей лидерства в студенческой группе;
3.Проанализировать результаты исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1.Понятие лидерства в психологии и основные теории лидерства..5
1.1.Понятие лидерства………………………………………………………...5
1.2.Основные теории лидерства……………………………………………….7
Раздел 2.Экспериментальное исследование лидерства в студенческой
группе……………………………………………………………………………13
2.1.Изучение гендерных особенностей лидерства в студенческой группе…13
2.2.Экспериментальное исследование лидерства в студенческой группе…..19
2.3.Результаты исследования……………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Приложение………………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство в студенческой группе Курсов.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Анализ данных социометрического  исследования в экспериментальной группе позволил сделать заключение о том, что в роли лидера студенческой группы чаще выступают девушки, нежели юноши. Преимущество девушек-лидеров наиболее ярко выражено на юридическом и экономическом факультетах, в то время как в группах математического факультета лидерами чаще выступают юноши (табл. 2).

Такое положение может  быть обусловлено различной направленностью  обучения на факультетах и спецификой взаимодействия в группах.

Таблица 2

Соотношение юношей и  девушек-лидеров в студенческих группах (данные по экспериментальной группе, %)

Факультеты

Юноши-лидеры

Девушки-лидеры

Юридический

12

88

Экономический

20

80

Математический

75

25

Всего

38

62


 

По результатам социометрического  исследования в обследуемых группах  определилось 3 варианта лидерских позиций (3 группы студенческих лидеров): 1) студенты, имеющие статус лидера как в деловой, так и в эмоциональной сферах внутригрупповых отношений (абсолютные лидеры); 2) студенты, имеющие статус лидера в деловой сфере, но не являющиеся таковыми в эмоциональной структуре внутригрупповых отношений (деловые, инструментальные лидеры); 3) студенты, занимающие лидерскую позицию только в эмоциональной сфере отношений (эмоциональные, экспрессивные лидеры).

Причем абсолютные лидеры обнаружились только в 3 учебных группах из десяти. Лишь в одном случае позиции формального и неформального (абсолютного) лидера были совмещены, т.е. староста студенческой группы являлся и ее лидером во всех сферах отношений.

Данные результаты свидетельствуют  о том, что каждая структура (формальная и неформальная), а также сфера (деловая и эмоциональная) внутригрупповых отношений диктует свои требования к характеристикам лидерства, предъявляя соответствующие требования к лидерам. Характерно то, что по всем перечисленным позициям девушки занимают ведущее положение, что более детально раскрывает их преимущество как лидеров группы (табл. 3).

При сопоставлении результатов  социометрического исследования и  данных по первому блоку вопросов анкеты выяснилось, что среди высокостатусных студентов (лидеров) экспериментальной группы 60 % считают, что лидерская роль не зависит от пола, 40 % считают, что данная роль в большей степени подходит мужчине. Лидеры из контрольной группы единодушны в том, что лидерская роль в одинаковой степени подходит мужчине и женщине и не зависит от пола.

Таблица 3

Соотношение по лидерским  позициям между лидерами разного  пола

(в % от общего числа  лидеров)

Лидерская позиция

Лидеры

юноши

девушки

Формальный лидер 

14

86

Неформальный лидер

25

75

Абсолютный лидер

0

100

Деловой лидер 

28,5

71,5

Эмоциональный лидер

24,5

75,5


 

Среди высокостатусных  членов студенческих групп 70 % респондентов (из всей выборки) обнаруживают у себя лидерские качества и лишь 30 % считают, что им не присущи качества лидера. Среди предпочитаемых и изолированных членов групп 85 % не находят у себя лидерских качеств, а 15 % считают, что они обладают таковыми.

Анализ свободных ответов, используемых респондентами экспериментальной  и контрольной групп при ответе на вопрос: "Лидер студенческой группы – кто он?", (методика Куна) позволил сделать следующие выводы. Наиболее значимыми при ассоциативном описании образа студенческого лидера для большинства опрошенных студентов (80,5 %) оказались его личностные качества. На следующих по значимости позициях стоят: коммуникативно-поведенческие характеристики лидера; внешние характеристики; ролевые характеристики.

Независимо от пола респондентов, среди личностных качеств лидера чаще всего отмечались: ответственность, внимание к членам группы, умственные способности, честность, доброжелательность, индивидуальность, сила воли и др. Таким образом, эти характеристики соответствуют тем качествам, преимущественно из которых был составлен обобщенный образ лидера по результатам анкетного опроса. Поэтому можно говорить, что лидером в группе воспринимается тот ее член, в личности которого наиболее ярко выражены указанные качества.

Отношение большинства  опрошенных студентов (71 %) к лидеру (лидерству) можно интерпретировать как положительное. В 17 % случае в это отношение амбивалентное, в 7 % – недифференцированное и в 5 % отрицательное. К характеристикам, определяющим позицию отрицательного и амбивалентного отношения к лидеру, оказались такие, как глупый, черствый, ленивый, колкий, эгоистичный, "денежный мешок" и др.

Таким образом, представления  студентов об образе лидера, лидера-мужчины  и лидера женщины и его роли в группе достаточно вариативно, но именно эти представления являются своего рода стереотипом и могут  повлиять на восприятие лидера в собственной группе.

Результаты анализа  ответов студентов на вопрос "Лидер  студенческой группы – кто он?" (модифицированный вариант методики М. Куна) по фактору их соответствия конструктам феминность/маскулинность представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты анализа соответствия конструктам феминность/маскулинность по методике М. Куна (%)

Характеристики

(ответы испытуемых)

Экспериментальная группа

Контрольная группа

юноши

девушки

юноши

девушки

Преобладание маскулинных  характеристик

9,5

7,5

50,0

4,2

Преобладание феминных характеристик

9,5

29,0

0,0

21,8

Сочетание феминных и  маскулинных хар-к

69,0

62,0

50,0

74,0

Недифференцированные  характеристики

12,0

1,5

0,0

0,0


 

 

Как видно из таблицы, юноши и девушки выделенных нами групп в своих ответах чаще используют сочетание феминных и маскулинных характеристик для описания лидера студенческой группы, что указывает на "собирательный", т.е. андрогинный образ лидера в представлении большинства опрошенных студентов.

Определение типа гендерной  идентичности у испытуемых экспериментальной группы выявило, что в целом девушкам чаще всего соответствует феминный тип гендерной идентичности (45,5 %), а для юношей более характерным является маскулинный тип гендерной идентичности (45,5 %). Таким образом, примерно половине респондентов мужского и женского пола свойствен тип гендерной идентичности, соответствующий их полу, что свидетельствует об их ориентации на принятые в обществе гендерно-ролевые стандарты.  

В группе выявленных нами лидеров как мужского, так и  женского пола преобладающим является маскулинный тип гендерной идентичности (75 и 58,5 % соответственно), т.е. большинство из них ориентировано на гендерные стандарты мужской роли.

В контрольной группе испытуемых результаты распределились следующим образом. В целом для девушек в большей степени характерен феминный тип гендерной идентичности (42 %), а юношам свойственно проявление андрогинного типа гендерной идентичности (100 %).

При парном сопоставлении  показателей в группах студентов  с маскулинным и феминным типом  гендерной идентичности (экспериментальная группа) обнаружились статистически значимые различия в представлениях о принадлежности лидерской роли (р=0,019), наличии у респондентов лидерских качеств (р=0,019) и в представлениях о том, воспринимают ли их в группе как лидеров (р=0,02).

Юноши с маскулинным  типом гендерной идентичности в  большей степени склонны считать, что им присущи лидерские качества и группа их таковыми и воспринимает. Они достоверно чаще имеют статус делового лидера, нежели члены этой же группы с феминным (р=0,027) и андрогинным типом гендерной идентичности (р=0,009).  

В то же время юноши  с феминным типом гендерной идентичности лидерских качеств себе не приписывают  и считают, что их не воспринимают в группе как лидера (что соответствует  их реальному положению).

В контрольной группе испытуемых такая зависимость не прослеживается, более того, лидеры с маскулинным типом гендерной  идентичности встречаются в два  раза реже, чем лидеры с феминным или андрогинным типом гендерной  идентичности.

В группах девушек с различным типом гендерной идентичности достоверных значимых различий не выявлено.

Анализ результатов, полученных с помощью методики определения  степени соответствия нормам лидерства, позволил сделать заключение о том, что представления современной  студенческой молодежи отличаются от традиционных норм "мужского" и "женского" лидерства. Так, для девушек-лидеров характерны высокие показатели восприятия по типично маскулинным качествам, представленным в качестве нормы, в сочетании с высокой оценкой по некоторым феминным качествам, относимым большинством опрошенных респондентов к лидерским. При восприятии юношей-лидеров преобладают высокие оценки (баллы) по типично маскулинным лидерским качествам, однако в отдельных случаях они набирали высокие баллы и по некоторым типично феминным лидерским качествам из перечня норм.

В то же время юноши-лидеры в группах математического факультета (где они преобладают в ролях  лидера по сравнению с девушками) при восприятии их членами группы характеризуются высокими оценками в основном по типично маскулинным качествам (нормам). Это, на наш взгляд, может свидетельствовать о том, что у студентов данного факультета (являющимся по своему направлению естественнонаучным) в большей степени выражены традиционные гендерно–ролевые стандарты в представлениях и восприятии лидеров.

Для выявления ведущих, наиболее существенных качеств, характерных  для лидеров, нами был использован  кластерный анализ. Вся совокупность объектов (испытуемых) была разбита на три кластера (группы) в зависимости от степени выраженности тех или иных лидерских качеств. Чем более похожи друг на друга объекты внутри каждого класса (т.е. характеризуются примерно одинаковой степенью выраженности тех или иных качеств), тем меньше расстояние между ними, и поэтому они объединяются в один кластер.

В первый кластер вошли 25 % испытуемых экспериментальной группы (из них 30 % – юноши и 70 % – девушки) и 30 % респондентов контрольной группы. Среди них оказались 50 % лидеров из всей выборки (половина всех лидеров-девушек и половина лидеров-юношей). Испытуемым, вошедшим в первый кластер, свойственны: высокие показатели по характеристикам: отзывчивый, решительный, творческий, независимый, сильный, общительный, склонен к риску (из которых 57 % составляет типично маскулинные и 43 % – типично феминные лидерские качества по шкале норм); средние показатели оценки по характеристикам: активный, аккуратный, настойчивый, эмоциональный, дружелюбный, объективный, рассчитывающий только на себя (57 % – феминные качества, 43 % – маскулинные качества); низкие показатели оценки следующих качеств: терпимый, агрессивный, организованный, гибкий, соблюдающий нормы и правила, использующий индивидуальный подход к людям (равное соотношение качеств, традиционно приписываемых женщине и мужчине – лидерам).

Второй кластер составили 15 % испытуемых экспериментальной группы (55,5 % – респонденты женского пола и 44,5 % – респонденты мужского пола) и 20 % испытуемых контрольной группы. Лидеры в данную группу не вошли. Испытуемые второго кластера характеризуются: высокими показателями оценки по маскулинному качеству "агрессивность"; средними оценками по характеристикам: терпимый, аккуратный, соблюдающий нормы и правила (из них 67 % отражают традиционные нормы женского лидерства и 33% рассматриваются по шкале как нормы для мужчины-лидера); низкими показателями по таким качествам, как активный, отзывчивый, решительный, настойчивый, творческий, независимый, эмоциональный, рассчитывающий только на себя, использующий индивидуальный подход к людям (равное соотношение обеих групп норм).

В третий кластер вошли 60 % респондентов экспериментальной  группы (37 % – юноши и 63% – девушки) и 50 % испытуемых контрольной группы.

Среди них также оказалось  половина лидеров как из экспериментальной, так и из контрольной групп (50 % всех девушек-лидеров и 50% всех юношей-лидеров).

Респонденты, вошедшие в  третий кластер, сочетают высокие оценки по характеристикам: терпимый, аккуратный, дружелюбный, гибкий, объективный, рассчитывающий только на себя, соблюдающий нормы  и правила, использующий индивидуальный подход (75 % составляют качества, традиционно приписываемые женщине-лидер,у и 25 % отражают нормы мужского лидерства); средние показатели оценки по качествам: отзывчивый, решительный, настойчивый, творческий, независимый, эмоциональный, сильный, общительный, организованный (из них 55,5 % – маскулинные качества и 45,5 % – феминные качества); низкие показатели по качествам: агрессивный, склонен к риску (традиционно приписываемые мужчине-лидеру).

Информация о работе Лидерство в студенческой группе