Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:26, курсовая работа
Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость. Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и вооруженных столкновений. В ХIХ и ХХ вв. проблема конфликтов стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта»
Введение 3
1 Межличностные конфликты 4
2.1 Конфликты в педагогическом общении 4
2 Конфликты между личностью и группой 6
2.1 Организационные конфликты 7
2.2 Производственные конфликты 8
2.3 Трудовые конфликты 11
2.4 Инновационные конфликты 14
3 Межгрупповые конфликты 16
3.1 Политический конфликт 18
3.2 Этнический конфликт 24
3.3 Религиозный конфликт 28
Заключение 33
Список источников 34
· преимущественно открытый характер, большая проявленность столкновения интересов;
· непременная публичность. Это значит, что любой конфликт в этой по-настоящему профессиональной среде предполагает апелляцию к массам, активную мобилизацию их на поддержку той или иной стороны;
· повышенная частота конфликтов
в политической сфере
сегодня много больше, чем в остальных.
И не только потому, что конфликт есть
как бы главный способ действия, образ
мышления и манера поведения политиков.
Но главным образом потому, что многие
конфликты неполитической сферы жизни
людей, не находя своего мирного разрешения,
переливаются в сферу политическую, то
есть требуют для урегулирования государственного
вмешательства;
· всеобщая значимость. Каким бы частным или локальным ни был политический конфликт, но завершается он принятием решения на государственном уровне, а оно обязательно для всех членов общества. Таким образом, чуть ли не любой политический конфликт поневоле затрагивает каждого из нас;
· «Господство – подчинение» как осевой принцип. Поскольку политические конфликты разворачиваются в социальном пространстве, где доминирующей осью является вертикаль государственной власти, их главной целью неизбежно становится установление политического господства оказавшейся сильнее стороны. Отсюда – острота политических конфликтов, их частые «срывы» в крайние формы – путчи, мятежи, восстания;
· возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликта.
Ввиду сложности и многослойности
политической сферы классификация
свойственных ей конфликтов не может
не быть многомерной. Традиционно наиболее
общими основаниями выделения
· сфера распространения конфликты);
· тип политической системы;
· характер предмета конфликта.
Смысл разделения политических
конфликтов на внутри- и внешнеполитические
более чем очевиден.). Отношения
между государствами всегда характеризовались
взаимной конкуренцией, которая с
печальной периодичностью принимала
самые острые формы. Принято считать,
что государствами движут так
называемые национальные интересы. Их
основу составляют важнейшие для
существования народа-нации
Реалии XX столетия привели к тому, что вроде бы достаточно четкое и ясное понятие «национальный интерес» подверглось существенной метаморфозе. Этот интерес начал угрожающе разбухать и достиг планетарных масштабов. Глобализация рынков, технологий, связи, потоков информации привела к тому, что «национальные интересы» стали обнаруживать себя далеко за пределами территорий национальных государств. Если, например, нормальное функционирование экономики даже такой мощной страны, как США, зависит от поставок нефти с Ближнего Востока, то этот регион объявляется зоной «жизненных интересов» североамериканцев. Если руководители бывшего СССР расценивали рост западного влияния в Афганистане как угрозу своей национальной безопасности, они недолго думали, как проще отстоять свой «национальный интерес».
Современные технологии не умещаются в рамки национальных границ. Их масштаб планетарен как по применению, так и по последствиям. Если вырубают тропические леса Амазонки, то через некоторое время плохо будет всем, а не только этому региону. Если Россия загрязняет Байкал, то она вредит не только себе, но и всему миру, ибо, по некоторым оценкам, первый из близких к истощению природных ресурсов – пресная вода, чуть ли не треть которой сосредоточена в знаменитом озере.
Современный мир вплотную
подошел к необходимости
Известные на сегодня способы противостояния этой тенденции числом невелики, но тем важнее их значение:
1) интеграционные процессы в экономике;
2) усиление миротворческой роли международных организаций, ОАЕ и др.;
3) снижение уровня военного противостояния под взаимным контролем;
4) привычка к уважению норм международного права;
5) всемерное расширение общения между народами;
6) демократизация внутренних политических порядков в национальных государствах.
Суть внутриполитических конфликтов в значительной мере определяется характером политических систем. Своеобразие же политическим системам придают политические режимы, т.е. совокупность конкретных методов осуществления политической власти определенной социальной группой. Таких «совокупностей» политические науки выделяют как правило три: 1) тоталитаризм, 2) авторитаризм и 3) демократия. Поскольку авторитарный режим представляет собой некий компромисс между двумя другими, рассмотрим только крайние, «чистые» формы политических режимов.
Тоталитаризм – это политический режим, характеризующийся всеобъемлющим контролем за гражданами со стороны государства, полным подчинением личности и гражданского общества политической власти. Его отличительные черты – всеобщая политизация и идеологизация общественной жизни, наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения, огосударствление всей хозяйственной и даже частной жизни, ограничение или ликвидация частной собственности, устранение конкуренции, рыночных отношений, централизованное планирование и командно-административная система управления.
Демократия является своеобразным
антиподом тоталитарного
Тоталитарные политические режимы являются выражением отчаянного желания народных масс быстро и эффективно переустроить общество на началах социальной справедливости. Последняя понимается в основном как равенство. И не только перед законом, но и во всех сферах жизнедеятельности человека. Но рыночная экономика непрерывно рождает неравенство. В итоге происходит гипертрофированный рост институтов политической власти, от которых зависит буквально все: обеспечение людей работой, жильем, досугом, разрешение любых конфликтов и т.д. Социальная дистанция между различными группами и в самом деле сокращается, но ценой полной потери личной и групповой свободы, самостоятельности.
В обществе подобного типа, где искажены все нормальные пропорции экономики, политики и культуры, и политические конфликты приобретают ряд характерных особенностей:
1) Из всех возможных
видов политических конфликтов
на первый план выдвигаются
статусно-ролевые конфликты,
2) Поскольку различия
интересов профессиональных, этнических
и прочих социальных групп
ликвидировать нельзя, а признать
конфликтность их отношений
3) Политические конфликты
тоталитарного общества
4) Гипертрофия политической
сферы жизни тоталитарного
Системы демократические не менее конфликтны. Однако характер этих конфликтов существенно иной.
1. Прежде всего, они
открытые, явные, признаваемые обществом
и государством как нормальное
явление, вытекающее из
2. В демократических обществах
политические конфликты
3. Так как демократия
строится на плюрализме мнений,
убеждений, идеологий и
4. Статусно-ролевые политические
конфликты в демократических
режимах имеют относительно
5. Поскольку политическая
власть в демократическом
Все сказанное, разумеется,
не означает, что демократия является
безупречным инструментом разрешения
политических конфликтов. У нее свои
проблемы. Критики современной
В плане различения конфликтов тоталитарных и демократических режимов российские политические конфликты находятся в «промежуточном» положении. Наше нынешнее общество несет на себе все черты «переходного» типа от тоталитаризма к демократии: слабость гражданского общества и соответственно «безопорность» демократических институтов, остаточное влияние тоталитарных традиций безусловного подчинения политическим «верхам», уступка им всех политических инициатив и ответственности, ценностный раскол в обществе и т.д. Отсюда и резко конфронтационный характер наших сегодняшних политических конфликтов, их хаотичность, неустойчивость, неотработанность процедур урегулирования и разрешения. Преодоление этих особенностей «посттоталитарной» конфликтности является актуальнейшей задачей как нашей политической элиты, так и общества в целом.
Третье из предложенных выше оснований разделения политических конфликтов подразумевает выделение конфликтов интересов, ценностей и статусов. Наиболее весомы среди них конфликты интересов. Становление каждой группы интересов проходит ряд последовательных стадий: политическая идентификация, осознание общности интересов, формулировка притязаний, мобилизация политических ресурсов, создание формализованных структур, прямые действия по оказанию давления на власть. Разные социальные группы проходя эти фазы в разные сроки и с разным успехом.
В сегодняшней России эти процессы пока только разворачиваются. Поэтому влияние еще не оформившихся как следует групп интересов на власть сумбурно, хаотично и малоинституциализировано. От этого создается впечатление, что основные политические конфликты инициируются и развиваются внутри самой политической власти.
Но при всей аморфности нашей политической системы отчетливо видно, что основные «межевые» линии конфликтующих сторон те же, что и в развитых демократиях. Позиции участников политических конфликтов выстраиваются ныне по трем разделительным линиям:
· разделение властей – исполнительная против законодательной;
· разделение фракций в парламенте;
· разделение полномочий федеральных и региональных властей.
Одна из фундаментальных потребностей человека – потребность принадлежности к какой-либо общности – семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической.
Каждый этнос считает, что защитить свою культуру, самобытность и духовное единство он сможет только с помощью создания собственного государства. Именно в этом и заключается суть межэтнических конфликтов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. В этом его сила: такую потребность подавить нельзя, не уничтожив сам этнос. В этом же, как правило, и его трагедия.