Межгрупповые конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость. Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и вооруженных столкновений. В ХIХ и ХХ вв. проблема конфликтов стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта»

Содержание

Введение 3
1 Межличностные конфликты 4
2.1 Конфликты в педагогическом общении 4
2 Конфликты между личностью и группой 6
2.1 Организационные конфликты 7
2.2 Производственные конфликты 8
2.3 Трудовые конфликты 11
2.4 Инновационные конфликты 14
3 Межгрупповые конфликты 16
3.1 Политический конфликт 18
3.2 Этнический конфликт 24
3.3 Религиозный конфликт 28
Заключение 33
Список источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

psikh.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

Виды социально-политической опасности, исходящие из современной  религиозной ситуации в России:

1)         Опасность активного вторжения религии в политическую жизнь страны.

Начавшийся в годы перестройки  процесс возрождения религиозного сознания стал постепенно и все активнее использоваться определенными силами в стране в качестве орудия политической борьбы. Это проявляется, например, в поддержке руководящими слоями духовенства оппозиционных позиций  партий и организаций по отношению  к демократическому политическому  строю, к процессам секуляризации  общественной жизни.

2)         Размеры и темпы возрождения различных религиозных конфессий.

На вопрос: «Верите ли вы в Бога? в середине 90-х гг. положительно ответили в три раза больше, чем 10 лет назад. Это составило 30% всех опрошенных. За это же время число  убежденных атеистов снизилось с 25 до 10–12%.

Высокие темпы религиозного возрождения создают почву для  появления весьма амбициозных настроений среди духовенства различных  конфессий. Так, уже на первых этапах исламского возрождения появилась  прослойка исламских лидеров, которые  выступают за признание ислама в  качестве государственной религии  в той или иной республике в  составе Российской Федерации, за то, «чтобы жить по законам ислама».

3)         Стимулирование межнациональных конфликтов и противоречий на религиозной почве.

В ситуации, когда коммунистическая идеология утратила свое влияние, а  новая еще не сформировалась, происходит подъем национального самосознания. Религиозные ритуалы все чаще предстают в качестве символов национальной культуры, языка и традиций. По существу происходит формирование национально-конфессионального  признака, когда религия и национальная культура, национальное самосознание выступают как единое целое и  воспринимаются значительной частью населения  не только в контексте мировоззрения, норм поведения и поступков каждого  человека, но и в качестве основы общественной жизни и деятельности государства.

4)         Опасность нарушения межрелигиозного мира и согласия.

Источником такой опасности  выступают религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм, множественность  религий и религиозных течений, действующих в России. Так, в 1991 г. было зарегистрировано около 20 конфессий и религий; в 1993 г. – 40 религий и конфессий, и 1996 г. – 58.

Некоторые религиозные организации  не хотят регистрироваться принципиально. Так, например, существующая со времен Гражданской войны Сибирская  митрополия Истинно Православной Церкви зарегистрировала шесть общин и  легализовала одного епископа, а 18 общин  и второй епископ остаются в подполье на случаи возобновления «гонений на истинную веру».

Особенно опасно возникновение  антагонизма между православными  и мусульманами. Он может возникнуть по простой и вполне очевидной  причине: реальное влияние Русской  Православной Церкви на государство  и общество, внимание властей к  Московскому Патриархату гораздо  выше, чем к мусульманам, не говоря о других религиях. Это, естественно, вызывает раздражение влиятельных  лидеров: мусульман, старообрядцев, протестантов и других верующих и служит помехой  улучшению межконфессиональных  отношений.

Следует отметить, что в  каждом субъекте Российской Федерации  своя религиозная ситуация. Она определяется историческим прошлым, традициями, современными реалиями. Следовательно, существуют свои проблемы в межрелигиозных отношениях.

5)         Острой проблемой является расширение «нетрадиционных» конфессий и религий и возникновение не менее широкого противодействия им, стремление лишить «нетрадиционные» конфессии и религии доступа к средствам массовой информации, сфере образования, возможности заниматься благотворительной деятельностью.

Как правило, в своем официальном  выражении все религии и церкви провозглашают идеалы терпимости. Другое дело – фанатические, экстремистские направления и группы, готовые  ради доказательства своей приверженности религиозной доктрине определенного  типа пойти на крайние варианты деструктивного поведения.

Ситуация осложняется  отношением верующих «традиционных» конфессий  к «нетрадиционным»: 60% опрошенных православных и мусульман, 30% католиков и протестантов – против права на свободу проповеди  для «нетрадиционных» религий; 30% православных и мусульман, 60% католиков и протестантов – за свободу и равноправие  для всех религий; 10% – безразличны  к этому вопросу.

6)         Усиление позиций ислама, оказывающего огромное воздействие на положение дел в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и других регионах.

Сложившиеся здесь сообщества, политическая и социально-экономическая  обстановка способствуют распространению  идей панисламизма. Более того, она  провоцирует дальнейшее усиление самых  агрессивных форм фундаментализма, в частности ваххабизма. Однако сейчас основная опасность для России заключается  не столько в численном росте  такого рода организаций, сколько в  заимствовании радикальных идей и риторики традиционными течениями  ислама. Так, пришедшие к власти в  Чечне политики, даже не будучи последователями  исламского фундаментализма, стати  активно использовать его лозунги, например «джихада» – борьбы с  неверными, заменили светское правосудие судом шариата, а главное –  пытаются максимально использовать в своей деятельности традиционные для приверженцев фундаментализма  методы мобилизации и консолидации населения. И тут пригодился экстремизм, ваххабизм. Чечня является основным, но не единственным источником распространения  исламского политического радикализма, но именно на чеченской трагедии усердно  паразитирует национальный экстремизм. В большинстве регионов религиозный  экстремизм пока не способен составить  серьезную конкуренцию властям, однако его вес и влияние растут с каждым днем. Из вышеизложенного  следует вывод о необходимости  соответствующего социального контроля за процессами, происходящими в религиозной  жизни страны.

Мощные возможности религии  воздействовать на многочисленные слои населения, на их сознание и поведение, в том числе и на противоправное, определяют необходимость постоянного анализа процессов, происходящих в религиозной среде, в ее взаимодействии с обществом и государством.

Религия способна выступать  и как фактор конфликтности и  нестабильности, и как стимул радикальных  прогрессивных или регрессивных перемен в обществе. Роль религии  в обществе весьма противоречива. Это, по существу, проявление ее сути.

 

 

Заключение

В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности  и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.

Широко распространены житейские  соображения, что конфликты –  это нечто неблагоприятное и  опасное, что следует любой ценой  их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В  результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть  конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.

Нередко осуждение самого факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно  прожить жизнь, ни разу ни с кем  не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим  конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы  разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках, несовпадениях  целей и поступков. Они укрепляют  взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей  больше, чем многие годы проведенные  во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим есть и такие способы  разрешения конфликтов, которые отравляют  жизнь и разрушают даже устойчивые многолетние связи.

 

Список источников

  1. Анцупов, Шипилов. Конфликтология [Электронный ресурс] // Центр управления финансами: [сайт]. http://sob-rgsu.narod.ru/files/Antsupov_Shipilov_Some_Konfliktologiya.htm
  2. Виды конфликтов [Электронный ресурс] // Центр управления финансами: [сайт]. [2009-2013]. URL:http://www.center-yf.ru/data/stat/Vidy-konfliktov.php
  3. Конфликтология  [Электронный ресурс] // Центр управления финансами: [сайт]. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/konfliktologiya.html
  4. Буртовая Е. Конфликтология [Электронный ресурс] // Центр управления финансами: [сайт]. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/burt/01.php
  5. Конфликтология. Учебное пособие. [Электронный ресурс] // Центр управления финансами: [сайт]. http://uchebnik-online.com/71/3.html
  6. Конфликтология в схемах и комментариях. [Электронный ресурс] // Центр управления финансами: [сайт]. http://www.personal-trening.com/book/node/2577

 


Информация о работе Межгрупповые конфликты