Межгрупповые конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость. Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и вооруженных столкновений. В ХIХ и ХХ вв. проблема конфликтов стала предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта»

Содержание

Введение 3
1 Межличностные конфликты 4
2.1 Конфликты в педагогическом общении 4
2 Конфликты между личностью и группой 6
2.1 Организационные конфликты 7
2.2 Производственные конфликты 8
2.3 Трудовые конфликты 11
2.4 Инновационные конфликты 14
3 Межгрупповые конфликты 16
3.1 Политический конфликт 18
3.2 Этнический конфликт 24
3.3 Религиозный конфликт 28
Заключение 33
Список источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

psikh.docx

— 75.34 Кб (Скачать файл)

Исторически процесс этнополитической эволюции идет волнами. Из ныне существующих двух сотен государств в конце XIX в. существовали только шестьдесят. Остальные обретали

независимость партиями. После  Первой мировой войны развалились  Австро-Венгерская, Германская, Османская  империи. После Второй мировой войны  рухнула колониальная система, и  до сотни этно-национальных групп  Африки, Азии и Латинской Америки  обрели вожделенную государственную  независимость.

Казалось, что свободных  территорий больше нет и мир окончательно поделен государственными границами. Измученное кровопролитными войнами  мировое сообщество торжественно провозгласило  в Хельсинкском Акте 1975 г. принципы взаимного уважения государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ.

Но не прошло и двух десятков лет, как мир содрогнулся под  следующей волной суверенизации  этнонациональных групп. На пятнадцать самостоятельных государств распался СССР, с большой кровью разошлись  почти все бывшие югославские  республики, ушла из Эфиопии Эритрея, мирно разъединилась Чехословакия, зато объединилась Германия. И этот процесс далеко не закончен. Требуют право на самоопределение курды в Турции, чеченцы – в России, абхазы – в Грузии.

Этот феномен называют этническим ренессансом, или этническим парадоксом современности. Дело в том, что почти все сформированные в прошлом доктрины и идеологии  были пронизаны уверенностью, что  межнациональная рознь, тем более  в варварских ее формах, постепенно должна уходить в прошлое под  напором интернационализации экономики  и культуры. Но прогнозы не сбылись.

К межэтническим относят  конфликты любых форм, «в которых  противостояние проходит по линии этнической общности». Их основные особенности  таковы.

Все межэтнические конфликты  носят комплексный, сложносоставной  характер. Поскольку суть их определяется в конечном счете стремлением  этноса к собственной государственности, то эти конфликты неизбежно становятся политическими. Но этого мало: для  того чтобы этнический кризис «созрел», этнос должен чувствовать себя дискриминированным и по социально-экономическим показателям, и по духовным. Так что любой  межэтнический конфликт – это  даже не «два в одном», а и три, и четыре «обычных» конфликта  в едином межэтническом пространстве.

Конфликты этого рода всегда отличаются высоким накалом эмоций, страстей, проявлением иррациональных сторон человеческой природы.

Большинство из крупных межэтнических  конфликтов имеют глубокие исторические корни. А если даже таковых и нет, то конфликтующие стороны их непременно создадут псевдоисторическими изысканиями  типа: «Наши предки всегда здесь  жили!».

Межэтнические конфликты  характеризуются высокой мобилизацией. Защищаемые этнические особенности  – это не свобода слова или  собраний, которые волнуют далеко не всех. Эти особенности составляют повседневную жизнь каждого члена  этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту.

Межэтнические конфликты  носят «хронический» характер, они  не имеют окончательного разрешения. Ибо этнические отношения весьма подвижны. И та степень свободы  и самостоятельности, которой удовлетворяется  нынешнее поколение этноса, может  показаться недостаточной следующему.

К основным причинам этнических конфликтов специалисты причисляют следующие:

1)         ощущение несправедливого отношения к своему этносу со стороны других национальностей или властей;

2)         ущемление прав данного этноса при распределении дефицитных социальных благ;

3)         негативная реакция на проводимую и оправдываемую властями дискриминацию одного из этносов;

4)         бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания;

5)         ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе.

Причины – это скрытые  в сущности самого общества, в его  социальном или политическом устройстве, глубокие противоречия между этносами, при которых один этнос получает преимущества, а другой их не имеет. Поводом к конфликту может  служить любое событие, если оно  переполнило чашу терпения.

Этнический конфликт возникает  как реакция на предубеждение  или дискриминацию. Предрассудки и  стереотипы – это определенным образом  окрашенные мнения людей. Предрассудок – пренебрежительное отношение  к другой группе. Стереотип –  это шаблонное представление  о людях определенной группы, например о чиновниках как взяточниках, сантехниках  как пьяницах, грузинах как торгашах и т.д. Стереотипы – жестко фиксированные  идеи, часто недоброжелательные, о  том, кем являются члены данной группы. Те, кем прочно овладели стереотипы, наблюдая за поведением других, не анализируют  его и не ищут истину, а стремятся  найти подтверждение своим мыслям.

В 1992 г. в Лос-Анджелесе произошли крупные расовые волнения. Поводом послужило решение суда присяжных, который освободил четверых полицейских, обвинявшихся в убийстве шофера-негра Родни Кинга 3 марта 1991 г. Группы молодых негров останавливали автомобили и избивали водителей, крушили и грабили магазины, устраивали пожары. Власти объявили чрезвычайное положение. Инциденты возникли и в других городах США. В результате беспорядков 58 человек были убиты, 4000 ранены, 11 900 арестованы, а причиненный ущерб оценивался в 1 млрд долл.

А что явилось причиной конфликта? Ею стала расовая дискриминация, представляющая систематическое умаление прав этнической группы граждан по мотивам ее национальности или расы. При этом дискриминация может  и не объявляться в качестве официальной  политики государства, но тихо и незаметно  проводиться на бытовом уровне.

Дискриминация – умаление прав какой-либо группы граждан, до мотивам  их национальности, расы, пола, вероисповедания  и т.п. В области международных  отношений – предоставление гражданам  и организациям какого-либо государства  меньших прав и привилегий, чем  гражданам и организациям других государств.

Дискриминация бывает фактической  – и юридической – Примером первой служит несправедливое обращения  с национальными меньшинствами  в Америке со стороны судебных и правоохранительных органов. Такое  отношение незаконно, законом оно  пресекается. Фактическая дискриминация  остается на уровне частных мнений людей, юридическая приобретает статус института и подкрепляется правовыми актами. В целом вторая страшнее первой. Но иногда бытовая дискриминация, овладевшая умами миллионов людей и организованная в специальные подразделения, становится не меньшим бедствием для общества. Примером служит известная не только в США, но и во всем мире организация Ку-Клус-Клан, жестоко преследующая чернокожих, евреев и католиков, выражающая организованное презрение или неприязнь к инородцам.

Крайними формами дискриминации  являются: апартеид, геноцид, рабство.

Апартеид означает лишение  определенных групп населения в  зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических  и гражданских прав, вплоть до территориальной  изоляции. Так, в 1924 г. в Южно-Африканском Союзе вступил в действие закон, предписывавший раздельное проживание жителей страны, принадлежащих к разным расам. Это решение было призвано предотвратить прилив чернокожих в города, населенные в основном белыми. В стране то и дело происходили забастовки белых рабочих, которые выступали против использования в промышленности дешевой рабочей силы чернокожих. В 1927 г. правительство Южно-Африканского Союза издало так называемый закон об аморальности, который явился свидетельством обострения политики апартеида – расовой сегрегации в отношении коренного населения страны. Закон под угрозой тюремного заключения запрещал половые связи между белыми и чернокожими, квалифицируя их как аморальные. Однако по-настоящему расовая дискриминация в Южно-Африканской Республике началась в 1948 г. За 40 с лишним лет в стране было принято около 300 законов, конкретизировавших принципы апартеида и ограничивавших основополагающие права человека. Так расовая сегрегация постепенно эволюционировала в расовую дискриминацию, слабые формы национального угнетения превратились в сильные.

Некоторые акты апартеида  могут составлять геноцид – умышленное уничтожение группы через массовые убийства, уничтожение рода, племени. То есть, геноцид – это истребление  отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или  религиозным признакам, а также  умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное  физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде. Так, в период сталинского геноцида малых народов  погибло около двадцати миллионов  человек. В период первой мировой  войны турки вырезали почти два  миллиона армян. Во время второй мировой  войны нацисты уничтожили шесть  миллионов евреев.

Этнополитические отношения  сами по себе конфликтогенны. Когда  же к этому прибавляются политические ошибки, их взрывной потенциал возрастает многократно. Так, на территории бывшего  СССР тлеет масса этнополитических конфликтов, порожденных проблемой восстановления прав депортированных народов, произвольными территориальными изменениями, нарушавшими целостность этносов, чрезмерной русификацией всей социальной жизни в районах компактного проживания национальных меньшинств и т.д. Всех этих конфликтов могло и не быть.

Но они возникли и разворачиваются  по общей схеме: пострадавший этнос  требует восстановления справедливости а гарантия ее установления – собственная  государственность в той или  иной форме. Первый же признак всякого  государства – территория. Поэтому  территориальные притязания выступают  основой примерно 2/3 всех этнических конфликтов на пространствах бывших республик СССР. Это требования и  изменения границ, и воссоздания  утраченных национальных образований, возвращения репрессированных народов  на прежние места проживания и  пр. По некоторым оценкам, на территории бывшего СССР на период 1992 г. было зафиксировано 200 этнотерриториальных споров, а к 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний.

Действия по нейтрализации  конфронтационных устремлений участников межэтнических конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил, выведенных из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов. В их числе:

1)         легитимация конфликта – официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы, нуждающейся в обсуждении и разрешении;

2)         институциализация конфликта – выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения;

3)         целесообразность перевода конфликта в юридическую плоскость;

4)         введение института посредничества при организации переговорного процесса;

5)         информационное обеспечение урегулирования конфликта, то есть открытость, «прозрачность» переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан и др.

Таким образом, самоопределение  наций может сегодня пониматься только как равенство прав этносов  на сохранение и развитие своей культуры, которая сохраняется не выталкиванием  носителей иной культуры за свои территориальные  границы, а взаимным уважением и  терпимостью к различиям.

3.3 Религиозный конфликт

Под религиозным конфликтом мы понимаем противостояние представителей различных вероисповеданий или  противоборство внутри одной конфессии, в основе которого лежит нетерпимость к инакомыслию. Религиозная нетерпимость выражается в самых различных  формах: обвинение представителей другой религии в социальных бедах, разжигание конфликтов и войн под религиозными знаменами, переплетение религиозных различий с классовым и этническим неравенством и несправедливостью и др.

Конфликты внутри религиозных  групп обусловлены борьбой за власть, влияние, привилегии. Так, в  большинстве религиозных групп  – в ортодоксальном иудаизме, в  православии, в католицизме, в исламе – доминирующая роль принадлежит  мужчине, женщина не может быть священнослужителем. К ним относятся конфликты  между консерваторами-традиционалистами  и модернистами, сторонниками религиозного обновления и реформ. Эта борьба выходит за рамки теологического спора и отражает неоднородность не только духовенства, его социально-политической ориентации, но и всего общества в целом.

Стремление представителей разных религий изменить несправедливый, по их мнению, общественный порядок, добиться перераспределения материальных ресурсов, власти выливается в открытое противостояние и борьбу. В этих случаях религиозные  движения придают особую остроту  социальным противоречиям и конфликтам, религиозные лозунги и знамена  «заряжают» участников верой в «священную»  правоту своих действий. В результате религиозный фанатизм становится одной  из движущих сил конфликта.

Вместе с тем конфликт с властью, с обществом может  служить источником единения внутри религиозной группы. Поэтому некоторые  религиозные группы и их лидеры культивируют конфликт с внешним миром: чем  сильнее отгороженность от него, тем  прочнее внутренняя сплоченность. Вражда между «своими» и «чужими» создает  чувство общности, внутренней сплоченности, побуждает искать опору только у  «своих». Растущая интеграция «гонимой»  религиозной группы может стимулировать  увеличение числа сторонников данной религии.

Информация о работе Межгрупповые конфликты