Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить закономерности межличностных отношений младших дошкольников.
Задачи исследования:
Определить роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка;
Выявить особенности общения дошкольников со сверстниками,
проследить формы его развития, а также выделить проблемные формы этого общения;
Определить условия использования диагностических методик при работе с дошкольниками;
Определить специфику методов и особенности их применения
для исследования межличностных отношений дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 89.24 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

    Психологическое наблюдение за детьми открывает уникальную возможность увидеть истоки коммуникативной деятельности сверстников, а также проследить предысторию их общения и основы более сложных и трудных для анализа форм взаимодействий детей последующих возрастных периодов. Такие исследования помогают понять многие проблемы во взаимоотношениях взрослых людей и предотвратить их возникновение, скорректировав воспитание детей. 

   Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие чего он еще не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду [21]. 

 В работах М.И. Лисиной , на основании содержательного определения природы и специфики общения и его четких экспериментальных критериев предпринимается попытка выявления потребностей, мотивов, задач и средств общения сверстников на разных возрастных этапах и проводится систематическое сопоставление общения детей со взрослым и со сверстником. Экспериментальные исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной  показали, что именно в общении развиваются внутренний план действий ребенка (А.В. Болбочану, Г.И. Капчеля), сфера его эмоциональных переживаний (С.Ю. Мещерякова, А.И. Сорокина), познавательная активность детей (Е.О. Смирнова, Т.А. Землянухина), произвольность и воля (Г.И. Капчеля, Е.О. Смирнова), самооценка и самосознание (Н.Н. Авдеева). [5,6,7]

    Смирнова Е.О. также большое внимание уделяет вопросу развития общения дошкольников со сверстниками. В своих работах она  рассматривает формы общения дошкольников со сверстниками, говорит о роли взрослого в становлении общения детей со сверстниками. [ 17,20]

    Большое внимание вопросу развития детского общения уделяет Галилузова Г.Н. В ее работах можно найти большое количество методических рекомендаций по развитию у детей навыков общения и сотрудничества.[3]

    В исследованиях Репиной Т.А. особое внимание уделено изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах.[15,16]

    В работах, выполненных А.Г. Рузской , С.В. Корницкой , Р.И. Терещук     показывается зависимость  взаимоотношений от содержания потребности в общении, как в сфере общения со сверстником, так и со взрослым.[13]  

    Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с  
особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции  
таких детей от коллектива. Т.В.Антонова исследовала возрастные  
тенденции проявления некоторых особенностей общения. 
[ 2,19 ] 

    В зарубежной психологии выдвигается тезис о компенсаторных, взаимодополняющих отношениях между общением ребенка со взрослым и со сверстниками (Дж. Гибсон, А. Фрейд, Л. Данн, Х.Ф. Харлоу и др.). В необихевиористской школе социального научения (В. Хартап, Дж. Брайен) воздействия взрослых и сверстников на поведение ребенка рассматриваются как взаимодополняющие. Они суммируются в своем влиянии на поведение ребенка, при этом взрослый как источник положительного социального подкрепления «сильнее» сверстника; он может изменить общение детей и их отношения

Объект  исследования: общение и взаимодействие детей дошкольного возраста.

Цель  исследования: изучить закономерности межличностных отношений  младших дошкольников.

Задачи  исследования:

  1. Определить роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка;
  2. Выявить особенности общения дошкольников со сверстниками,

проследить формы его  развития, а также выделить проблемные формы  этого общения;

  1. Определить условия  использования диагностических методик при работе с дошкольниками;
  2. Определить специфику методов и особенности их применения 

для  исследования  межличностных  отношений дошкольников.

 

Гипотеза  исследования: для детей младшего дошкольного возраста характерно формирование межличностных отношений на основе половой принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

                     

 

ГЛАВА I.  ОБЩЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  1.1 Роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка

 

   Дошкольное детство - первый период психического развития ребёнка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности [22,стр. 3].

    Общение со сверстниками - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада[6].

  Общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие.

    В    возрасте трех лет контакты детей в группе малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют рядом каждый в своё, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней.

  Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры.  Усвоив закон "очередности" и отдавая на время свое "сокровище" товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку. А если к грузовичку приятеля добавить свой совочек, получится загрузка транспорта песком и можно строить домик. Так возникает сюжетная игра, настолько привлекательная, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

   А что если отношения со сверстниками не сложились и его контакты с ними по-прежнему противоречивы, как у 3-летних? Действительно ли сверстники так важны?   

    Выявление отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

    Ребенок, не прошедший "школы" общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет "говорить" со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявит свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особенностью дошкольного возраста определят всё дальнейшее формирование личности, а также могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

    Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет. Психологи полагают, что в основе избирательности – способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении.

Популярный  ребенок обычно инициативен в  контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги  товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок  умеет общаться и неэгоистичен. На его популярность оказывает влияние  и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не высказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый. Как показали опыты, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг.

    Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна.  
Рано или поздно ребенок овладевает подходящими к каждому конкретному случаю способами воздействия на сверстников, а пока его ни на минуту нельзя оставлять наедине с этими проблемами. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Ребенка нельзя оберегать от сверстников из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная задача:  систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками могут стать либо  родительской опорой, либо колоссальной помехой. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.   

  Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания, как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

1.2 Специфика детского общения

     В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения  со взрослыми.

   Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование

 Столь широкий диапазон детских контактов определяется больший разнообразием коммуникативных задач, которые решаются в этом общении. Если взрослый остается для ребенка до конца дошкольного возраста в основном источником оценки, новой информации и образцом действия, то по отношению к сверстнику уже с трех-четырех лет ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра соответствующих действий.

    С расширением круга общения ребенка растет его избирательность. Психолог Л. В. Артемова, наблюдавшая общение 128 детей, от трех до семи лет, выявила, что уже на четвертом году жизни у них отчетливо выражено наличие двух кругов общения: более узкого и более широкого, причем большую часть времени дети проводят в более узком кругу сверстников.

  Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

Столь сильная  эмоциональная насыщенность контактов  дошкольников связана с тем, что  начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером  по общению. Значимость общения, которая  выражает степень напряженности  потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно  выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и непредсказуемости. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность и подвижность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако подвижность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Еще одна особенность общения сверстников - преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды детей.

Информация о работе Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста