Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить закономерности межличностных отношений младших дошкольников.
Задачи исследования:
Определить роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка;
Выявить особенности общения дошкольников со сверстниками,
проследить формы его развития, а также выделить проблемные формы этого общения;
Определить условия использования диагностических методик при работе с дошкольниками;
Определить специфику методов и особенности их применения
для исследования межличностных отношений дошкольников.
Результаты: не раздумывая, поселила трёх ребят в красный домик: «Мы с ними играем». После небольшого раздумья выбрала детей для чёрного домика, объяснив, что они дерутся.
Вывод: «Звезда», получила 5 выборов, 3 взаимовыбора.
Протокол №2
Тема: социометрический метод «Два домика».
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.
Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.
Испытуемый: Семён
Состояние испытуемого: удовлетворительное, внимателен.
Дата: 16 февраля 2012 Время: с 9.15 до 9.28
Ход работы
Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
Результаты: стал называть какие игрушки у него есть в красном домике, назвал 3 детей, подумав, назвал ещё одного, в другой домик вселил без раздумий.
Вывод: «Предпочитаемый», получил 4 выбора, 2 взаимовыбора.
Протокол №3
Тема: социометрический метод «Два домика».
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.
Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.
Испытуемый: Мирослав
Состояние испытуемого: возбужден, внимание рассеяно.
Дата: 16 февраля 2012 Время: с 15.30 до 15.40
Ход работы
Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
Результаты: быстро поселил детей в оба домика.
Вывод: «Звезда», получил 5 выборов, 2 взаимовыбора.
Протокол №4
Тема: социометрический метод «Два домика».
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.
Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.
Испытуемый: Лиза
Состояние испытуемого: спокойна, улыбчива, стеснительна, внимательна.
Дата: 17 февраля 2012 Время: с 9.00 до 9.20
Ход работы
Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
Результаты: долго не шла на контакт, пожимала плечиками, выбрала 3 детей в красный домик, про чёрный молчала, после вопроса: «Чёрный домик будет пустовать?» выбрала одного ребёнка.
Вывод: «Предпочитаемый», получила 2 выбора, 1 взаимовыбор.
Протокол №5
Тема: социометрический метод «Два домика».
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.
Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.
Испытуемый: Варя
Состояние испытуемого: веселилась, внимание рассеяно.
Дата: 17 февраля 2012 Время: с 10.15 до 10.25
Ход работы
Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
Результаты: задавала вопросы: «Почему я в красном доме живу? У меня другой дом. А чей чёрный домик?»
Вывод: «Предпочитаемый», получила 3 выбора, 2 взаимовыбора.
Протокол №6
Тема: социометрический метод «Два домика».
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.
Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.
Испытуемый: Настя
Состояние испытуемого: удовлетворительное, отвлекалась, вертелась
Дата: 21 февраля 2012 Время: с 9.10 до 9.25
Ход работы
Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
Результаты: долго думала, отвечала с неохотой, в чёрный домик поселила сразу.
Вывод: «Предпочитаемый», получила 1 выбор, 1 взаимовыбор.
Протокол №7
Тема: социометрический метод «Два домика».
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.
Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.
Испытуемый: Соня
Состояние испытуемого: вялое, внимательна.
Дата: 21 февраля 2012 Время: с 15.25 до15.38
Ход работы
Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
Результаты: без раздумий поселила 4 детей в красный домик, сказала: «Они меня любят».
Вывод: «Предпочитаемый», получила 2 выбора, 1 взаимовыбор.
Протокол №8
Тема: социометрический метод «Два домика».
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.
Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.
Испытуемый: Алёша
Состояние испытуемого: серьёзный, внимателен.
Дата: 22 февраля 2012 Время: с 9.30 до 9.42
Ход работы
Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
Результаты: выбрал двух детей для красного домика, с которыми чаще взаимодействует, для другого домика долго выбирал, менял мнение.
Вывод: «Предпочитаемый», получила 3 выбора, 1 взаимовыбор.
Протокол №9
Тема: социометрический метод «Два домика».
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.
Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.
Испытуемый: Витя
Состояние испытуемого: настроение хорошее, внимание рассеянное.
Дата: 22 февраля 2012 Время: с 9.45 до 10.00
Ход работы
Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
Результаты: «Я позову Мирослава, Лёшу и Веронику, мы будем смотреть мультики». В чёрный домик никого не хотел селить, после раздумий выбрал одного ребёнка.
Вывод: «Предпочитаемый», получил 3 выбора, 2 взаимовыбора.
Протокол №10
Тема: социометрический метод «Два домика».
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.
Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.
Испытуемый: Ника
Состояние испытуемого: плохое настроение, внимательна.
Дата: 22 февраля 2012 Время: с 15.40 до 15.50
Ход работы
Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
Результаты:
стала придумывать какие
Вывод: «Звезда», получила 5 выборов, 2 взаимовыбор.
Протокол №11
Тема: наблюдение.
Цель: описать взаимодействия детей в естественных условиях.
Объект наблюдения: межличностные взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста.
Наблюдатель: Абрамова Ю. Г.
Ситуация наблюдения: свободная игра.
Дата: 29.02.2012
Ход наблюдения
Время |
Особенности поведения и деятельности |
Истолкование факта с точки зрения цели наблюдения |
8.20 |
Лиза играет в кукольном уголке, капризничает, если кто-то пытается забрать её куклу |
отсутствие инициативы |
8.40 |
Семён, Мирик и Алёша играют в крупный строитель по предложению Мирика |
высокая чувствительность на воздействие сверстника, высокая инициативность |
16.20 |
Милана собирает пазлы, подходит Вероника предлагает собирать вместе, Милана разрешает |
ребёнок с удовольствием откликается на предложение сверстника |
16.40 |
Соня играет с кубиками за столом |
низкая инициатива |
17.00 |
Настя укусила Варю, которая забрала у неё коляску |
негативный фон |
Протокол №12
Тема: наблюдение.
Цель: описать взаимодействия детей в естественных условиях.
Объект наблюдения: межличностные взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста.
Наблюдатель: Абрамова Ю. Г.
Ситуация наблюдения: свободная игра.
Дата:2.03.2012
Время |
Особенности поведения и деятельности |
Истолкование факта с точки зрения цели наблюдения |
7.30 |
Милана предложила детям поиграть
в подвижную игру «Море волнуется...»
несколько детей приняли |
проявление инициативы, но нет настойчивости |
8.20 |
Витя бегает с досочкой, имитируя оружие, остальные мальчики подхватывают его |
проявление чувствительности к предложению сверстника |
10.00 |
Варя позвала Алёшу играть в «Дочки-матери», он не согласился |
средняя инициативность, средняя чувствительность к предложениям сверстника |
Протокол №13
Тема: наблюдение.
Цель: описать взаимодействия детей в естественных условиях.
Объект наблюдения: межличностные взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста.
Наблюдатель: Абрамова Ю. Г.
Ситуация наблюдения: свободная игра.
Дата: 5.03.2012
Ход наблюдения
Время |
Особенности поведения и деятельности |
Истолкование факта с точки зрения цели наблюдения |
8.25 |
Варя жалеет Соню |
позитивный эмоциональный фон |
9.40 |
Алёша строит дорогу, катает машинку, Ника зовёт его играть в лото, Лёша соглашается |
слабая инициативность, нейтрально-деловой эмоциональный фон |
16.40 |
Витя играет в кукольном уголке, зовёт Семёна и Мирика, те не идут |
средняя инициативность |
17.00 |
Лиза раскрашивает, Настя предлагает пойти в зону песка и воды, Лиза оставляет рисование и идёт |
низкая инициативность, предпочтение идти за другими детьми, играть одной |
Протокол №14
Тема: наблюдение.
Цель: описать взаимодействия детей в естественных условиях.
Объект наблюдения: межличностные взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста.
Наблюдатель: Абрамова Ю. Г.
Ситуация наблюдения: свободная игра.
Дата: 12.03.2012
Ход наблюдения
Время |
Особенности поведения и деятельности |
Истолкование факта с точки зрения цели наблюдения |
8.20 |
Мирик угощает детей печеньем |
позитивный эмоциональный фон |
10.20 |
Большинство детей играет сам по себе |
нейтрально-деловой |
Информация о работе Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста