Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить закономерности межличностных отношений младших дошкольников.
Задачи исследования:
Определить роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка;
Выявить особенности общения дошкольников со сверстниками,
проследить формы его развития, а также выделить проблемные формы этого общения;
Определить условия использования диагностических методик при работе с дошкольниками;
Определить специфику методов и особенности их применения
для исследования межличностных отношений дошкольников.
Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. От двух до семи лет отмечается два таких перелома; первый происходит приблизительно в четыре года, второй— около шести лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение одного-двух лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку двух-трех лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у четырехлетних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь они начинают явно предпочитать общество других детей взрослому или одиночной игре. Второй перелом внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Он связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Эти переломные моменты можно рассматривать, как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы были названы формами общения дошкольников со сверстниками.
Первая форма эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Потребность в общении со сверстниками складывается в раннем возрасте. На втором году у детей наблюдается интерес к другому ребенку, повышенное внимание к его действиям, а к концу второго года появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию. В полтора-два года в репертуаре детей появляются особые игровые действия, в которых выражается отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно баловаться, соревноваться, возиться.
Особое место в таком взаимодействии занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В таких подражательных действиях малыши не ограничиваются никакими нормами; они принимают причудливые позы, кувыркаются, кривляются, визжат, хохочут, прыгают от восторга. Причем все эти подражательные действия сопровождаются чрезвычайно яркими эмоциями.
Такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание своей общности с другим человеком вызывает бурную радость. Эмоционально-практическое взаимодействие, которое протекает в свободной, ничем не регламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Отражаясь в других, малыши лучше выделяют самих себя, получают зримое подтверждение своей активности и уникальности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку, ребенок реализует свою самобытность, что стимулирует его инициативность.
В младшем дошкольном возрасте содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддерживал и усиливал общее веселье.
Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Другой ребенок является для них как бы зеркалом, в котором они видят только себя.
Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно как по своему содержанию, так и по средствам. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение в ситуацию привлекательного предмета может разрушить взаимодействие детей; они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения - локомоции или экспрессивно-выразительные движения. После трех лет общение все больше опосредуется речью, однако речь пока крайне ситуативна и может быть средством общения только при наличии зрительного контакта и выразительных движений
Вторая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.
Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей - врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других). В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой - переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело - игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.
Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста.
Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров, остро реагируют на оценку взрослого, данную другому ребенку. В четыре и пять лет они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. В этот период некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах
Все это
позволяет говорить о качественной
перестройке отношения к
Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые. Дети много разговаривают друг с другом (примерно в полтора раза больше, чем со взрослыми), но их речь продолжает оставаться ситуативной. Если в общении со взрослым в этот период уже возникают вне ситуативные контакты, то общение со сверстниками остается преимущественно ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
В конце дошкольного возраста у многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа вне ситуативно-деловой. К шести-семи годам значительно возрастает число вне ситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает вне ситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте опять становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.
Однако, несмотря на эту возрастающую тенденцию к вне ситуативности, общение в этом возрасте происходит, как и в предыдущем, на фоне совместного дела, т.е. общей игры или продуктивной деятельности (поэтому данная форма общения и сохранила название деловой). Но сама игра к концу дошкольного возраста меняется. На первый план выступают правила поведения игровых персонажей и соответствие игровых событий реальным. Соответственно подготовка к игре, ее планирование и обсуждение правил начинают занимать значительно большее место, чем на предыдущем этапе. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше - на уровне ролевых.
Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые вне ситуативные, психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личностными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.
Таким образом, развитие вне ситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число вне ситуативных, речевых контактов, а с другой - сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях, но становится все более значимой для ребенка.
К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями - улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Часто вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всего непосредственным отношением к другому.
Бескорыстное желание помочь сверстнику, что-то подарить или уступить ему, эмоциональная вовлеченность в его действия могут свидетельствовать о том, что к старшему дошкольному возрасту формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Суть этого отношения заключается в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством. самоутверждения, но и самоценной целостной личностью. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращаются во внутреннюю общность, которая делает возможными более глубокие межличностные отношения.
Однако
такое личностное отношение складывается
далеко не у всех детей. У многих
старших дошкольников эгоистическое,
конкурентное отношение к сверстникам
остается преобладающим. Такие дети
нуждаются в специальной
1.4 Проблемные формы отношения к сверстникам
Агрессивные дети. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие.
В психологических
исследованиях выявляется и описывается
уровень агрессивного поведения
и влияющие на него факторы. Среди
этих факторов обычно выделяются особенности
семейного воспитания, образцы агрессивного
поведения, которые ребенок наблюдает
на телеэкране или со стороны сверстников,
уровень эмоционального напряжения
и фрустрации и т. д. Однако очевидно,
что все эти факторы вызывают
агрессивное поведение далеко не
у всех детей, а только у определенной
части. Дети, склонные к насилию, существенно
отличаются от своих миролюбивых
сверстников не только по внешнему
поведению, но и по своим психологическим
характеристикам.
Агрессивные дети существенно различаются
как по формам проявления агрессии, так
и по мотивации агрессивного поведения.
У одних детей агрессия носит мимолетный,
импульсивный характер, не отличается
особой жестокостью и наиболее часто используется
для привлечения внимания сверстников.
У других агрессивные действия используются
для достижения конкретной цели (чаще
всего - получить желанный предмет) и имеют
более жесткие и устойчивые формы. У третьих
преобладающей мотивацией агрессии является
"бескорыстное" причинение вреда
сверстникам (агрессия как самоцель) и
проявляется в наиболее жестоких формах
насилия. Отметим нарастание частоты и
жестокости агрессии от первой группы
к третьей. Однако, несмотря на эти очевидные
различия, всех агрессивных детей объединяет
одно общее свойство - невнимание к другим
детям, неспособность видеть и понимать
другого.
Исследования показали, что агрессивные
дети практически не отличаются от своих
миролюбивых сверстников по уровню развития
интеллекта, произвольности или игровой
деятельности. Главной отличительной чертой
агрессивных детей является их отношение
к сверстнику. Другой ребенок выступает
для них как противник, как конкурент,
как препятствие, которое нужно устранить.
Такое отношение нельзя свести к недостатку
коммуникативных навыков (заметим, что
многие агрессивные дети в ряде случаев
демонстрируют вполне адекватные способы
общения и при этом проявляют незаурядную
изобретательность, придумывая разнообразные
формы нанесения ущерба сверстникам).
Можно полагать, что это отношение отражает
особый склад личности, ее направленность,
которая порождает специфическое восприятие
другого как врага.
Агрессивные дети проявляют низкий интерес
к сверстнику, неадекватные реакции на
успехи другого (злорадство при его неудачах
и протест против его достижений) и неспособность
бескорыстно поделиться или помочь другому.
В основе такого отношения к другим лежит
фиксированность ребенка на себе, его
внутренняя изоляция от других. Ожидание
враждебности со стороны окружающих не
позволяет такому ребенку увидеть другого
во всей его полноте и целостности, пережить
чувство связи и общности с ним. Поэтому
для таких детей недоступно сочувствие,
сопереживание или содействие.
В то же время в дошкольном возрасте
еще не поздно предпринять своевременные
меры для преодоления этих тенденций.
Эти меры должны быть направлены не на
безопасный выход агрессии (эмоциональный
катарсис), не на повышение самооценки,
не на развитие коммуникативных навыков
или игровой деятельности, а на преодоление внутренней
изоляции, на формирование способности
видеть и понимать других.
Обидчивые дети. Явление обиды
возникает в дошкольном возрасте. Маленькие
дети (до трех-четырех лет) могут расстраиваться
из-за отрицательной оценки взрослого,
требовать внимания к себе, жаловаться
на сверстников, но все эти формы детской
обиды носят непосредственный, ситуативный
характер - малыши не "застревают"
на этих переживаниях и быстро забывают
их. Феномен обиды во всей своей полноте
начинает проявляться после пяти лет,
в связи с появлением в этом возрасте потребности
в признании и уважении - сначала взрослого,
а потом и сверстника. Именно в этом возрасте
главным предметом обиды начинает выступать
сверстник, а не взрослый. Обида на другого
проявляется в тех случаях, когда ребенок
остро переживает ущемление своего Я,
свою не признанность, незаметность.
Информация о работе Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста