Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить закономерности межличностных отношений младших дошкольников.
Задачи исследования:
Определить роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка;
Выявить особенности общения дошкольников со сверстниками,
проследить формы его развития, а также выделить проблемные формы этого общения;
Определить условия использования диагностических методик при работе с дошкольниками;
Определить специфику методов и особенности их применения
для исследования межличностных отношений дошкольников.
В состоянии обиды ребенок не проявляет
прямой или косвенной физической агрессии
(он не дерется, не нападает на обидчика,
не мстит ему). Для проявления обиды характерна
подчеркнутая демонстрация своей "обиженности".
Поведение детей в состоянии обиды имеет
интересную и парадоксальную особенность.
С одной стороны, это поведение носит явно
демонстративный характер и направлено
на привлечение внимания к себе. С другой
стороны, дети отказываются от общения
с обидчиком - молчат, отворачиваются,
уходят в сторону. Отказ от общения используется
как средство привлечения внимания к себе,
как способ вызывания чувства вины и раскаяния
у того, кто обидел. "Порог" обидчивости
у всех различный. Нужно различать адекватный
и неадекватный повод для проявления
обиды. Адекватным можно считать повод,
когда имеет место сознательное отвержение
человеком партнера по общению, его игнорирование
или неуважительное отношение. Повод,
в котором партнер вовсе не демонстрирует
неуважение или отвержение, можно считать
неадекватным для обиды на другого. В этом
случае человек реагирует не на реальное
отношение, а на свои собственные неоправданные
ожидания, на то, что он сам воспринимает
и приписывает окружающим.
Характерной особенностью обидчивых
детей является яркая установка на оценочное
отношение к себе и постоянное ожидание
положительной оценки, отсутствие которой
воспринимается как отрицание себя.
Обидчивые дети как будто не замечают
окружающих. Собственные фантазии,
в которых ребенок обладает всеми мыслимыми
достоинствами, закрывают от него реальность
и замещают действительные отношения
со сверстниками. Оценка себя и отношение
к себе замещает непосредственное восприятие
сверстников и отношения с ними. Однако
данные исследований показывают, что обидчивые
дети, несмотря на их конфликтность, не
принадлежат к числу непопулярных или
отвергаемых. Следовательно, такая заниженная
оценка обидчивых детей глазами сверстников
является результатом исключительно их
собственных представлений.
Итак, характерные особенности личности
обидчивых детей свидетельствуют о том,
что в основе повышенной обидчивости лежит
напряженно-болезненное отношение ребенка
к себе и оценке себя, которое порождает
острую и не насыщаемую потребность в
признании и уважении. Ребенок постоянно
смотрит на себя глазами других и оценивает
себя этими глазами, находясь как бы в
системе зеркал. Все это приносит ребенку
острые болезненные переживания и препятствует
нормальному развитию личности. Поэтому
повышенную обидчивость можно рассматривать
как одну из конфликтных форм межличностных
отношений.
Застенчивые дети. Застенчивость
является одной из самых распространенных
и самых сложных проблем межличностных
отношений.
Происхождение
этой особенности, как у большинства
других внутренних психологических
проблем человека, уходит своими корнями
в детство. Наблюдения показали, что
застенчивость появляется у многих
детей уже в три и четыре года сохраняется
на протяжении всего дошкольного детства.
Практически все дети, которые вели себя
застенчиво в три года, сохранили это качество
до семи лет. Вместе с тем выраженность
застенчивости претерпевает изменения
на протяжении дошкольного периода. Слабее
всего она проявляется в младшем дошкольном
возрасте, резко возрастает на пятом году
жизни и сокращается к семи годам. При
этом на пятом году жизни усиление застенчивости
приобретает характер возрастного феномена.
Возникнув в этот период, у некоторых детей
это качество остается устойчивой чертой
личности, которая во многом усложняет
и омрачает жизнь человека. Поэтому очень
важно вовремя распознать эту черту и
остановить ее чрезмерное развитие.
Анализ показывает, что застенчивых детей
отличает повышенная чувствительность
ребенка к оценке взрослого (как реальной,
так и ожидаемой). У застенчивых детей
наблюдается обостренное восприятие и
ожидание оценки. Ребенок одновременно
неуверен и в правильности своих действий,
и в положительной оценке взрослого. Застенчивость
проявляется в том, что ребенок, с одной
стороны, хочет привлечь к себе внимание
взрослого, но, с другой стороны, очень
боится выделиться из группы сверстников,
оказаться в центре внимания. Эта особенность
ярко проявляется в ситуациях первой встречи
взрослого с ребенком, а также в начале
любой совместной деятельности.
Следует отметить, что по уровню умственного
развития и по успешности в предметной
деятельности эти дети не уступают своим
сверстникам. Нередко застенчивые дети
гораздо лучше справляются с заданиями,
чем их незастенчивые ровесники. Но в случае
неудачи или отрицательной оценки менее
настойчивы в достижении результата. Для
всех застенчивых детей характерно острое
переживание отрицательной оценки взрослого,
часто парализующее как практическую
деятельность ребенка, так и общение.
Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. С одной стороны, ребенок имеет высокую самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой - сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует его инициативу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном общении.
Демонстративные дети. Сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений: лишь противопоставив себя сверстнику и выделив, таким образом, свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность. Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса. Отношения с другими для таких детей являются средством самоутверждения и привлечения внимания.
Однако в
случаях, когда отношения с воспитателем
или группой не складываются, демонстративные
дети применяют негативную тактику
поведения: проявляют агрессию, жалуются,
провоцируют скандалы и ссоры. Нередко
самоутверждение достигается
Демонстративное
поведение отражает определенную общую
направленность личности и отношение
к другим людям.
У этих детей ярко выражена потребность
в другом, при сравнении с которым можно
оценить и утвердить себя. Соотнесение
себя с другим проявляется в яркой конкурентности
и сильной ориентации на оценку окружающих.
В отличие от других проблемных форм межличностных
отношений демонстративность не считается
отрицательным и, собственно, проблемным
качеством. Более того, в настоящее время
некоторые особенности, присущие демонстративным
детям, напротив, являются социально одобряемыми:
настойчивость, здоровый эгоизм, способность
добиться своего и др. Однако при этом
не учитывается, что противопоставление
себя другом, болезненная потребность
в признании и самоутверждении являются
зыбким фундаментом психологического
комфорта и мотивации тех или иных поступков.
Не насыщаемая потребность в похвале,
в превосходстве над другими становится
главным мотивом всех действий и поступков.
Такой человек постоянно боится оказаться
хуже других, что порождает тревожность,
неуверенность в себе, которая компенсируется
хвастовством и подчеркиванием своих
преимуществ. Гораздо более прочной оказывается
позиция, основанная на принятии себя
и отсутствии конкурентного отношения
к окружающим. Именно поэтому важно вовремя
выявить проявления демонстративности
как личностного качества и помочь ребенку
в преодолении такой конкурентной позиции.
Глава 2. Диагностика исследования межличностных отношений младших дошкольников
2.1 Постановка
проблемы межличностных
Цель: выявить особенности общения детей со сверстниками, проследить формы его развития, а так же выделить проблемные формы этого общения.
Задачи: 1) определить базу исследования;
2) подобрать методы
3) проанализировать полученные результаты.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Сунской СОШ, посёлка Янишполе. МБОУ Сунская СОШ работает по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А Васильевой, В.В Гербовой, Т.С Комаровой, заведующая по ВМР Манакова Л. В.
В исследовании приняли 10 воспитанников младшей группы. Из них 6 девочек и 4 мальчика:
1. Милана – 4 года
2. Семён – 3 года
3. Мирик – 4 года
4. Лиза – 3 года
5. Варя – 3 года
6. Настя – 3 года
7. Соня – 3 года
8. Алёша– 3 года
9. Витя – 4 года
10. Ника – 4 года
Наблюдение за детьми и беседа с ними во время выполнения экспериментальных заданий показали, что они полностью включались в предлагаемые жизненные ситуации, воспринимая их как реальные. Все это служило подтверждением того, что использованные методики были адекватны поставленным задачам.
2.2 Методы исследования и анализ их результатов
1. Социометрический метод «Два домика».
Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 году и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета.
Проведение исследования: взрослый показывает ребёнку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в чёрном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». Ни в коем случае не сообщается, что чёрный домик плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом. Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки.
Таблица №1. Результаты методики «Два домика».
Имя |
Милана |
Семён |
Мирик |
Лиза |
Варя |
Настя |
Соня |
Лёша |
Витя |
Ника |
Милана |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ | ||||
Семён |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|||||
Мирик |
+ |
+ |
- |
- | ||||||
Лиза |
+ |
+ |
- |
+ |
||||||
Варя |
+ |
+ |
- |
- |
+ | |||||
Настя |
_ |
+ |
- |
+ |
+ | |||||
Соня |
+ |
- |
+ |
+ |
+ | |||||
Алёша |
+ |
- |
- |
+ |
||||||
Витя |
- |
+ |
+ |
+ | ||||||
Ника |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
«Звёзды» - 3,
«Предпочитаемые» -7,
«Игнорируемые» - нет,
«Изгои» - нет
Вывод: из таблицы №1 можно увидеть,
что дети получили примерно равное
количество выборов. Доброжелательное
отношение сверстников
2. Метод наблюдения.
Цель: описать взаимодействия детей в естественных условиях.
При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:
1) инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,
2) чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,
3) преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
Шкалы оценки параметров и показателей.
Критерии оценки параметров |
Выраженность в баллах |
Инициативность |
|
— отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; |
0 |
— слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; |
1 |
— средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; |
2 |
— ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия |
3 |
Чувствительность к |
|
— отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; |
0 |
— слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; |
1 |
— средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников; |
2 |
— высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия |
3 |
Преобладающий эмоциональный фон |
|
— негативный; — нейтрально-деловой; — позитивный |
|
Информация о работе Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста