Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить закономерности межличностных отношений младших дошкольников.
Задачи исследования:
Определить роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка;
Выявить особенности общения дошкольников со сверстниками,
проследить формы его развития, а также выделить проблемные формы этого общения;
Определить условия использования диагностических методик при работе с дошкольниками;
Определить специфику методов и особенности их применения
для исследования межличностных отношений дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 89.24 Кб (Скачать файл)

   В состоянии обиды ребенок не проявляет прямой или косвенной физической агрессии (он не дерется, не нападает на обидчика, не мстит ему). Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей "обиженности". Поведение детей в состоянии обиды имеет интересную и парадоксальную особенность. С одной стороны, это поведение носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе. С другой стороны, дети отказываются от общения с обидчиком - молчат, отворачиваются, уходят в сторону. Отказ от общения используется как средство привлечения внимания к себе, как способ вызывания чувства вины и раскаяния у того, кто обидел. "Порог" обидчивости у всех различный.    Нужно различать адекватный и неадекватный повод для проявления обиды. Адекватным можно считать повод, когда имеет место сознательное отвержение человеком партнера по общению, его игнорирование или неуважительное отношение. Повод, в котором партнер вовсе не демонстрирует неуважение или отвержение, можно считать неадекватным для обиды на другого. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение, а на свои собственные неоправданные ожидания, на то, что он сам воспринимает и приписывает окружающим. 
  Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. 
Обидчивые дети как будто не замечают окружающих.  Собственные фантазии, в которых ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами,  закрывают от него реальность и замещают действительные отношения со сверстниками. Оценка себя и отношение к себе замещает непосредственное восприятие сверстников и отношения с ними.  Однако данные исследований показывают, что обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу непопулярных или отвергаемых. Следовательно, такая заниженная оценка обидчивых детей глазами сверстников является результатом исключительно их собственных представлений. 
Итак, характерные особенности личности обидчивых детей свидетельствуют о том, что в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и оценке себя, которое порождает острую и не насыщаемую потребность в признании и уважении.  Ребенок постоянно смотрит на себя глазами других и оценивает себя этими глазами, находясь как бы в системе зеркал. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать как одну из конфликтных форм межличностных отношений. 
 
Застенчивые дети. Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений.

Происхождение этой особенности, как у большинства  других внутренних психологических  проблем человека, уходит своими корнями  в детство. Наблюдения показали, что  застенчивость появляется у многих детей уже в три и четыре года сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения на протяжении дошкольного периода. Слабее всего она проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастает на пятом году жизни и сокращается к семи годам. При этом на пятом году жизни усиление застенчивости приобретает характер возрастного феномена. Возникнув в этот период, у некоторых детей это качество остается устойчивой чертой личности, которая во многом усложняет и омрачает жизнь человека. Поэтому очень важно вовремя распознать эту черту и остановить ее чрезмерное развитие.  Анализ показывает, что застенчивых детей отличает повышенная чувствительность ребенка к оценке взрослого (как реальной, так и ожидаемой). У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки.  Ребенок одновременно неуверен и в правильности своих действий, и в положительной оценке взрослого. Застенчивость проявляется в том, что ребенок, с одной стороны, хочет привлечь к себе внимание взрослого, но, с другой стороны, очень боится выделиться из группы сверстников, оказаться в центре внимания. Эта особенность ярко проявляется в ситуациях первой встречи взрослого с ребенком, а также в начале любой совместной деятельности. 
Следует отметить, что по уровню умственного развития и по успешности в предметной деятельности эти дети не уступают своим сверстникам. Нередко застенчивые дети гораздо лучше справляются с заданиями, чем их незастенчивые ровесники. Но в случае неудачи или отрицательной оценки менее настойчивы в достижении результата. Для всех застенчивых детей характерно острое переживание отрицательной оценки взрослого, часто парализующее как практическую деятельность ребенка, так и общение.

Причина таких  нарушений кроется в особом характере  отношения застенчивого ребенка  к самому себе. С одной стороны, ребенок имеет высокую самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой - сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует его инициативу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном общении.

 

Демонстративные дети. Сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений: лишь противопоставив себя сверстнику и выделив, таким образом, свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность. Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса.  Отношения с другими для таких детей являются средством самоутверждения и привлечения внимания.

Однако в  случаях, когда отношения с воспитателем или группой не складываются, демонстративные  дети применяют негативную тактику  поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко  самоутверждение достигается путем  снижения ценности или обесценивания  другого.

Демонстративное поведение отражает определенную общую  направленность личности и отношение  к другим людям.  
У этих детей ярко выражена потребность в другом, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя. Соотнесение себя с другим проявляется в яркой конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих. 
В отличие от других проблемных форм межличностных отношений  демонстративность не считается отрицательным и, собственно, проблемным качеством. Более того, в настоящее время некоторые особенности, присущие демонстративным детям, напротив, являются социально одобряемыми: настойчивость, здоровый эгоизм, способность добиться своего и др. Однако при этом не учитывается, что противопоставление себя другом, болезненная потребность в признании и самоутверждении являются зыбким фундаментом психологического комфорта и мотивации тех или иных поступков. Не насыщаемая потребность в похвале, в превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек постоянно боится оказаться хуже других, что порождает тревожность, неуверенность в себе, которая компенсируется хвастовством и подчеркиванием своих преимуществ. Гораздо более прочной оказывается позиция, основанная на принятии себя и отсутствии конкурентного отношения к окружающим. Именно поэтому важно вовремя выявить проявления демонстративности как личностного качества и помочь ребенку в преодолении такой конкурентной позиции.

 

 

 

Глава 2. Диагностика исследования межличностных  отношений младших дошкольников

2.1 Постановка  проблемы межличностных отношений  младших дошкольников и организация исследования

Цель: выявить особенности общения детей со сверстниками, проследить формы его развития, а так же выделить проблемные формы этого общения.

Задачи: 1) определить базу исследования;

     2) подобрать методы диагностирования;

                        3) проанализировать полученные результаты.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ Сунской СОШ, посёлка Янишполе. МБОУ Сунская СОШ работает по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А Васильевой, В.В Гербовой, Т.С Комаровой, заведующая по ВМР Манакова Л. В.

В исследовании приняли 10 воспитанников младшей  группы. Из них 6 девочек и 4 мальчика:

1. Милана – 4 года

2. Семён – 3 года

3. Мирик – 4 года

4. Лиза – 3 года

5. Варя – 3 года

6. Настя – 3 года

7. Соня – 3 года

8. Алёша– 3 года

9. Витя – 4 года

10. Ника – 4 года

Наблюдение  за детьми и беседа с ними во время  выполнения экспериментальных заданий  показали, что они полностью включались в предлагаемые жизненные ситуации, воспринимая их как реальные. Все  это служило подтверждением того, что использованные методики были адекватны  поставленным задачам.

2.2 Методы  исследования и анализ их результатов

1. Социометрический метод «Два домика».

Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 году и предназначена для диагностики сферы общения ребенка. 

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы. 

 Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета.

Проведение  исследования: взрослый показывает ребёнку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в чёрном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». Ни в коем случае не сообщается, что чёрный домик плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом. Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки.

Таблица №1. Результаты методики «Два домика».

Имя

Милана

Семён

Мирик

Лиза

Варя

Настя

Соня

Лёша

Витя

Ника

Милана

 

+

+

 

+

-

-

   

+

Семён

+

 

+

-

     

+

+

 

Мирик

+

+

           

-

-

Лиза

+

     

+

   

-

+

 

Варя

 

+

 

+

 

-

   

-

+

Настя

   

_

+

-

 

+

   

+

Соня

+

     

-

+

 

+

 

+

Алёша

   

+

   

-

-

 

+

 

Витя

 

-

+

       

+

 

+

Ника

+

+

+

 

+

 

+

 

-

 



 

 

 

 

 «Звёзды» - 3,

 «Предпочитаемые» -7,

 «Игнорируемые» - нет,

«Изгои» - нет

Вывод: из таблицы №1 можно увидеть, что дети получили примерно равное количество выборов. Доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну. В группе нет изгоев, это доказывается тем, что каждый ребёнок получил по 1-4 предпочтения от сверстников. Так же можно выделить гендерную особенность взаимоотношений: дети в основном дружат с ровесниками  своего пола.

 

 

 

 

 

 

 

2. Метод наблюдения.

Цель: описать взаимодействия детей в естественных условиях.

При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие  показатели поведения детей:

1) инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,

2) чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,

3) преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

Шкалы оценки параметров и показателей.

Критерии оценки параметров

Выраженность  в баллах

Инициативность

 

 

— отсутствует: ребенок не проявляет никакой  активности, играет в одиночестве  или пассивно следует за другими;

0

— слабая: ребенок  крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими  детьми;

1

— средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

2

— ребенок активно  привлекает окружающих детей к своим  действиям и предлагает различные  варианты взаимодействия

3

Чувствительность к воздействиям сверстника

 

 

— отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения  сверстников;

0

— слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

1

— средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

2

— высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия

3

Преобладающий эмоциональный фон

 

 

— негативный;

— нейтрально-деловой;

— позитивный

 

 

Информация о работе Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста