Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить закономерности межличностных отношений младших дошкольников.
Задачи исследования:
Определить роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка;
Выявить особенности общения дошкольников со сверстниками,
проследить формы его развития, а также выделить проблемные формы этого общения;
Определить условия использования диагностических методик при работе с дошкольниками;
Определить специфику методов и особенности их применения
для исследования межличностных отношений дошкольников.
Наблюдение проводилось в течение двух недель в младшей группе. Во время наблюдения обращалось внимание на такие показатели: инициативность ребёнка, чувствительность к воздействию сверстника, эмоциональный фон.
Таблица №2. Результаты метода наблюдения.
Инициативность |
Чувствительность к |
Преобладающий эмоциональный фон | |
Милана |
2 |
3 |
позитивный |
Семён |
2 |
2 |
позитивный |
Мирик |
3 |
3 |
позитивный |
Лиза |
0 |
1 |
нейтрально-деловой |
Варя |
2 |
3 |
нейтрально-деловой |
Настя |
1 |
1 |
негативный |
Соня |
1 |
2 |
нейтрально-деловой |
Алёша |
1 |
3 |
позитивный |
Витя |
2 |
3 |
позитивный |
Ника |
3 |
2 |
нейтрально-деловой |
Вывод: из данной таблицы видно, что уровень инициативности в группе в основном средний (4 человека), слабый (3 человека), высокий (2 человека), и вовсе отсутствует (1 человек); чувствительность на предложения сверстников: у 5 человек высокого уровня, у 3 среднего, у 2 слабого, тех у кого чувствительность отсутствует – нет. Эмоциональный фон преобладает позитивный (5 человек), реже нейтрально-деловой (4 человека), но всё же присутствует негативный эмоциональный фон (1 человек).
Из этого можно сделать
вывод, что ребёнку младшего
возраста легче принять чужие
идеи и действия, чем предложить
свои и тем более отстоять
их. В общем, в группе можно
выделить отношение
3. Метод проблемных ситуаций «Строитель».
Цель: выявить межличностные взаимоотношения во время совместной деятельности.
В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя.
Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно отмечать следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:
1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.
0 — полное отсутствие
интереса к действиям
1 — беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;
2 — периодическое пристальное
наблюдение за действиями
3 — пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.
2. Характер участия в действиях сверстника, т. е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).
0 — нет оценок;
1 — негативные оценки (ругает, насмехается);
2 — демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);
3 — позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).
3. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.
0 — индифферентная — заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;
1 — неадекватная реакция — безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение;
2 — частично адекватная реакция — согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера;
3 — адекватная реакция — радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и сорадованию.
4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.
0 — отказ — ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей. За этим отказом, по-видимому, стоит эгоистическая направленность ребенка, его концентрация на себе и на успешном выполнении порученного задания;
1 — провокационная помощь — наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;
2 — прагматическая помощь — в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику;
3 — безусловная помощь — не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых — по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.
Таблица №3. Результаты методики «Строитель».
степень эмоциональной вовлечённости ребёнка в действия сверстника |
характер участия в действиях сверстника |
характер и степень |
характер и степень проявления просоциальных форм поведения | |
Милана |
3 |
3 |
3 |
2 |
Семён |
1 |
2 |
2 |
3 |
Мирик |
2 |
1 |
3 |
2 |
Лиза |
0 |
1 |
2 |
3 |
Варя |
3 |
2 |
3 |
1 |
Настя |
0 |
2 |
2 |
1 |
Соня |
1 |
0 |
2 |
1 |
Лёша |
1 |
3 |
3 |
2 |
Витя |
2 |
3 |
3 |
3 |
Ника |
3 |
2 |
3 |
1 |
Вывод: анализ результатов проведённого исследования показал, что:
1. Детям младшего дошкольного
возраста свойственно
2. Дети этого возраста заинтересованы в наблюдении за ровесниками.
3. У детей этой возрастной группы развита способность к сопереживанию и состраданию, а так же они могут оспорить негативную оценку со взрослым.
4. В этом возрасте уже менее
проявляется эгоистичность,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью работы было изучить межличностные отношения младших дошкольников с использованием психологии и современных методов изучения данного возраста.
В ходе работы было обнаружено, что очень велика роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка. Общение является условием формирования общественных качеств личности ребенка, а также условием проявления и развития начал коллективных взаимоотношений.
Были выявлены особенности детского общения, характерные для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста: большое разнообразие коммуникативных действий, яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность детских контактов, преобладание инициативных действий над ответными. Также в работе определены формы развития детского общения. В 1-3 года проявляется первая форма: эмоционально-практическое общение. К 4-6 годам складывается вторая форма общения: ситуативно-деловая. В конце дошкольного возраста складывается деловая форма общения вне ситуации. В ходе работы были выявлены проблемные формы отношения детей к сверстникам. Среди них выделяют: агрессивные и обидчивые дети, застенчивые и демонстративные дети.
Вторая
глава работы посвящена
Рассмотрен в работе и метод социометрии, определены цели его использования, формы и модификации данного исследования при работе с детьми.
Также
в работе описан метод
Подводя
итог проделанной работе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Анастази В. Психологическое тестирование ч. 2, М- 2002 г.
2 Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте.- М.:
Питер-юг, 2008
3 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.
О психологии маленького ребенка.— М., Речь, 1996
4 Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. - № 1.
5 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. -Ярославль, 1996.
6 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974.
7 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.
8 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.- 144с.
9 Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4.
10 Мухина B.C. Психология дошкольника. - М., 1975.
11 Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1978.
12 Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной. - М., 1974.
13 Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989
14 Развитие общения у
дошкольников и младших
15 Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М., 1978.
16 Репина Т.А. Группа детского сада и
процесс социализации мальчиков
и девочек. //Дошкольное воспитание.- 1984,
№4
17 Смирнова Е.О. Особенности общения с
дошкольниками. М.: Изд. Академия,2000г
18 Смирнова Е.О., Калягина Б:А. Особенности
отношения к сверстнику у популярных и
непопулярных дошкольников // Вопросы
психологии. - 1998.-№ 3.
19 Степанов С.С. Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети: грамматика отношений. - М.: Дрофа- ПЛЮС 2006г
21 Урунтаева Г.А. Детская
22 Усова А.П. Обучение в детском саду. Изд. 3-е, испр. Под ред. А.В.Запорожца. М.: Просвещение, 1981г.
Протокол №1
Тема: социометрический метод «Два домика».
Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.
Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.
Испытуемый: Милана
Состояние испытуемого: хорошее настроение, внимательна.
Дата: 17 февраля 2012 Время: с 9.00 до 9.15
Ход работы
Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».
Информация о работе Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста