Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 08:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить закономерности межличностных отношений младших дошкольников.
Задачи исследования:
Определить роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка;
Выявить особенности общения дошкольников со сверстниками,
проследить формы его развития, а также выделить проблемные формы этого общения;
Определить условия использования диагностических методик при работе с дошкольниками;
Определить специфику методов и особенности их применения
для исследования межличностных отношений дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 89.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Наблюдение  проводилось в течение двух недель в младшей группе. Во время наблюдения обращалось внимание на такие показатели: инициативность ребёнка, чувствительность к воздействию сверстника, эмоциональный фон.

Таблица №2. Результаты метода наблюдения.

 

 

Инициативность

 

Чувствительность к воздействиям сверстника

 

Преобладающий эмоциональный  фон

Милана

2

3

позитивный

Семён

2

2

позитивный

Мирик

3

3

позитивный

Лиза

0

1

нейтрально-деловой

Варя

2

3

нейтрально-деловой

Настя

1

1

негативный

Соня

1

2

нейтрально-деловой

Алёша

1

3

позитивный

Витя

2

3

позитивный

Ника

3

2

нейтрально-деловой


 

 

Вывод: из данной таблицы видно, что  уровень инициативности в группе в основном средний (4 человека), слабый (3 человека), высокий (2 человека), и вовсе  отсутствует (1 человек); чувствительность на предложения сверстников: у 5 человек  высокого уровня, у 3 среднего, у 2 слабого, тех у кого чувствительность отсутствует – нет. Эмоциональный фон преобладает позитивный (5 человек), реже нейтрально-деловой (4 человека), но всё же присутствует негативный эмоциональный фон (1 человек).

 Из этого можно сделать  вывод, что ребёнку младшего  возраста легче принять чужие  идеи и действия, чем предложить  свои и тем более отстоять  их. В общем, в группе можно  выделить отношение сопричастности, которая проявляется в стремлении  к совместной деятельности.

3. Метод проблемных  ситуаций «Строитель».

Цель: выявить межличностные  взаимоотношения во время совместной деятельности.

В игре участвуют двое детей  и взрослый. Перед началом строительства  взрослый предлагает детям рассмотреть  конструктор и рассказать, что  можно из него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е. осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя.

Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно отмечать следующие показатели поведения  детей, которые оцениваются по соответствующим  шкалам:

1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.

0 — полное отсутствие  интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит  по сторонам, занимается своими  делами, заговаривает с экспериментатором);

1 — беглые заинтересованные  взгляды в сторону сверстника;

2 — периодическое пристальное  наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии  к действиям сверстника;

3 — пристальное наблюдение  и активное вмешательство в  действия сверстника.

2. Характер участия в действиях сверстника, т. е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).

0 — нет оценок;

1 — негативные оценки (ругает, насмехается);

2 — демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит  о себе);

3 — позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).

3. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.

0 — индифферентная — заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям;

1 — неадекватная реакция — безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение;

2 — частично адекватная реакция — согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера;

3 — адекватная реакция — радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и сорадованию.

4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.

0 — отказ — ребенок не поддается ни на какие уговоры и не уступает партнеру своих деталей. За этим отказом, по-видимому, стоит эгоистическая направленность ребенка, его концентрация на себе и на успешном выполнении порученного задания;

1 — провокационная помощь — наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;

2 — прагматическая помощь — в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику;

3 — безусловная помощь — не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых — по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер.

Таблица №3. Результаты методики «Строитель».

 

степень эмоциональной вовлечённости  ребёнка в действия сверстника

характер участия в действиях  сверстника

характер и степень выраженности сопереживания сверстнику

характер и степень проявления просоциальных форм поведения

Милана

3

3

3

2

Семён

1

2

2

3

Мирик

2

1

3

2

Лиза

0

1

2

3

Варя

3

2

3

1

Настя

0

2

2

1

Соня

1

0

2

1

Лёша

1

3

3

2

Витя

2

3

3

3

Ника

3

2

3

1


 

Вывод: анализ результатов проведённого исследования показал, что:

1. Детям младшего дошкольного  возраста свойственно оценивание  сверстника.

2. Дети этого возраста  заинтересованы в наблюдении за ровесниками.

3. У детей этой возрастной  группы развита способность к  сопереживанию и состраданию,  а так же они могут оспорить  негативную оценку со взрослым.

4. В этом возрасте уже менее  проявляется эгоистичность, ребёнок  учится относиться к сверстнику как к партнёру, соратнику по играм.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью работы было изучить  межличностные отношения  младших дошкольников с использованием психологии  и современных методов  изучения данного возраста.

    В ходе работы было обнаружено, что очень велика роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка. Общение является условием формирования общественных качеств личности ребенка, а также условием проявления и развития начал коллективных взаимоотношений.  

   Были выявлены особенности детского общения, характерные для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста: большое разнообразие коммуникативных действий, яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность детских контактов, преобладание инициативных действий над ответными. Также в работе определены формы развития детского общения. В 1-3 года проявляется первая форма: эмоционально-практическое общение. К 4-6 годам складывается вторая форма общения: ситуативно-деловая. В конце дошкольного возраста складывается деловая форма общения вне ситуации. В ходе работы были выявлены проблемные формы отношения детей к сверстникам. Среди них выделяют: агрессивные и обидчивые дети, застенчивые и демонстративные дети.

  Вторая  глава работы посвящена методикам  изучения межличностных отношений  детей. В ней определены условия  использования методик при работе  с детьми: методики должны использоваться  в комплексе, в естественной  и привычной для детей форме,  отношение педагога должно быть максимально доброжелательным.

Рассмотрен  в работе и метод социометрии, определены цели его использования, формы и модификации данного  исследования при работе с детьми.

 Также  в работе описан метод наблюдения, особенности и преимущества его  использования при изучении межличностных  отношений детей. 

 Подводя  итог проделанной работе хочется  сказать о том, что изучение развития межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для его личностного развития. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача педагогов и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Анастази В.  Психологическое тестирование ч. 2, М- 2002 г.

2 Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология  общения в детском возрасте.- М.:

Питер-юг, 2008

3  Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.

О психологии маленького ребенка.— М., Речь, 1996

4 Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников //    Вопросы психологии. 1984. - № 1.

5  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. -Ярославль, 1996.

6 Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974.

7 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.

8  Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.- 144с.

9  Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - № 4.

10  Мухина B.C. Психология дошкольника. - М., 1975.

11 Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1978.

12 Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной. - М., 1974.

 

13 Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989

14 Развитие общения у  дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1974

15  Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М., 1978.

16 Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков  
и девочек. //Дошкольное воспитание.- 1984, №4

17 Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Изд. Академия,2000г 
  18 Смирнова Е.О., Калягина Б:А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1998.-№ 3.

19 Степанов С.С. Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети: грамматика отношений. - М.: Дрофа- ПЛЮС 2006г

20 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

21 Урунтаева Г.А. Детская психология : учебник ,М.: 2006- 368 с.

22 Усова А.П. Обучение в детском саду. Изд. 3-е, испр. Под ред. А.В.Запорожца. М.: Просвещение, 1981г.

 

 

 

Протокол  №1

Тема: социометрический метод «Два домика».

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Инструментарий: лист формата А4 с нарисованным большим красивым красным домиком и маленьким невзрачным чёрным.

Экспериментатор: Абрамова Ю. Г.

Испытуемый: Милана

Состояние испытуемого: хорошее настроение, внимательна.

Дата: 17 февраля 2012    Время: с 9.00 до 9.15

Ход работы

Инструкция: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

Информация о работе Межличностное общение детей младшего дошкольного возраста