Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:29, курсовая работа
Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по психодиагностике. Выбрать методики диагностики личностных качеств.
2. Провести эмпирическое исследование диагностики личностных качеств. Построить профессиограмму и психограмму требований к профессии.
3. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
4. Дать рекомендации по совершенствованию отбора претендентов.
Гипотеза - в исследовании мы предположили, что методики определения личностных качеств дают объемную картину психологического портрета кандидата.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования отбора персонала как части системы управления персоналом в организации представляет большой интерес, прежде всего по той причине, что его значимость серьезно возросла в последние годы и продолжает неуклонно расти. Если ранее конкурентное преимущество одной компании перед другой рассматривалось, прежде всего, с технической точки зрения, т.е. как обладание новейшим оборудованием и технологиями производства, то сейчас на первый план выходят не технические возможности, а именно персонал предприятия, обладающий высоким уровнем знаний и профессионализма. Совершенствование отбора персонала имеет большое значение, так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций, ведь только при наличии необходимого персонала они смогут добиться поставленных целей(3).
Изучением вопросов отбора персонала занимались такие российские авторы как Кибанов А. Я., Дуракова И. Б., Магура М. И., также в своих монографиях отбор рассматривали Половинко В. С., Гутковская Е. А., Травин В. В., Шапиро С.А. и другие. Из зарубежных авторов можно назвать Г. Робертса, Д. Купера, И. Т. Робертсона, Г. Тинлайн(9).
Объект исследования личностные характеристики
Предмет исследования
- диагностика личностных
Исходя из актуальности и разработанности вопроса, целью данной работы является разработка диагностики личностных качеств и рекомендаций по совершенствованию отбора персонала при приеме на работу студентов 3-го курса кафедры психологии.
Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по психодиагностике. Выбрать методики диагностики личностных качеств.
2. Провести эмпирическое
исследование диагностики
3. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
4. Дать рекомендации по
совершенствованию отбора
Гипотеза - в исследовании
мы предположили, что методики
определения личностных качеств
дают объемную картину психолог
Методы применяемые в работе:
1.Теоретический (анализ литературы по данной теме);
2.Эмпирический (сбор и анализ эмпирических данных исследования);
3.Интерпритационный (интерпретация полученных результатов);
Методики применяемые для диагностики личностных факторов:
1.Профессиограмма и психограмма профессии;
2.Личностный пятифакторный опросник
Характеристика выборки- в исследовании приняли участие 8 чел. Студенты 3-го курса факультета Психологии в возрасте 21 -35 лет.
Исследования проводились на базе Самарской Гуманитарной Академии.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОТБОРА ПЕРСОНАЛА.
Диагностика персонала - исследование комплекса качеств индивида, требующихся для обучения и дальнейшего эффективного труда в той или иной профессиональной области. Данные качества могут быть прижизненно сформированы в достаточно широком диапазоне. Но время, необходимое для формирования профессиональной пригодности к определенной области, существенно зависит от природных данных индивида, его мотивации и уже имеющейся профессиональной подготовки. Диагностика персонала позволяет выявить индивидуальную профессиональную пригодность, применяют различные методические средства: тесты достижений, тесты уровня профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики мотивации(7).
Цель диагностики состоит в
обеспечении наиболее полного соответствия
работника требованиям конкретного рабочего
места .
В работе компаний и кадровых служб
этих компаний очень важным фактором являются
инновации, а конкретно инновации в сфере
подбора персонала, в инновационных методах
диагностики персонала. Методы необходимо
постоянно совершенствовать, т.к. деятельность
компании напрямую зависит от качественно
подобранного персонала.
Диагностика это выстроенная по определенной
схеме цепочка стимулов (диагностические
методики), направленных на личность, с
целью получения определенных личностных
и поведенческих реакций. Эта цепочка
стимулов выстраивается, подбирается
и интерпретируется исходя из актуальных
задач в данной организации
(отбор на работу кандидата с конкретными
личностно-деловыми качествами, определение
сильных и слабых сторон работника, разработка
приемов мотивации для работника, разработка
плана обучения с опорой на личностные
и деловые качества работника, передвижение
сотрудников по выполняемым функциям
внутри организации и т.д.). До сих пор,
основными источниками информации, при
оценке личностно-деловых качеств работника
являются традиционные методы: изучение
личных документов (трудовая книга, дипломы,
грамоты), личные беседы, анкетирование,
установление испытательного срока(10).
Однако, этого становится очевидно недостаточно
при современных требованиях, предъявляемых
работодателями к своим подчиненным. Во
избежание ошибок при приеме на работу
или повышении работника в должности или
постановке новых задач перед работником
целесообразно и полезно дополнить традиционные
методы наблюдением, беседой и тестированием,
проводимыми квалифицированным специалистом-психологом.
Эти методы помогут подкрепить или опровергнуть
личные впечатления руководителя компетентной
характеристикой психолога, построенной
на основе ответов на вопросы анкет, тестов
и других поведенческих реакций.
Немаловажно отметить и различия между
двумя способами получения информации
о человеке. Это компьютерная и очная диагностика.
Компьютерная диагностика измеряет средний
показатель, не учитывая индивидуальные
качества испытуемых. Она строится статистически
и с помощью математических методов выстраиваются
закономерности в реакциях испытуемого.
Таким образом, она ограничена только
тем, что в нее вложили, исключая наблюдения
и бессознательные феномены. Ее плюс скорость
обработки информации, исключение индивидуальных
ошибок психолога. Очная диагностика построена
в режиме живого общения, на взаимодействии
психолога и испытуемого. Проводится с
помощью набора методик: анкеты, вопросники,
ситуативные тесты, проективные методики,
кейсы. Таким образом, мы изучаем клиента
на трех уровнях: действие, мышление, эмоции.
Это помогает работодателю составить
полное представление о будущем работнике:
его навыках общения, скорости и точности
решения задач, поведении в конфликтных
ситуациях, его управляемости, стиле мышления
и о многом другом, что зависит от целей
и задач диагностики. В очной диагностике
мы наблюдаем за внешними проявлениями
клиента: мимика, позы, жесты, несущие много
информации о реальном состоянии человека,
что можно скрыть при диагностике компьютерной.
Однако, в такой диагностике повышается
значение компетентности психолога, его
опыта и точности работы(12).
Диагностика для руководителя не является
панацеей от всех бед и трудностей, с которыми
он может столкнуться при работе с персоналом.
Это, в первую очередь, средство осознанного
подхода к персоналу, это выход на новый
уровень в управлении персоналом и верный
путь к прогнозированию эффективности
работы человеческих ресурсов в своей
компании((15).
В России в условиях рыночной экономики качество персонала стало главенствующим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских организаций. В связи с этим все чаще появляется необходимость использовать новые методы отбора персонала в организации. Так, за последние годы метод центров оценки стал широко распространен в России, Казахстане, на Украине.
Однако на большинстве российских предприятий по-прежнему применяются такие традиционные методы как предварительная отборочная беседа, анкетирование, собеседование, тестирование, проверка рекомендаций и послужного списка, медицинский осмотр. При этом следует отметить, что до сих пор лишь небольшое количество организаций применяет их все в совокупности. Среди нетрадиционных методов отбора, применяемых на российских предприятиях, преобладают:
стрессовое интервью, цель которого – определить стрессоустойчивость кандидатов;
Brainteaser-интервью – его
суть в том, что кандидатам
необходимо дать ответ на
Психодиагностика как особая отрасль психологии начала формироваться во второй половине XIX в. Ее источником явилась зародившаяся в это время экспериментальная психология. В 1883 г. английский исследователь Ф. Гальтон выступил как основоположник комплексной науки — антропометрики, в рамках которой осуществлялись как анатомические, так и психофизиологические измерения человека (острота зрения и слуха, особенности психомоторных реакций). Гальтон впервые ввел тестовые исследования и предложил сам термин «тест».
Психодиагностика возникла как наука о методах дифференциальной психологии, а в дальнейшем развивалась в соответствии с запросами педагогики, профессионального отбора и медицины. В 1890 г. в американском журнале «Mina» были опубликованы первые интеллектуальные тесты, разработанные Дж. М. Ксттеллом. Здесь же было высказано предложение о необходимости стандартизации тестов с тем, чтобы исключить влияние на их результаты побочных факторов. В дальнейшем Кеттелл разработал 50 образцовых (стандартизированных) тестов для измерения различных сенсорно-интеллектуальных свойств индивида. В 1896 г. в США были созданы координационные центры по консолидации тестологических исследований.
Новый сдвиг в развитии тестологии произошел благодаря созданию серии интеллектуальных тестов французским врачом и психологом А. Бине. В 1905 г. А. Вине в сотрудничестве с А. Симоном провел серию тестовых испытаний детей в целях выявления особенностей их умственного развития. Задания в этих тестах были сгруппированы применительно к различным возрастным группам — от 3 до 13 лет. Если пробные задания (шкалы) выполняли 90% детей данного возраста, то это задание считалось стандартным. В каждой возрастной группе тестированию подвергались по 300 детей. По успешности выполнения тестовых заданий стал определяться умственный возраст ребенка, который не всегда совпадал с его хронологическим возрастом. Было введено понятие базового умственного возраста - это максимальный возраст, при котором все задания определенного типа успешно выполняются подавляющим большинством детей. Если ребенок выполнял отдельные задания, предназначенные для более старшей группы, то к его хронологическому возрасту приписывалось соответствующее количество месяцев. Разница между умственным и хронологическим возрастом интерпретировалась или как одаренность, или как умственная отсталость. Вторая редакция «шкалы А. Бине» была тщательно исследована в Стэнфордском университете (США) группой сотрудников под руководством Л. М. Термена. Разработанная ими «шкала» подверглась существенным изменениям и стала называться «шкала Стэнфорд-Бине». Были введены два новых основоположения: статистическая достоверность тестовой нормы и коэффициент интеллектуальности (IQ), предложенный В. Штерном. Коэффициент IQ определялся как частное, получаемое при делении хронологического возраста на умственный возраст и умноженное на 100. Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Для каждого возраста были определены типичный средний показатель (X) выполнения соответствующих тестовых заданий, принятый за 100, и возможные стандартные отклонения (S) в пределах 16 баллов. Все индивидуальные показания в пределах 84- 116 баллов считались нормальными. Если же тестовый показатель выходил за пределы этих значений, то ребенок признавался либо умственно отсталым, либо одаренным. Шкала Стэнфорд-Бине получила широкое распространение и выдержала четыре издания.
В период Первой мировой войны в США стали проводить групповое тестирование интеллекта при отборе новобранцев по различным родам войск. А. С. Отис разработал две разновидности армейских тестов — «Альфа» и «Бета» (первая — для знающих английский язык, вторая — для неграмотных и иностранцев). Эти групповые тесты отличались упрощенностью применения и оценки результатов. Они стали широко применяться в промышленности, образовании и армии, гак как не требовали психологически квалифицированных кадров.
Тестология получила массовое распространение. Тесты стали валидными и высоконадежными. Было выяснено, что общий уровень развития интеллекта коррелирует с рядом других личностных качеств индивида. В тестологии возникло новое направление — тестирование специальных способностей человека, которое стало основой профессионального отбора, профессиональной ориентации и профессиональной консультации. Были созданы тестовые комплексы (батареи) для отбора поступающих в медицинские, педагогические, юридические, инженерные, военные и другие учебные заведения, для эффективного распределения персонала по различным рабочим местам(16).
Стала применяться математическая методика обработки полученных результатов — факторный анализ.
Английский психолог Ч. Спирмен установил, что все специальные способности имеют не только специфические характеристики (S-фактор), но и общие особенности — генеральный фактор (G-фактор). Выяснилось, что любая специальная способность базируется на необходимом уровне обшей способности, что отдельные тестовые показатели объединяются в родственные подгруппы. Тестовые задания стали соответствовать факторному анализу (J1. Л. Терстоун и др.). Было выделено 12 факторов, характеризующих первичные умственные способности (в настоящее время выделено 120 таких факторов). В США была разработана батарея тестов общих способностей, необходимых для конкретных видов деятельности .
Также начали разрабатывать тесты достижений, выявляющие усвоение определенных знаний и сформированность профессиональных умений и навыков. Сравнительному анализу подверглась и эффективность различных способов и программ обучения (широкоизвестный Стэнфордский тест достижений (AT). Тестология стала основной частью психометрики - науки о психологических измерениях(2).
Наряду с тестами в личностной диагностике получили широкое распространение личностные опросники и проективные методы.
Первым личностным опросником является разработанный американским психологом Р. Вудвортсом «Бланк данных о личности», предназначенный для выявления среди военнослужащих лиц с невротической симптоматикой. Личностные опросники содержат косвенную постановку диагностических вопросов. Стандартизированная процедура их предъявления и оценки итогов сближают их с тестовыми обследованиями.
Во второй половине XX в. самым распространенным личностным опросником стал тест-опросник MMPI — Миннесотский многофазный личностный перечень. Широко применялись также проективные методики, возникшие на основе ассоциативной концепции. Первые ассоциативные эксперименты провел Ф. Гальтон еще в 1879 г., предлагая испытуемым отвечать на словесные раздражители случайно вспомнившимся словом. Предполагалось, что эта методика позволит выявить устойчивую психическую направленность личности. (Эта методика широко используется в психоанализе.) Наиболее известная проективная методика была разработана в 1921 г. швейцарским психиатром Г. Роршахом. Предъявляя причудливые чернильные пятна (симметрично организованные путем перегиба листа бумаги) различным группам психически больных, Роршах установил статистически достоверную систему показателей. Затем в 1928 г. была разработана методика «завершения предложений» Пейна.
Тогда же была создана самая распространенная проективная методика — Тест тематической апперцепции (ТАТ). Ее создатели X. Морган и Г. Мюррей обобщили весь накопившийся к тому времени опытный материал, полученный различными проективными методиками(3).
Появившееся в последнее время обилие тестовых методик в принципе основано на вышерассмотренных классических методиках. В связи с развитием компьютерной техники появилась возможность «настройки» теста на индивидуальные особенности испытуемого — возникла методика адаптивного тестирования. Многомерная компьютерная обработка данных позволила делать заключения о субъективном семантическом пространстве испытуемого.
В России психодиагностика начала развиваться в начале XX в., но ее экспериментальная база была заложена в последней четверти XIX в.: в 18S5 г. возникла первая экспериментальная психологическая лаборатория в Казани, созданная М. Бехтеревым, а в 1895 г. по инициативе С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.
Известный русский невропатолог и психиатр Г. И. Россолимо уже в 1909 г. разработал методику индивидуального психологического профиля (исследовались 11 психических процессов по 10-балльной шкале. Посредством ответов на 10 вопросов выявлялись особенности внимания, воли, восприятия, ассоциативной деятельности). Этим же ученым была предложена графическая форма отображения результатов психических измерений в виде «психологических профилей». Россолимо стремился к целостному, структурированному исследованию личности, выявлению ее сильных и слабых сторон. Такой же позиции придерживался и известный русский психолог А. Ф. Лазурский — создатель отечественной дифференциальной психологии и научной характериологии. Наиболее интенсивно практика отечественной психодиагностики развивалась в 1920-х и начале 1930-х гг. в связи с развитием педологии и психотехники. Широко использовались зарубежные психологические тесты. Предлагались и новые разновидности тестирования (например, «измерительная шкала ума» А. П. Болтунова ). В рамках психотехники разрабатывались тесты выявления специальных способностей(5).
Информация о работе Методы отбора персонала при приеме на работу