Методы отбора персонала при приеме на работу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по психодиагностике. Выбрать методики диагностики личностных качеств.
2. Провести эмпирическое исследование диагностики личностных качеств. Построить профессиограмму и психограмму требований к профессии.
3. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
4. Дать рекомендации по совершенствованию отбора претендентов.
Гипотеза - в исследовании мы предположили, что методики определения личностных качеств дают объемную картину психологического портрета кандидата.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовикMicrosoft Office Word (версия2).doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

В повседневном и научном языке очень часто встречаются, наряду с термином «личность», такие термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения Homo sapiens. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно-исторической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “индивид” используют и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств(13).

Ключевые характеристики личности связанные с выполнением работы

Ведущие теоретики личности Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и другие рассматривают личность как некую иерархическую структуру типа пирамиды, в основании которой лежат многочисленные, связанные между собой поведенческие проявления - черты, группирующиеся на основе психолингвистического, а затем статистического метода факторного анализа в обобщенные характеристики - факторы, являющиеся общими особенностями в структуре личности. Поэтому принципу был выбран личностный опросник Р.МакКрэй  и П. Коста «Большая пятерка».

Теоретической основой опросника является пятифакторная модель личности.

Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:

“нейротизм” (neuroticism, N),

”экстраверсия” (extraversion, E),

“открытость опыту” (openness to experience, O),

“согласие” (agreebleness, A),

“сознательность” (conscientiousness, C).

Р. МакКрай  и П. Коста использовали для обозначения пяти факторов следующие термины: 1. нейротизм, 2. экстраверсия, 3. открытость опыту, 4. сотрудничество, 5. добросовестность.

 

Выводы по первому разделу:

 

Итак, в данной главе были рассмотрены понятия, этапы, концепции, диагностики наиболее часто применяемые методы отбора персонала при приеме на работу. Процесс отбора персонала был представлен в  виде профессиограммы и психограммы требований к профессии. Была выбрана методика диагностики личностных качеств претендентов. Проведен обзор развития психодиагностики, ее методик и исследователей. Также был приведен опыт отбора персонала при приеме на работу за рубежом и в России.

 

 

 

 

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

 

2.1 Ход проведения исследования

 

Существует ряд классификаций диагностических средств, данная классификация базируется на делении исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный, с выделением в рамках последнего особого психодиагностического метода (Бурлачук). Он конкретизируется автором в трех основных диагностических подходах объективный, субъективный и проективный методы.

Рассматривая конкретные методики и приемы диагностики проявлений человеческой индивидуальности, автор предлагает традиционное деление на два типа методик: тесты интеллекта и методики для диагностики собственно личностных особенностей.

Первые рассматриваются как тесты общих способностей (диагностика уровня интеллектуального развития), тесты специальных способностей (измерение уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, узких областях деятельности).

Личностные методики условно подразделяются автором на тесты действия (целевые личностные тесты, которые предполагают какие-либо перцептивные действий по обнаружению замаскированных фигур) и ситуационные тесты (в которых испытуемый помещается в какую-нибудь жизненную ситуацию).

Каждый из предлагаемых автором подходов определяет группу однородных, близких друг к другу методик.

Объективный подход, в котором диагностика осуществляется на основе успешности, результативности и/или способа (особенностей) выполнения деятельности, включает в себя:

— тесты интеллекта;

— тесты специальных способностей;

— тесты личности (объективные);

— тесты достижений.

Субъективный подход как оценка сведений, сообщаемых о себе, самоописание (самооценивание) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях базируется на:

— личностных опросниках;

— опросниках настроения и состояния;

Проективный метод (анализ особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, становящимся в силу его неопределенности объектом проекции) включает в себя:

— моторно-экспрессивные методики;

— перцептивно-структурные методики;

– апперцептивно-динамические методики.

Для проведения нашего исследования обращаемся к объекту, предмету,  задаче и  цели  исследования.

Объект  исследования – личностные качества  студентов группы ТБП-231.

Метод   исследования– пятифакторный  личностный опросник  Р. МакКэй  и П. Коста.

Цель  исследования – сравнить  экспериментальные  показатели  выявления  психологического портрета  личности для отбора претендентов при приеме на работу.

Задачи исследования -  подобрать методику для выявления личностных характеристик, провести  исследования среди  студентов  - психологов, проанализировать  полученные  данные.  дать  рекомендации и сделать выводы на основе результатов.

Для проведения нашего исследования  были выбраны методики :

- пятифакторный личностный  опросник  Р.  МакКэйна  и П.Коста

-профессиограмма и психограмма  профессии  психолог.

 

2.2. Интерпретация результатов исследования

 

Следование проходило с использованием методики  пятифакторного  личностного  опросника

Р.  МакКейна и П. Коста  который помог  определить структуру личности.

Преимущество этой методики в том , что   она  позволяет на основе факторного  анализа  пяти независимых переменных (нейротизм,  экстраверсия, открытость,   сотрудничество, добросовестность)  адекватно  описать  психологический  портрет личности, простота  в прохождении  и подсчете, позволяет использовать  любое количество  испытуемых.

В  качестве испытуемых   были выбраны  студенты группы ТБП-231 в количестве восьми человек.

Исследование проходило  17.   03  2015г. Респонденты находились в комфортных условиях, каждому был выдан лист  с инструкцией ,  опросник и бланк ответов,  карандаши. Как  предусмотрено  исследованием.

 

Инструкция

Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению высказываний, с помощью которых можно выявить свойства личности, проявляющиеся в тех или иных житейских ситуациях. Между парными высказываниями размещена оценочная шкала (-2; -1; 0; 1; 2). В опроснике нет утверждений правильных или неправильных, также как нет хороших или плохих черт личности. Степень выраженности каждого из 75 парных высказываний определяется с помощью приведенной выше оценочной шкалы.

Прочтите первое парное высказывание и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».

Выбранное значение по первому высказыванию записывается в бланк ответов в левую ячейку по номером 1. Таким образом, выбираются значения для всех последующих высказываний-альтернатив с записью в левые ячейки, соответствующие порядковым номерам высказываний.

Обработка результатов тестирования

1. Выбранные оценочные  значения высказываний переводятся  в баллы: 

 

Оценочная шкала

-2

-1

0

1

2

Баллы

5

4

3

2

1

           

 

2. Балльные оценки проставляются  в бланк ответов в правые  ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания

 

Бланк ответов пятифакторного опросника 

 

 

I

 

II

 

III

 

IV

 

V

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

                   

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

                   

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

 

1.1 =11

 

2.1 =8

 

3.1 =8

 

4.1 =14

 

5.1 =11


 

 

16

 

5

17

 

4

18

 

4

19

 

20

 

3

                   

21

 

4

22

 

5

23

 

4

24

 

25

 

                   

26

 

4

27

 

5

28

 

3

29

 

2

30

 

5

 

1.2 =13

 

2.2 =14

 

3.2 =11

 

4.2 =9

 

5.2 =12

Информация о работе Методы отбора персонала при приеме на работу