Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:29, курсовая работа
Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по психодиагностике. Выбрать методики диагностики личностных качеств.
2. Провести эмпирическое исследование диагностики личностных качеств. Построить профессиограмму и психограмму требований к профессии.
3. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
4. Дать рекомендации по совершенствованию отбора претендентов.
Гипотеза - в исследовании мы предположили, что методики определения личностных качеств дают объемную картину психологического портрета кандидата.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются, наряду с термином «личность», такие термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения Homo sapiens. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно-исторической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “индивид” используют и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств(13).
Ключевые характеристики личности связанные с выполнением работы
Теоретической основой опросника является пятифакторная модель личности.
Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:
“нейротизм” (neuroticism, N),
”экстраверсия” (extraversion, E),
“открытость опыту” (openness to experience, O),
“согласие” (agreebleness, A),
“сознательность” (conscientiousness, C).
Р. МакКрай и П. Коста использовали для обозначения пяти факторов следующие термины: 1. нейротизм, 2. экстраверсия, 3. открытость опыту, 4. сотрудничество, 5. добросовестность.
Выводы по первому разделу:
Итак, в данной главе были рассмотрены понятия, этапы, концепции, диагностики наиболее часто применяемые методы отбора персонала при приеме на работу. Процесс отбора персонала был представлен в виде профессиограммы и психограммы требований к профессии. Была выбрана методика диагностики личностных качеств претендентов. Проведен обзор развития психодиагностики, ее методик и исследователей. Также был приведен опыт отбора персонала при приеме на работу за рубежом и в России.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ
2.1 Ход проведения исследования
Существует ряд классификаций диагностических средств, данная классификация базируется на делении исследовательского метода на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный, с выделением в рамках последнего особого психодиагностического метода (Бурлачук). Он конкретизируется автором в трех основных диагностических подходах объективный, субъективный и проективный методы.
Рассматривая конкретные методики и приемы диагностики проявлений человеческой индивидуальности, автор предлагает традиционное деление на два типа методик: тесты интеллекта и методики для диагностики собственно личностных особенностей.
Первые рассматриваются как тесты общих способностей (диагностика уровня интеллектуального развития), тесты специальных способностей (измерение уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, узких областях деятельности).
Личностные методики условно подразделяются автором на тесты действия (целевые личностные тесты, которые предполагают какие-либо перцептивные действий по обнаружению замаскированных фигур) и ситуационные тесты (в которых испытуемый помещается в какую-нибудь жизненную ситуацию).
Каждый из предлагаемых автором подходов определяет группу однородных, близких друг к другу методик.
Объективный подход, в котором диагностика осуществляется на основе успешности, результативности и/или способа (особенностей) выполнения деятельности, включает в себя:
— тесты интеллекта;
— тесты специальных способностей;
— тесты личности (объективные);
— тесты достижений.
Субъективный подход как оценка сведений, сообщаемых о себе, самоописание (самооценивание) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях базируется на:
— личностных опросниках;
— опросниках настроения и состояния;
Проективный метод (анализ особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным материалом, становящимся в силу его неопределенности объектом проекции) включает в себя:
— моторно-экспрессивные методики;
— перцептивно-структурные методики;
– апперцептивно-динамические методики.
Для проведения нашего исследования обращаемся к объекту, предмету, задаче и цели исследования.
Объект исследования – личностные качества студентов группы ТБП-231.
Метод исследования– пятифакторный личностный опросник Р. МакКэй и П. Коста.
Цель исследования – сравнить экспериментальные показатели выявления психологического портрета личности для отбора претендентов при приеме на работу.
Задачи исследования - подобрать методику для выявления личностных характеристик, провести исследования среди студентов - психологов, проанализировать полученные данные. дать рекомендации и сделать выводы на основе результатов.
Для проведения нашего исследования были выбраны методики :
- пятифакторный личностный опросник Р. МакКэйна и П.Коста
-профессиограмма и
2.2. Интерпретация результатов исследования
Следование проходило с использованием методики пятифакторного личностного опросника
Р. МакКейна и П. Коста который помог определить структуру личности.
Преимущество этой методики в том , что она позволяет на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость, сотрудничество, добросовестность) адекватно описать психологический портрет личности, простота в прохождении и подсчете, позволяет использовать любое количество испытуемых.
В качестве испытуемых были выбраны студенты группы ТБП-231 в количестве восьми человек.
Исследование проходило 17. 03 2015г. Респонденты находились в комфортных условиях, каждому был выдан лист с инструкцией , опросник и бланк ответов, карандаши. Как предусмотрено исследованием.
Инструкция
Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению высказываний, с помощью которых можно выявить свойства личности, проявляющиеся в тех или иных житейских ситуациях. Между парными высказываниями размещена оценочная шкала (-2; -1; 0; 1; 2). В опроснике нет утверждений правильных или неправильных, также как нет хороших или плохих черт личности. Степень выраженности каждого из 75 парных высказываний определяется с помощью приведенной выше оценочной шкалы.
Прочтите первое парное высказывание и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».
Выбранное значение по первому высказыванию записывается в бланк ответов в левую ячейку по номером 1. Таким образом, выбираются значения для всех последующих высказываний-альтернатив с записью в левые ячейки, соответствующие порядковым номерам высказываний.
Обработка результатов тестирования
1. Выбранные оценочные
значения высказываний
Оценочная шкала |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
Баллы |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2. Балльные оценки проставляются
в бланк ответов в правые
ячейки соответствующих
Бланк ответов пятифакторного опросника
I |
II |
III |
IV |
V | ||||||||||
1 |
1 |
2 |
5 |
3 |
2 |
4 |
4 |
5 |
5 | |||||
6 |
5 |
7 |
2 |
8 |
4 |
9 |
5 |
10 |
3 | |||||
11 |
5 |
12 |
1 |
13 |
2 |
14 |
5 |
15 |
3 | |||||
1.1 =11 |
2.1 =8 |
3.1 =8 |
4.1 =14 |
5.1 =11 |
16 |
5 |
17 |
4 |
18 |
4 |
19 |
5 |
20 |
3 | |||||
21 |
4 |
22 |
5 |
23 |
4 |
24 |
2 |
25 |
4 | |||||
26 |
4 |
27 |
5 |
28 |
3 |
29 |
2 |
30 |
5 | |||||
1.2 =13 |
2.2 =14 |
3.2 =11 |
4.2 =9 |
5.2 =12 |
Информация о работе Методы отбора персонала при приеме на работу