Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 16:29, курсовая работа
Задачи исследования:
1.Провести анализ литературы по психодиагностике. Выбрать методики диагностики личностных качеств.
2. Провести эмпирическое исследование диагностики личностных качеств. Построить профессиограмму и психограмму требований к профессии.
3. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
4. Дать рекомендации по совершенствованию отбора претендентов.
Гипотеза - в исследовании мы предположили, что методики определения личностных качеств дают объемную картину психологического портрета кандидата.
Внимание, стремление понять позиции других;
Большое чувство ответственности:
Умение заботиться о других.
По третьему фактору (самоконтроль-импульсивность)
Таблица5 Характеристики свойств личности фактора (самоконтроль-импульсивность)
Третий фактор | |
Самоконтроль |
Импульсивность |
(высокий самоконтроль поведения) Главным содержанием этого фактора является волевая регуляция поведения. На полюсе высоких значений находится такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью Высокая добросовестность и сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем, со стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным. Такие люди редко чувствуют себя полностью раскованными настолько, чтобы позволить себе дать волю чувствам. |
(низкий самоконтроль поведения) Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, редко проявляет в своей жизни волевые качества, он живет, стараясь не усложнять свою жизнь. Ищет «легкой жизни». Это такой тип личности, для которого характерны естественность поведения, беспечность, склонность к необдуманным поступкам Такой человек может недобросовестно относиться к работе, не проявляя настойчивости в достижении цели. Он не прилагает достаточных усилий для выполнения принятых в обществе требований и культурных норм поведения, может презрительно от носиться к моральным ценностям. Человек, имеющий такую черту, склонен совершать асоциальные поступки. Ради собственной выгоды он способен на нечестность и обман. Такой человек, как правило, живет одним днем, не заглядывая в свое будущее. |
Соответствие качества «самоконтроль» психограмме психолога:
Вежливость, обходительность;
Тщательность действий;
Актуальность и последовательность в работе.
Качеств соответствующих психологу в факторе «импульсивность» нет.
В группе по этому фактору самый низкий показатель , что предполагает проведение дополнительных диагностических исследований для полного анализа личности и разработки рекомендаций для коррекции негативных проявлений.
По четвертому фактору (эмоциональная устойчивость- неустойчивость) низкий показатель у одного испытуемого №7, средний у №2, №6, высокие показатели у остальных пяти человек.
Таблица6 Характеристики четвертого фактора (эмоциональная устойчивость-неустойчивость)
Четвертый фактор | |
Эмоциональная устойчивость |
Эмоциональная не устойчивость |
Высокие значения по этому фактору характеризуют лиц, неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность. Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Их поведение во многом обусловлено ситуацией. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию. Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и в неудачах. |
Низкие значения по этому фактору свойственны лицам самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения. На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом. |
Соответствие качеств «эмоциональная устойчивость» психограмме профессии:
Стрессоустойчивость;
Самостоятельность суждений;
Способность обучать других.
Соответствий «эмоциональной неустойчивости» в психограмме профессии нет, исходя из данных- такой человек один .ему в профессии грозит эмоциональное выгорание
По пятому фактору (экспрессивность-практичность) низких показателей нет ,средние показатели у двоих реципиентов №3 и №8, у остальных - высокие показатели.
Таблица 7 Характеристики качеств пятого фактора (экспрессивность-практичность)
Пятый фактор | |
Экспрессивность |
Практичность |
Для человека с такой чертой характерно легкое отношение к жизни. Он производит впечатление беззаботного и безответственного, которому сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию материального благополучия. К жизни он относится как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия. Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Он легко обучается, но недостаточно серьезно относится к систематической научной деятельности, поэтому редко достигает больших успехов в науке. Такой человек часто не отличает вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек. |
Человек с выраженной чертой практичности по своему складу реалист, хорошо адаптирован в обыденной жизни. Он трезво и реалистично смотрит на жизнь, верит в материальные ценности больше, чем в отвлеченные идеи. Такой человек часто озабочен своими материальными проблемами, упорно работает и проявляет завидную настойчивость, воплощая в жизнь свои планы. Негибкий и неартистичный, часто простой и лишенный чувства юмора в обычной жизни, он проявляет постоянство своих привычек и интересов. Такой человек не любит резких перемен в своей жизни, он предпочитает постоянство и надежность во всем, что его окружает. Он несентиментален, поэтому его трудно вывести из равновесия, повлиять на сделанный выбор. Ко всем жизненным событиям такой человек подходит с логической меркой, ищет рациональных объяснений и практической выгоды. |
Соответствие качеств» экспрессивность» психограмме психолога:
Легко обучаем;
Схватывание новых идей, иррационализм мышления;
Психологическая интуиция,.
Соответствие качеств «практичность» психограмме профессии:
Уравновешенность и практичность;
Руководство здравым смыслом;
Логическое мышление;
Не конфликтность.
Таблица8 Сумма баллов и среднее показатели уровня подготовки группы к профессии.
Экстравертность – Интровертность |
Привязанность - Обособленность |
Самоконтроль – Импульсивность |
Эмоциональная (не) устойчивость |
Экспрессивность – Практичность | |
Сумма баллов |
445 |
437 |
397 |
421 |
446 |
Среднее |
55,6 |
54,6 |
49,6 |
52,6 |
55,7 |
Рисунок 3 Средние факторные показатели группы.
Выводы по второму разделу:
Интерпретируя средние показатели группы, по таблице и диаграмме, соответствия студентов группы №231 профессии психолога можно сделать вывод, что группа имеет средние и высокие показатели, Успешными могут быть психологи с различным личностным профилем (если он в норме) при выработке адекватного стиля поведения.
Сравнивая бальные данные реципиентов для оценки личностных качеств лучшие показатели у №4 и№5.При отборе кандидатов при приеме на работу они имеют приоритеты т.к. обладают лучшими качествами предъявляемыми к профессии.
Анализируя бальные данные по факторам самые низкие показатели группы в эмоционально-волевой сфере.
Рекомендации по коррекции эмоционально-волевой сферы.
Для нормальной жизнедеятельности и развития в социуме большое значение имеет эмоционально- волевая сфера личности. Эмоции и чувства играют очень важную роль в жизни человека.
Учитывая то, что даже в психологии эмоции и чувства неразрывны, продолжим с характеристики чувств. Чувства – вторичны, они возникли на основе эмоций в ходе эволюции. То есть, чувства – это приобретенные эмоции. Чувства не зависят от перемены ситуации, они могут существовать в нас всю жизнь неизменно. Но, при этом, чувства могут выражаться разными (кардинально разными!) эмоциями. Например, мать любит своего ребенка и это чувство длиною в жизнь. Ребенок может ее рассердить, обидеть, разочаровать, тогда она будет испытывать гнев, печаль и прочее – это проявление чувства любви посредством эмоций. Но в то же время, мать может гордиться ребенком, восхищаться, умиляться, тогда она будет испытывать эмоции восхищения, радости, умиления.
Таким образом, эмоции – осознанны, мы легко можем объяснить, почему испытываем ту или иную эмоцию. Что касается выражения, то чаще всего они проявляются в виде жестикуляций, интонаций и мимики.
Чувства мы проявляем посредством слов, но никогда не можем толком объяснить, почему мы испытываем то или иное чувство. Спросите мать, почему она любит своего ребенка, или не надо так высоко, почему она не любит лук?(6).
Для того чтобы легче определять грань между двумя понятиями, предлагаем вам ознакомиться с видами чувств и эмоций.
Чувства:
Эмоции:
Положительные:
Нейтральные:
блаженство;
любопытство;
удовольствие;
симпатия;
радость
Волевая сфера - необходимость совершать волевые акты для преодоления внешних и внутренних препятствий. Если говорить об истории, то волевые решения в разное время формировались благодаря определенной трудовой деятельности. Личности чаще всего проявляются, когда на жизненном пути встречаются различные трудности и испытания. Последним этапом в формировании воли является действия.
Волевые действия можно разделить на две группы:
1. Простые – действия, которые не требуют затрат определенных сил и дополнительной организации.
2. Сложные – действия, которые подразумевают определенную концентрацию, настойчивость и умения.
Для того чтобы понять сущность таких действий, необходимо разбираться в структуре. Волевой акт состоит их таких элементов:
импульс;
мотив;
способ и средство деятельности;
принятие решения;
выполнение решения
Нарушения эмоционально волевой сферы личности проявляется:
неуверенностью в себе;
неадекватной самооценкой;
увеличенной тревожностью;
проблемами во взаимодействии с другими людьми;
эмоциональным напряжением;
нежеланием что-либо делать;
увеличенной импульсивностью.
Направлений развития воли всего два. Первое направлено вовне – на преодоление инерции в действиях при различных обстоятельствах. Например, заставить себя приходить во время на работу, мыть машину до блеска или не транжирить деньги. Избавление от вредных привычек – выпивать, курить, переедать или приобретение полезных – зарядка, диета, тоже относятся к внешним действиям. Второе внутрь – контроль эмоций и мыслей
Эмоциональность весьма ценится людьми, так как является очевидной демонстрацией того, что человеку не безразлично происходящее вокруг, в частности те люди, с которыми он общается (конечно, речь прежде всего идет о положительных эмоциях).
Информация о работе Методы отбора персонала при приеме на работу